По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.07.2016 N Ф09-7118/16 по делу N А76-26008/2015
Требование: О признании незаконным отказа в регистрации права собственности на тепловую сеть.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как представленная декларация об объекте недвижимого имущества не является надлежащим правоустанавливающим документом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении спорного объекта не выдавалось, общество не было лишено возможности представить необходимые документы в орган местного самоуправления для получения заключения о соответствии спорного объекта установленным критериям.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2016 г. в„– Ф09-7118/16
Дело в„– А76-26008/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Рябовой С.Э., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (далее - общество "Уральская теплосетевая компания") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.01.2016 по делу в„– А76-26008/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Челябинской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Уральская теплосетевая компания" - Попова Е.С. (доверенность от 19.10.2015);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Усольцева О.С. (доверенность от 28.09.2015 в„– 247).
Общество "Уральская теплосетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на сооружение - тепловая сеть 2Д 57 мм протяженностью 130 м, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, 285-п, и обязании управления осуществить государственную регистрацию права собственности общества на указанное сооружение.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.04.2016 (судьи Пивоварова Л.В., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Полагая, что объект недвижимости, для регистрации которого общество "Уральская теплосетевая компания" обратилось в управление, соответствует критериям, установленным подп. "з" п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Челябинской области от 07.06.2010 в„– 589-ЗО "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области от 07.06.2010 в„– 589-ЗО), заявитель полагает неправомерным отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности на сооружение, основанный на непредставлении документа - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Управление представило письменные пояснения, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с п. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок представления документов на государственную регистрацию прав урегулирован ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ).
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 названной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Согласно абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если: не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В силу п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, наряду с прочим, в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Подпунктом "з" п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Челябинской области от 07.06.2010 в„– 589-ЗО предусмотрено, что получение разрешения на строительство не требуется при строительстве, реконструкции тепловых сетей с внутренним диаметром до 400 миллиметров включительно, транспортирующих воду от объектов капитального строительства до мест присоединения к системе теплоснабжения в рамках выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения в порядке, установленном Федеральным законом "О теплоснабжении".
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Челябинской области от 07.06.2010 в„– 589-ЗО строительство, реконструкция линейных объектов, указанных в п. 4 ч. 1 настоящей статьи, без получения разрешения на строительство допускаются при соблюдении следующих условий: 1) наличии правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок (за исключением земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности); 2) наличии проектной документации по строительству, реконструкции линейных объектов; 3) проведении земляных работ в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления; 4) оформлении по окончании строительства, реконструкции линейных объектов следующих документов: а) акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11 и (или) форма КС-14); б) акта о присоединении сетей водоснабжения или водоотведения, за исключением тепловых сетей, фиксирующий техническую готовность к подаче ресурсов; в) акта разграничения эксплуатационной ответственности; 5) представлении в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня завершения строительства, реконструкции линейных объектов сведений о них для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что общество "Уральская теплосетевая компания" 18.08.2015 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение - тепловая сеть диаметром 57 мм протяженностью 130 м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, пр. Победы, 285-п, приложив к заявлению договор аренды земельного участка от 05.05.2015 в„– 05-7, декларацию об объекте недвижимого имущества от 18.08.2015, справку о финансировании строительства от 17.08.2015.
При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов управление выявило факт отсутствия достаточного пакета документов, препятствующий проведению государственной регистрации, о чем сообщило обществу "Уральская теплосетевая компания" письмом от 25.08.2015 в„– 74/001/378/2015-5215.
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ государственная регистрация приостановлена до 25.09.2015.
Обществу "Уральская теплосетевая компания" предложено представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, оформленное органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство. Кроме того, указано, что в представленной обществом "Уральская теплосетевая компания" декларации от 18.08.2015 отсутствуют технические характеристики сооружения - протяженность.
Управлением одновременно направлен межведомственный запрос от 27.08.2015 в„– 20915 в Администрацию города Челябинска с просьбой сообщить сведения о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного сооружения.
В ответ на указанный запрос Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Челябинска в письме от 09.09.2015 в„– 40-13905/госн сообщило, что Администрацией города Челябинска разрешение на ввод в эксплуатацию сооружения (тепловая сеть), расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Победы, 285-п, не выдавалось.
Общество "Уральская теплосетевая компания" 18.09.2015 дополнительно представило на государственную регистрацию декларацию об объекте недвижимого имущества от 17.09.2015.
Сообщением от 29.09.2015 в„– 74/001/378/2015-5215 управление отказало обществу "Уральская теплосетевая компания" в государственной регистрации права собственности на указанное сооружение в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, и на основании абз. 10, 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ.
В обоснование отказа в государственной регистрации регистрирующий орган указал, что представленная заявителем декларация об объекте недвижимого имущества от 18.08.2015 не может быть рассмотрена в качестве надлежащего документа, устанавливающего право собственности на данный объект недвижимого имущества.
В сообщении также указано, что согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для строительства линейных объектов (в отличие от, например, строительства строений и сооружений вспомогательного использования) необходимо наличие разрешения на строительство. Поскольку на государственную регистрацию разрешение на строительство не было представлено, проведение государственной регистрации не представляется возможным.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что достоверные доказательства соответствия спорного сооружения объектам, указанным в подпункте "з" п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона Челябинской области от 07.06.2010 в„– 589-ЗО, обществом "Уральская теплосетевая компания" в управление не представлены, как и не представлены документы, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона Челябинской области от 07.06.2010 в„– 589-ЗО.
При этом суды приняли во внимание, что общество "Уральская теплосетевая компания" не было лишено возможности представить необходимые документы в орган местного самоуправления для получения заключения о соответствии спорного объекта критериям, приведенным в п. 1 ст. 1 Закона Челябинской области от 07.06.2010 в„– 589-ЗО, с учетом требований ч. 2 указанной статьи, учитывая, что в уведомлении о приостановлении государственной регистрации регистрирующий орган сообщал обществу "Уральская теплосетевая компания" о направлении межведомственного запроса в Администрацию города Челябинска, однако такие документы представлены не были.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу об отсутствии документов, позволяющих достоверно установить, что для государственной регистрации права собственности заявителя на спорное сооружение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, в связи с чем признали правомерным выраженный в сообщении от 29.09.2015 в„– 74/001/378/2015-5215 отказ управления в государственной регистрации права собственности на указанное сооружение в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации, и отказали в удовлетворении заявленных требований общества "Уральская теплосетевая компания".
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют обстоятельствам дела, установленным в результате исследования и оценки всех представленных в материалы дела доказательств (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оснований для переоценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.01.2016 по делу в„– А76-26008/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
А.А.СТОЛЯРОВ
------------------------------------------------------------------