По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.07.2016 N Ф09-7101/16 по делу N А50-22962/2015
Требование: О признании недействительным в части договора на подключение к сетям водоснабжения.
Обстоятельства: Общество полагало, что взимание платы за подключение противоречит правилам заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как подключаемый жилой дом находится на территории, на которой запланировано выполнение мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, плата за подключение установлена правомерно с учетом нагрузки и тарифа на подключение, обществом спорный договор подписан и исполнен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2016 г. в„– Ф09-7101/16
Дело в„– А50-22962/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Громовой Л.В.,
судей Тимофеевой А.Д., Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Камская долина" (ИНН: 5904004015, ОГРН: 1025900893886; далее - общество "Камская долина") на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2016 по делу в„– А50-22962/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель муниципального предприятия "Пермводоканал" (ИНН: 5906000986, ОГРН: 1025901373695; далее - предприятие "Пермводоканал") - Базгудтинова Е.Н. (доверенность от 27.04.2016).
Общество "Камская долина" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к предприятию "Пермводоканал" и обществу с ограниченной ответственностью "Новая городская инфраструктура Прикамья" (ИНН: 5902817382 ОГРН: 1035900082206; далее - общество "НОВОГОР-Прикамье") о признании недействительным (ничтожным) раздела 5 договора оказания услуг по подключению к сетям водоснабжения от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2016 (судья Неклюдова А.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 (судьи Гладких Д.Ю., Бородулина М.В., Лихачева А.Н.) указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Камская долина" просит судебные акты по делу отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Кассатор полагает, что мероприятия по подключению его объекта к сетям водоснабжения и водоотведения должны были быть выполнены до момента самого подключения, то есть до 18.12.2013. Мероприятия, выполненные после указанной даты, по мнению заявителя жалобы, не имеют отношения к подключению его объекта к сетям и не должны быть им оплачены. Общество "Камская долина" считает, что взимание платы за подключение объекта к сетям также неправомерно потому, что Инвестиционная программа, утвержденная решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 в„– 8, не предусматривала соответствующего финансирования (в графе "Объем финансирования мероприятия за счет всех источников финансирования" в 2012 - 2013 гг. стоят прочерки).
В отзывах на кассационную жалобу предприятие "Пермводоканал" и общество "НОВОГОР-Прикамье" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, обществу "Камская долина" 09.11.2009 выданы измененные технические условия в„– 4343 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения планируемых к строительству жилых домов, в том числе жилого дома в„– 15б по ул. Чернышевского (в редакции продленных технических условий от 09.11.2011 в„– 110-15042).
В технических условиях указано, что подключение жилого дома предусматривалось в части водоснабжения от существующих водоводов 2Д = 600 мм "Лисичинский" и в„– 8 по ул. Чернышевского, в части водоотведения - в коллектор Д = 800 мм по ул. Островского; при этом подключение объекта к сетям водоотведения будет осуществлено после ввода в эксплуатацию коллектора Д = 800 мм по ул. Рабоче-Крестьянская от ул. Революции до ул. Орская, строительство которого осуществлялось ООО "Жилсоцинвест" для застройки микрорайона "Юбилейная-2".
Предприятием "Пермводоканал" в адрес общества "Камская долина" направлен проект договора на подключение от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12, в котором предусмотрена плата за подключение объекта как к сетям водоснабжения - 17 219 325 руб. 70 коп., так и к сетям водоотведения - 9 231 005 руб. 70 коп. (п. 5.1 договора).
Общество "Камская долина" предпринимало попытки исключить из договора пункты о необходимости внесения платы за подключение (протокол разногласий от 01.10.2012), между тем подписало договор в первоначальной редакции, то есть с условием о ее внесении.
Плата за подключение в полном объеме внесена обществом "Камская долина" 02.09.2013.
Полагая, что взимание платы за подключение противоречит п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры от 09.06.2007 в„– 360, общество "Камская долина" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском о признании ничтожными соответствующих условий договора на подключение от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12 (раздел 5).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия достаточных оснований для признания раздела 5 договора от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12 недействительным (ничтожным). Суды указали, что спорные условия договора соответствуют требованиям действующего законодательства, а также Инвестиционной программе, утвержденной решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 в„– 8 (в редакции решения от 26.06.2012 в„– 122).
Выводы судов являются правильными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и нормам действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иным правовым актам, действующим в момент его заключения.
В силу п. 2, 4, 5 ст. 426 названного Кодекса цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.
На основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83).
В соответствии с п. 10 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83 и действовавших в период выдачи технических условий обществу "Камская долина", технические условия должны содержать: максимальную нагрузку в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе, в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права, сети водоснабжения и водоотведения - это совокупность (система) трубопроводов и сооружений на них, в связи с чем мероприятия по увеличению мощности и пропускной способности (созданию) какого-либо трубопровода и (или) сооружения в составе сети, посредством которой будет осуществляться водоснабжение/водоотведение строящегося объекта, относятся к мероприятиям по увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения данного объекта в целом.
При этом законодательство, действовавшее в период выдачи технических условий обществу "Камская долина", не содержало требований о включении в технические условия на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения полного перечня необходимых для такого подключения мероприятий (по созданию (реконструкции) сетей, увеличению их мощности и пропускной способности).
В силу подп. 1, 3 п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 в„– 360 (далее - Правила в„– 360), если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение. Если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Как установлено судами, в спорный период на территории г. Перми действовала Инвестиционная программа по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Перми на 2006 - 2025 гг., утвержденная решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 в„– 8 (в редакции решения от 26.06.2012 в„– 122). В данную Инвестиционную программу среди прочего включены мероприятия по водоснабжению - реконструкция ВНС "Южная" (код: WSP1), период реализации: 2012 - 2013 гг., строительство новых водопроводных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территорий в кв. 269, ограниченном ул. Чернышевского, ул. Н. Островского, р. Егошихой (код: WSD9a-2), период реализации: 2014 - 2016 гг.; по водоотведению - строительство новых канализационных сетей для обеспечения комплексной застройки (реконструкции) территорий в кв. 269, ограниченном ул. Чернышевского, ул. Н. Островского, р. Егошихой (код: WWC8a-2), период реализации: 2014 - 2016 гг.
Выполнение указанных мероприятий направлено на обеспечение дальнейшего развития городской инфраструктуры, освоения новых площадок комплексной застройки, предоставления комплекса услуг, оказываемых предприятием, для вновь подключаемых клиентов (п. 2.1 раздела 2, п. 2.1.1, 2.1.2 главы 2 Программы комплексного развития, утвержденной решением Пермской городской Думы от 24.10.2006 в„– 271, реализация которой является целью инвестиционной программы).
Из материалов дела следует, что подключаемый по договору от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12 объект общества "Камская долина" расположен по ул. Чернышевского, 15б, то есть находится в кв. 269 и попадает под действие указанных положений инвестиционной программы, которая в свою очередь предполагает выполнение мероприятий по увеличению мощности и пропускной способности сетей водоснабжения и водоотведения, к которым подключается строящийся объект (строительство новых водопроводных и канализационных сетей, реконструкция ВНС "Южная").
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам о правомерности установления платы за подключение объекта общества "Камская долина" к сетям водоснабжения и водоотведения, размер которой должен быть определен на основании п. 14 Правил в„– 360 исходя из нагрузки объекта и тарифа на подключение, и отсутствии достаточных оснований для признания соответствующих условий договора от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12 недействительными (ничтожными).
Судами принято во внимание что обществом "Камская долина" договор от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12, предусматривающий плату за подключение, подписан и исполнен, плата за подключение перечислена в полном объеме.
Доводы общества "Камская долина" об отсутствии оснований полагать мероприятия, проведенные после подключения его объекта к сетям, необходимыми для такого подключения ранее рассмотрены и отклонены судами в силу следующих обстоятельств.
В пункте 2.4 договора от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12 срок подключения объекта к сетям водоснабжения и водоотведения определен периодом - не позднее 18 месяцев с даты заключения договора при условии выполнения заказчиком условий подключения, мероприятий по подключению и обязательств по внесению платы за подключение в полном объеме.
Принимая во внимание, что спорный договор заключен сторонами 01.10.2012, объект должен был быть подключен не позднее 01.04.2014.
Выполнение мероприятий, предусмотренных Инвестиционной программой, согласовано сторонами в приложении в„– 4 к договору от 01.10.2012 в„– 140ПП/01/10/12, срок их выполнения определен сроком, установленным в п. 2.4 договора.
То обстоятельство, что объект общества "Камская долина" подключен к сетям водоснабжения и водоотведения 23.12.2013, не означает, что выполнение мероприятий, предусмотренных приложением в„– 4 к договору и Инвестиционной программой, не требуется. Данные мероприятия направлены на предоставление комплекса услуг для вновь возводимых объектов перспективной и существующей застройки, подключение которых к сетям водоснабжения и водоотведения без выполнения указанных мероприятий может привести к отсутствию технической возможности водоснабжения и водоотведения объекта общества "Камская долина".
Довод кассатора о неправомерном взимании платы за подключение со ссылкой на отсутствие данных о финансировании в Инвестиционной программе (прочерки в графе "Объем финансирования...") ранее также рассмотрен и отклонен судами с учетом пояснений предприятия "Пермводоканал" о том, что для установления платы за подключение объекта имеет значение включение мероприятий в Инвестиционную программу, а не указание на расходование денежных средств на их выполнение. Как указано судами, прочерк в соответствующей графе Инвестиционной программы сам по себе не свидетельствует о неправомерности взимания платы за подключение и в рассматриваемом случае правового значения не имеет.
Таким образом, доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений ст. 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 названного Кодекса и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 в„– 13031/12.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2016 по делу в„– А50-22962/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Камская долина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.В.ГРОМОВА
Судьи
А.Д.ТИМОФЕЕВА
А.В.СИДОРОВА
------------------------------------------------------------------