По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.07.2016 N Ф09-5163/16 по делу N А07-16257/2015
Требование: О признании незаконным предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов производства при добыче и переработке полезных ископаемых.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как хранение отходов установлено, негативное воздействие на окружающую среду подтверждено, у общества возникла обязанность по расчету и внесению соответствующей платы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2016 г. в„– Ф09-5163/16
Дело в„– А07-16257/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Токмаковой А.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семеновский рудник" (ИНН: 7704579901, ОГРН: 1057749248996; далее - общество "Семеновский рудник", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2015 по делу в„– А07-16257/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (ИНН: 0278007626, ОГРН: 1020203221147; далее - Росприроднадзор, управление) - Ахмеров Р.Р. (доверенность от 11.01.2016 в„– 5).
Представители общества, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Семеновский рудник обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Росприроднадзору о признании незаконным предписания от 15.05.2015 в„– 04-03/64/СА-3.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2015 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 (судьи Арямов А.А., Малышев М.Б., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, доказательствам, представленным в материалы дела.
Заявитель в кассационной жалобе указывает на то, что общество не имеет объектов размещения отходов в виде отвальных хвостов, поскольку отвальные хвосты содержат драгоценный металл минерального сырья, в котором содержание металла ниже, чем в исходном сырье, в связи с чем не могут являться отходами как таковыми и подлежат дальнейшей переработке. Считает, что отвальные хвосты в виде золотосодержащей руды не принадлежат на праве собственности обществу и не являются отходом по смыслу Федерального закон от 24.06.1998 в„– 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Общество полагает, что судами не учтены доводы заявителя, касающиеся определения статуса спорных отходов как отходов горнодобывающего производства, использование которых возникает исключительно в случае проведения работ по разведке и добыче полезных ископаемых, и такие работы требуют специального разрешения - лицензии.
Общество "Семеновский рудник" считает, что на основании имеющейся лицензии и в силу Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах", общество является законным недропользователем, в составе деятельности по разведке и разработке золоторудного месторождения обладает полномочиями на использование отходов горнодобывающего и перерабатывающих производств.
Общество полагает, что в рамках осуществляемой лицензированной деятельности по использованию недр, заявитель имеет право перерабатывать отходы своего производства (хвосты) с целью доизвлечения полезных компонентов при использовании соответствующих технологических средств.
Кроме того, заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, судами не дана надлежащая правовая оценка доводам, касающимся исследования "Центром лабораторного анализа и технических измерений по Республике Башкортостан" по отбору (изъятию) проб для установки класса опасности, произведенного с нарушением раздела 8 Методики "Отходы минерального происхождения. Указывает на то, что из акта отбора проб усматривается, что отбор проб произведен только в одной точке, когда необходимо было разбить территорию на части и отобрать пробы в каждой точке, следовательно, вещество (отвальные хвосты) отобранные для проведения анализа не определено в качестве отхода в соответствии с существующей классификацией Федерального классификационного каталога отходов.
Как следует из материалов дела, Росприроднадзором в период с 20.04.2015 г. по 15.05.2015 г.г. проведена плановая выездная проверка деятельности общества, о чем составлен акт от 15.05.2015 в„– 64.
В ходе проверки управлением установлено, что в результате производственной деятельности общества по добыче железных руд подземным способом, в том числе добыча руд ценных металлов (золота, серебра), производство драгоценных металлов образовались отвальные хвосты в общем количестве 37198,1 тонн, в том числе: в 2012 году - 18369,1 т; в 2013 году - 7828,9 т; в 2014 году - 7928 т; в январе - апреле 2015 года - 3072,1 т); плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отвальных хвостов за период с 2012 по апрель 2015 г.г. обществом "Семеновский рудник" не вносилась.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода Росприроднадзором о нарушении обществом ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды"), ч. 1 ст. 23 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
По результатам проверки управлением вынесено предписание от 15.05.2015 г. в„– 04-03/64/СА-3 по устранению обществом выявленных нарушений требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в котором предписано рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отвальных хвостов (отход производства при добыче и переработке рудных полезных ископаемых), образующихся в процессе производственной деятельности общества за 2012 - 2014 г.г., I - II кварталы 2015 года со сроком выполнения 20.07.2015 г.
Посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы в сфере экономической и иной деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспоренного предписания действующему законодательству.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании ст. 65, абзаца 4 п. 1 ст. 66 Закона "Об охране окружающей среды" территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе проводить контроль за выполнением экологических требований в области обращения с отходами (государственный экологический контроль); имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований; контролировать принятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области обращения с отходами.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право на благоприятную окружающую среду.
Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Согласно ст. 1 Закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления (п. 1, 2 ст. 16 Закона "Об охране окружающей среды").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 в„– 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на юридические лица и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов, и устанавливает общие правила ее исчисления.
В силу ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим Федеральным законом. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. При этом хранение отходов представляет собой складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающее в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" в редакции, действовавшей до 01.01.2016).
Согласно ст. 1.2 Федерального закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", утвержденными приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 в„– 599 предусмотрено, что хвосты представляют собой продукт переработки с содержанием ценного компонента ниже, чем в исходном материале; хвостохранилищем является сооружение, предназначенное для гидравлической укладки отвальных продуктов переработки сырья (хвостов).
В соответствии с п. 12 ГОСТ Р 52793-2007 "Металлы драгоценные. Термины и определения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 24.12.2007 в„– 388-ст, под содержащими драгоценный металл (отвальными) хвостами (в обогащении) понимаются отвальные отходы обогащения содержащего драгоценный металл минерального сырья, в котором содержание драгоценного металла ниже, чем в исходном сырье.
При исследовании обстоятельств судами установлено следующее.
Общество "Семеновский рудник" зарегистрировано в качестве юридического лица 28.11.2005, основным видом деятельности которого является добыча железных руд подземным способом и иные виды экономической деятельности указанные в едином государственном реестре юридических лиц, в том числе добыча руд ценных металлов (золота, серебра), производство драгоценных металлов; имеет лицензию на пользование недрами.
Обществом, в 2012 году добыто 70,3 тыс. т золотосодержащей руды, переработано - 18,4 тыс. т
Обществом "Семеновский рудник" руда 2013 году не добывалась; переработана ранее добытая руда в количестве 7,9 тыс. т.
В 2014 году обществом добыто 62 тыс. т золотосодержащей руды; при этом переработано 8 тыс. т;
За январь - апрель 2015 года обществом добыто 27,3 т золотосодержащей руды, переработано 3,1 тыс. т.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что исходя из применяемого обществом "Семеновский рудник" технологического процесса переработки (обогащения) золотосодержащей руды, от общего количества перерабатываемой руды образуются: отвальные хвосты - 99,1%; золотосодержащий гравитационный концентрат (продукция) - 0,99%.
Как следует из материалов проверки, управлением определено количество отвальных хвостов, образовавшихся в результате переработки золотосодержащей руды - 37198,1 т (2012 год - 18369,1 т; 2013 год - 7828,9 т, 2014 год - 7928 т, январь - апрель 2015 год - 3072,1 т); указанное количество отвальных хвостов размещено обществом в хвостохранилище.
Судами установлено, что образованный в результате производственной деятельности общества продукт переработки полностью соответствуют понятиям "отвальные хвосты".
Судами верно отмечено, что наличие технологической возможности дальнейшей переработки этого продукта для получения флотационного концентрата не влияет на его оценку в указанных качествах.
Судами установлено и материалами дела подтверждено (результаты биотестирования отхода производства, протокол от 05.05.2015 в„– 32), что отобранная в ходе проверки проба относится к отходам 5 класса опасности для окружающей среды.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела в их совокупности и взаимосвязи в порядке, предусмотренном ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом длительности хранения спорных отходов производства в хвостохранилище (с 2012 года), судами сделаны обоснованные выводы о доказанности материалами дела осуществления обществом хранения таких отходов, что свидетельствует о негативном воздействии заявителем на окружающую среду, возникновении обязанности по расчету и внесению соответствующей платы.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказывание обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного акта управлением, возлагается на последнего, что однако не исключает обязанности общества доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих возражений.
Доказательств нарушения оспариваемым предписанием прав, обществом "Семеновский рудник" в материалы дела не представлено.
Судами также отмечено, что доказательств, подтверждающих фактическое осуществление дальнейшей переработки спорных отходов в целях извлечения драгоценных металлов в соответствии с существующими технологическими решениями, материалы дела не содержат.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным, правомерно отказав обществу в удовлетворения заявленных требований.
Данный вывод судов обеих инстанций переоценке не подлежит, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют доказательствам, представленных в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества проверялись судами и были отклонены с приведением в судебных актах мотивов их отклонения. Кроме того, доводы не опровергают выводов судов, по существу сводятся к несогласию с этими выводами и обстоятельствами, установленными судами.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.12.2015 по делу в„– А07-16257/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Семеновский рудник" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
Е.А.КРАВЦОВА
------------------------------------------------------------------