Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.07.2016 N Ф09-7513/16 по делу N А60-39353/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении газораспределительной организации к ответственности по части 2 ст. 14.31 КоАП РФ за возложение на застройщика обязанности по предварительному согласованию с третьими лицами технологического присоединения к сети газораспределения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку указанные действия не связаны с нарушением прав гражданина в сфере предпринимательской деятельности и не влекут нарушение интересов неопределенного круга лиц, ввиду чего не противоречат антимонопольному законодательству с учетом внесенных в него изменений, при этом доказательств наличия состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, не имеется.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. в„– Ф09-7513/16

Дело в„– А60-39353/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Сухановой Н.Н., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН: 6658065103, ОГРН: 1036602648928); (далее - антимонопольный орган, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2016 по делу в„– А60-39353/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
антимонопольного органа - Лопарева А.Д. (доверенность от 14.09.2015);
акционерного общества "ГАЗЭКС" (ИНН: 6612001379, ОГРН: 1036600620440); (далее - общество "ГАЗЭКС") - Алмаев А.Ю. (доверенность от 11.01.2016).

Общество "ГАЗЭКС" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 30.07.2015 в„– 06-05/25 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 28 620 221 руб. 52 коп.
Решением суда от 29.01.2016 (судья Окулова В.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами Федерального закона от 05.10.2015 в„– 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 05.10.2015 в„– 275-ФЗ), ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ), ст. 9.21 КоАП РФ.
По мнению антимонопольного органа, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.10.2015 в„– 275-ФЗ, ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения к газораспределительным сетям не исключена, административная ответственность за данное нарушение установлена ст. 9.21 КоАП РФ, поэтому в резолютивной части судебного акта должно быть указано на то, что оспариваемое постановление не подлежит исполнению в части, превышающей размер санкции ст. 9.21 КоАП РФ.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, решением антимонопольного органа от 06.04.2015 по делу в„– 06-04/13 признан факт нарушения газораспределительной организацией (обществом "ГАЗЭКС" в составе группы лиц с открытым акционерным обществом "Уральские газовые сети") п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ, выразившийся в возложении на контрагентов - застройщиков обязанности по предварительному согласованию осуществления подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения с третьими лицами.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ данное решение антимонопольного органа явилось поводом для составления должностным заинтересованного лица в отношении общества "ГАЗЭКС" протокола от 15.06.2015 в„– 06-05/25 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела постановлением антимонопольного органа от 30.07.2015 по делу в„– 06-05/25 общество "ГАЗЭКС" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 28 620 221 руб. 52 коп.
Общество "ГАЗЭКС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности и прекращения производства по делу об административном правонарушении на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Арбитражным судом установлено, что основанием для привлечения общества "ГАЗЭКС" к ответственности по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ послужил факт того, что 26.07.2013 общество "ГАЗЭКС" предоставило гр. Нечаеву П.Б. технические условия в„– 3/3.5-1/274/П-ур, в которые включило условие о необходимости получения у третьих лиц согласия на подключение к сети газораспределения.
Данный факт квалифицирован антимонопольным органом как нарушение обществом "ГАЗЭКС" п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона от 05.10.2015 в„– 275-ФЗ в абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ внесены изменения.
Согласно новой редакции ч. 1 ст. 10 данного закона, вступившей в силу с 05.01.2016, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
При этом согласно ранее действовавшей редакции данной нормы запрещались действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, с 05.01.2016 не являются нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ, вменяемые в вину обществу "ГАЗЭКС" действия, поскольку они не связаны с нарушением прав гражданина в сфере предпринимательской деятельности и не влекут нарушения интересов неопределенного круга лиц.
Согласно диспозиции ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ объективной стороной данного правонарушения является совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.21 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что с 05.01.2016 вменяемые обществу "ГАЗЭКС" действия не влекут ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отмена закона, установившего административную ответственность.
В соответствии с п. 33.2. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 в„– 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разрешая жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 1.7. КоАП РФ, в соответствии с которой закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Арбитражным судом установлено, что оспариваемое постановление антимонопольного органа не исполнено.
Кроме того, положениями ст. 30.17 КоАП РФ не допускается возможность ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке в порядке надзора вступивших в законную силу решений по делу об административном правонарушении.
Таким образом, заявленные требования удовлетворены правомерно.
Доводы антимонопольного органа о том, что ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения к газораспределительным сетям не исключена, административная ответственность за данное нарушение установлена ст. 9.21 КоАП РФ, поэтому в резолютивной части судебного акта должно быть указано на то, что оспариваемое постановление не подлежит исполнению в части, превышающей размер санкции ст. 9.21 КоАП РФ, подлежат отклонению также и потому, что материалы административного производства не содержат каких-либо выводов и доказательств в отношении наличия в действиях общества "ГАЗЭКС" состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2016 по делу в„– А60-39353/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН

Судьи
Н.Н.СУХАНОВА
Д.В.ЖАВОРОНКОВ


------------------------------------------------------------------