Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.07.2016 N Ф09-6254/16 по делу N А60-41814/2015
Требование: О взыскании убытков, возникших при оказании услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярного городского сообщения.
Обстоятельства: У перевозчика возникли убытки в связи с предоставлением транспортных услуг льготным категориям граждан.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку перевозчик осуществлял перевозку пассажиров в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов, понесенные в связи с этим расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет муниципального образования, размер убытков определен на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий и установленных тарифов на перевозку пассажиров.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2016 г. в„– Ф09-6254/16

Дело в„– А60-41814/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Рябовой С.Э., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования город Екатеринбург в лице Департамента финансов Администрации города Екатеринбурга (далее - департамент, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.12.2015 по делу в„– А60-41814/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "ХОТЭЙ" (далее - общество "ХОТЭЙ", истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области к Муниципальному образованию "город Екатеринбург в лице Администрации города Екатеринбурга (далее - Администрация, ответчик) с требованием о взыскании 14 224 771,78 руб. убытков, возникших в результате неисполнения ответчиком своих обязательств по возмещению истцу расходов, связанных с перевозкой льготной категории пассажиров в период с января 2014 года по июнь 2015 года по договору на осуществление пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург" от 30.12.2013 в„– 060/2013, 586 410,08 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 28.01.2015 по 26.08.2015.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Екатеринбургская городская Дума, открытое акционерное общество "Информационная сеть", департамент.
Решением суда от 07.12.2015 (судья Яговкина Ж.Н.) иск удовлетворен частично. С ответчика за счет казны МО "город Екатеринбург" в пользу общества "ХОТЭЙ" взысканы 14 224 771,78 руб. убытков. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 (судьи Гулякова Г.Н., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты в части взыскания убытков отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Департамент указывает на недоказанность истцом факта причинения ему убытков; полагает, что расчет убытков произведен без учета утвержденной действующим постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 21.06.2011 в„– 2604 (далее - постановление в„– 2604) методики. Как полагает департамент, данные общества "И-Сеть" не являются первичными учетными документами, подтверждающих перевозку льготной категории граждан, данная организация не осуществляет бухгалтерский учет истца.
В отзыве на кассационную жалобу Екатеринбургская городская дума поддерживает доводы кассационной жалобы, просит ее удовлетворить.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 в„– 72/15 "О социальной транспортной карте" (далее - Решение в„– 72/15) отдельным категориям граждан в соответствии с прилагаемым к нему перечнем предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен) на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта" (далее - социальная транспортная карта).
При этом в Перечне указаны льготники трех уровней бюджетной системы Российской Федерации: федеральные, региональные и муниципальные.
Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 в„– 3776 введены в действие с 01.01.2010 персональные бесконтактные микропроцессорные пластиковые карты ("Транспортные карты") для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан.
В целях организации внедрения системы электронной оплаты проезда в транспорте общего пользования Свердловской областью учреждено общество "Информационная сеть", с которым перевозчики города Екатеринбурга заключают договоры присоединения к системе "Транспортная карта города Екатеринбурга". Аналогичный договор заключен обществом "ХОТЭЙ".
Общество "ХОТЭЙ" является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров общественным транспортом в муниципальном образовании "город Екатеринбург". Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается фактическое осуществление истцом в спорный период (с января 2014 года по июнь 2015 года) перевозок пассажиров на основании договоров с администрацией от 30.12.2013 в„– 060/2013, дополнительного соглашения от 13.01.2014, в том числе с предоставлением льготного проезда по социальной транспортной карте.
Постановлением администрации города Екатеринбурга от 21.06.2011 в„– 2604 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров, в целях возмещения части затрат, связанных с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде права льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Согласно п. 2 названного Положения субсидии предоставляются перевозчикам на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам отбора, процедура которого определена в гл. 2 данного Положения.
Предоставление субсидии перевозчикам производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на возмещение части затрат, связанных с предоставлением права льготного проезда на текущий год (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 4 названного Положения право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим требованиям: осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на основании договора на обслуживание маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с Комитетом по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации города Екатеринбурга; предоставляющие право льготного проезда (в случае его оплаты с помощью социальной транспортной карты) отдельным категориям граждан, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в муниципальном образовании "город Екатеринбург", не имеющим права на получение компенсационных выплат в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ и в соответствии с нормативными актами Свердловской области, а именно: пенсионерам по старости города Екатеринбурга; детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, не достигшим 18 лет, а также детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет.
В силу пункта 5 Положения субсидии предоставляются ежемесячно на основании соглашения с перевозчиком о предоставлении субсидий (форма соглашения представлена в приложении в„– 1).
Обществом "ХОТЭЙ" и администрацией в лице Комитета социальной политики по вышеуказанной форме (приложение в„– 1 к Положению о порядке предоставления субсидий) 08.02.2012 заключено соглашение о предоставлении субсидии в„– 85-КСП.
При этом в спорный период истец, осуществляя перевозку в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов - Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 в„– 72/15 "О социальной транспортной карте", Постановлением Главы Екатеринбурга от 27.08.2009 в„– 3776 "Об организации обеспечения отдельных категорий граждан персональными бесконтактными микропроцессорными пластиковыми картами "Транспортная карта" для оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте общего пользования", обеспечил возможность льготного проезда гражданам на основании персональных бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт "социальная транспортная карта", выданных отдельных категориям граждан.
Ссылаясь на возникновение убытков в связи с предоставлением транспортных услуг льготным категориям граждан в размере 14 224 771 руб. 78 коп., общество "ХОТЭЙ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответствующей казны.
В соответствии с п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 16 - 19 постановления Пленума от 22.06.2006 в„– 23 обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена фактом предоставления льгот и может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов, возникших в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, как верно указано судами, соответствующее публично-правовое образование обязано в полном объеме компенсировать транспортной организации сумму неполученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан.
Заявленные к взысканию расходы понесены обществом "ХОТЭЙ" в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании персональной бесконтактной микропроцессорной пластиковой карты "Социальная транспортная карта", установленной Решением в„– 72/15 и введенной наряду с другими электронными проездными билетами для проезда на городском общественном транспорте города Екатеринбурга актом муниципального образования - постановлением Главы Екатеринбурга от 29.12.2009 в„– 5922 "О реализации Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 в„– 72/15".
В преамбуле названного решения Екатеринбургской Думы содержится ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", мера социальной поддержки установлена в качестве дополнительной.
Право льготного проезда для отдельных категорий граждан является гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив право льготного проезда, публично-правовое образование приняло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении перевозчиков по возмещению выпадающих (недополученных) доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении отдельных категорий граждан.
Таким образом, с учетом того, что общество "ХОТЭЙ" в спорный период осуществляло перевозку пассажиров в соответствии с требованиями вышеназванных муниципальных правовых актов, понесенные им в связи с этим расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет муниципального образования "город Екатеринбург" в соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер убытков определен истцом на основании данных электронного учета количества проездов граждан льготных категорий, предоставленных обществом "Информационная сеть", а также исходя из тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области, с учетом выплаченных ему субсидий.
Данный расчет ответчиком не оспорен, контррасчет убытков не представлен, в связи с чем обоснованно принят судами.
Учитывая, что доказательств возмещения истцу понесенных расходов Департаментом в материалы дела не представлено, требования общества "ХОТЭЙ" в части взыскания убытков удовлетворены правомерно.
Довод заявителя о недоказанности истцом размера убытков, поскольку представленные справки общества "И-сеть" не являются достоверными доказательствами являлся предметом исследования апелляционного суда, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Как правильно установлено судами, социальная транспортная карта введена решением Екатеринбургской городской Думы от 22.12.2009 в„– 72/15. На основании постановления главы г. Екатеринбурга от 24.06.2009 в„– 2641 в учреждении ОАО "Информационная сеть" создано юридическое лицо - общество "И-сеть", на которого возложены обязанности по выпуску и выдаче транспортных карт для льготных категорий граждан.
Общество "И-сеть", созданное при непосредственном участии муниципального образования "город Екатеринбург", является единственной организацией, осуществляющей выдачу социальных транспортных карт и их обслуживание. Возложение на перевозчиков обязанности по перевозке льготных категорий граждан определяет заключение ими договоров именно с обществом "И-Сеть".
Таким образом, поскольку именно ответчиком создана система мер дополнительной поддержки, определены ее виды, создан единственный оператор, выдающий социальные транспортные карты и осуществляющий учет их использования, определен порядок расчета затрат отдельного перевозчика, связанных с предоставлением права льготного проезда, оснований для отклонения справок общества "И-сеть" в качестве ненадлежащих доказательств по делу, у судов не имелось.
Иные доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Вывод суда в части требований, в удовлетворении которых отказано, не обжалуются, законность данного вывода судом кассационной инстанции не проверяется, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.12.2015 по делу в„– А60-41814/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципальное образование город Екатеринбург в лице Департамента финансов Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
С.Э.РЯБОВА
С.В.ЛАЗАРЕВ


------------------------------------------------------------------