Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 N Ф09-7149/16 по делу N А07-19906/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 1 ст. 9.1 КоАП РФ за неорганизацию и неосуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку обществом на производственном участке использовался кран с истекшим сроком эксплуатации в отсутствие ремонта и обслуживания, с нарушением правил его эксплуатации, правил транспортировки и хранения грузов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 2016 г. в„– Ф09-7149/16

Дело в„– А07-19906/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная фирма "Прогресс" (далее - заявитель, ООО Строительная фирма "Прогресс", общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.01.2016 по делу в„– А07-19906/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган, Ростехнадзор) - Харисов Р.Р. (доверенность в„– 258 от 17.12.2015).

ООО Строительная фирма "Прогресс" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об отмене постановления Управления в„– 30-21/056 от 19.08.2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.01.2016 (судья Решетников С.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2015 (судьи Скобелкин А.П., Иванова Н.А., Кузнецов Ю.А.) решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить названные судебные акты, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права. По мнению общества, судами оставлены без внимания доводы заявителя о том, что на момент проведения проверки кран КБ-403Б находился в демонтированном нерабочем состоянии и фактически не эксплуатировался, суды не исследовали приобщенные обществом к материалам дела документы, в том числе, справку и.о. начальника отдела в„– 1 Государственной инспекции труда в РБ Салихова А.Р., проводившего проверку на основании поручения зам. прокурора РФ от 24.07.2015.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 30.07.2015 в„– 1171-рп/б "О проведении внеплановой документарной проверки ООО Строительная фирма "Прогресс" в период с 03.08.2015 по 18.08.2015 Управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО Строительная фирма "Прогресс" законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов при эксплуатации опасного производственного объекта: "Участок транспортный", регистрационный номер А41-00846-0001, класс опасности - IV, на котором используется стационарно установленный грузоподъемный механизм - Кран башенный передвижной КБ-403Б, зав. в„– 1964, рег. в„– 78946.
По результатам проверки составлен акт от 18.08.2015 в„– 30-1171 А, выдано предписание от 18.08.2015 в„– 30-1171 П.
В акте от 18.08.2015 в„– 30-1171 А зафиксировано, что заявитель осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта: "Участок транспортный", регистрационный номер А41-00846-0001, класс опасности - IV, на котором используется стационарно установленный грузоподъемный механизм - Кран башенный передвижной КБ-403Б, зав. в„– 1964, регистрационный в„– 78946.
В ходе проверки установлено, что ООО Строительная фирма "Прогресс" не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, выразившийся в следующих нарушениях:
1. ООО Строительная фирма "Прогресс" не разработаны и не утверждены распорядительным актом эксплуатирующей организации инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц, ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:
- специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемного сооружения (далее - ПС);
- специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии;
- специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.
Указанные специалисты не аттестованы, в том числе, и на знание требований промышленной безопасности к рельсовым путям (нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ; подпункта ж пункта 23 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года (далее - ФНП ПС)).
2. ООО Строительная фирма "Прогресс" на опасном производственном объекте "Участок транспортный", регистрационный номер А41-00846-0001 (где эксплуатируется отработавший нормативный срок службы кран башенный КБ-403Б, учтенный за регистрационный. в„– 78946, зав. в„– 1964):
- допустила ПС в работу с превышенным сроком службы (периодом безопасной эксплуатации), заявленным изготовителем в паспорте ПС без наличия заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности его продления;
- не выполнены текущий и капитальный ремонт, обеспечивающие поддержание ПС в работоспособном состоянии (нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ, подпункта д пункта 10, подпункта а пункта 23, подпункта в пункта 255, пункта 84 ФНП ПС)
3. ООО Строительная фирма "Прогресс" не выполнены требования СНиП 12-03-2001, Приложение В акт-допуск для производства строительно-монтажных работ на территории организации.
- не выполнены требования СНиП 12-03-2001, Приложение И акт о соответствии выполненных внеплощадочных и внутриплощадочных подготовительных работ требованиям безопасности труда и готовности объекта началу строительства (нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ).
4. ООО Строительная фирма "Прогресс" не актуализированы документы предприятия в связи с введением в действие ФНП ПС;
- не разработаны и не доведены под роспись до каждого работника инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях (нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ, пункты 149, 256, 257 ФНП ПС).
5. ООО Строительная фирма "Прогресс" не обеспечено проведение проверок работоспособности указателей, ограничителей и регистраторов ПС в сроки, установленные его руководством по эксплуатации;
- не разработан и выдан на место ведения работ ППР или ТК, схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств;
- не определены стационарные площадки и места складирования грузов, не оборудованы их необходимыми технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками и т.п.);
- не установлен порядок обмена сигналами между машинистами, крановщиками, стропальщиками согласно требованиям раздела "Система сигнализации при выполнении работ" ФНП ПС (нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ, пункта 125, подпункта к пункта 255 ФНП ПС).
6. ООО Строительная фирма "Прогресс" представлены недостоверные сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
- отсутствуют акты комиссионных проверок за 2013 - 2015 годы;
- не ведутся журналы 1-го и 2-го этапов производственного контроля на опасном производственном объекте (нарушение части 1 статьи 9, части 1 и 2 статьи 11 Федерального закона в„– 116-ФЗ).
7. Башенный кран КБ-403Б, учтенный за регистрационный в„– 78946, зав. в„– 1964, не снабжен табличкой с обозначениями заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и даты следующего полного технического освидетельствования (нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ, пункта 124 ФНП ПС).
В ходе осуществления обязанностей, возложенных на Ростехнадзор было установлено, что в нарушение требования части 1 статьи 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в установленные законом сроки представлены не были.
По результатам проверки 18.08.2015 Управлением составлен протокол об административном правонарушении в„– 30-21/056, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Административным органом 19.08.2015 вынесено постановление по делу об административном правонарушении в„– 30-21/056, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.
Субъектом правонарушения является организация, эксплуатирующая опасный производственный объект.
Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является опасный производственный объект.
К числу опасных производственных объектов могут относиться предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий при этом не требуется.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Федеральным законом в„– 116-ФЗ определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов.
Данный закон направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона в„– 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона в„– 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации и прочее.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.11.2015 в„– 533, разработаны в соответствии с Федеральным законом в„– 116-ФЗ.
При этом ФНП ПС устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее - ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на ОПО.
Положения ФНП ПС распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с пунктом 6 ФНП ПС требования промышленной безопасности стадий жизненного цикла ПС, начинающиеся после их изготовления, должны соответствовать требованиям ФНП ПС, а для ПС, полностью смонтированных и испытанных на предприятии-изготовителе, - после передачи эксплуатирующей организации и постановки на учет в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
ФНП ПС определяет понятие эксплуатация, как стадия жизненного цикла ПС, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество. Эксплуатация ПС включает в себя в общем случае использование по назначению (работу), транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.
Согласно пункту 149 ФНП ПС производственный контроль за безопасной эксплуатацией ПС в составе ОПО должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 в„– 263 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил производственный контроль осуществляется организацией, эксплуатирующей ОПО, путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий*
Пункт 150 ФНП ПС устанавливает обязанность организации, эксплуатирующей ПС, по обеспечению содержания ПС в работоспособном состоянии и безопасных условий их работы путем организации надлежащего надзора и обслуживания, технического освидетельствования и ремонта.
В этих целях должны быть:
а) установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание ПС, рельсовых путей, грузозахватных органов, приспособлений и тары в работоспособном состоянии;
б) обеспечен установленный порядок аттестации (специалисты) и допуска к самостоятельной работе (персонал) с выдачей соответствующих удостоверений, в которых указываются тип ПС, а также виды работ и оборудования, к работам на которых они допущены;
г) разработаны должностные инструкции для специалистов и производственные инструкции для персонала, журналы, программы выполнения планово-предупредительных ремонтов, ППР, ТК, схемы строповки, складирования;
д) обеспечено наличие у специалистов настоящих ФНП, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации ПС, а у персонала - производственных инструкций;
е) созданы условия неукоснительного выполнения специалистами требований настоящих ФНП, должностных инструкций, а персоналом - производственных инструкций.
Судами установлено, что заявитель эксплуатирует опасный производственный объект - производственный участок регистрационный номер А41-00846-0001, класс опасности - IV, деятельность общества по эксплуатации этого участка, на котором используется стационарно установленный грузоподъемный механизм - Кран башенный передвижной КБ-403Б, зав. в„– 1964, рег. в„– 78946, должна соответствовать требованиям промышленной безопасности, в том числе, при использовании ПС по назначению (работе), транспортировании ПС, монтаже ПС, хранении ПС, техническом обслуживании и ремонте ПС.
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды признали подтвержденным факт нарушения обществом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, что свидетельствует о наличии события вмененного обществу административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих факт принятия обществом всех зависящих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, не представлено.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Нарушений Управлением положений Закона в„– 294-ФЗ в ходе проведения проверки судами не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку спорный объект не исключен из реестра опасных производственных объектов в порядке, установленном Федеральным законом в„– 116-ФЗ и п. 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 в„– 606.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.01.2016 по делу в„– А07-19906/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО Строительная фирма "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Т.П.ЯЩЕНОК


------------------------------------------------------------------