Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.05.2016 N Ф09-3877/16 по делу N А71-9111/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Участник аукциона полагал, что решением необоснованно признано соответствующим закону требование аукционной документации о наличии лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как реализация лекарственных средств медицинской организации может осуществляться только производителями и организациями оптовой торговли, установление спорного требования направлено на обеспечение эффективности закупки и равного доступа равных хозяйствующих субъектов к участию в аукционе и обусловлено формированием цены товара у оптовых и розничных продавцов.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. в„– Ф09-3877/16

Дело в„– А71-9111/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны (далее - ИП Выборнова Ю.В., предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2015 по делу в„– А71-9111/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 04.08.2015 по делу в„– АБ07-06/2015-251З в части признания соответствующими законодательству действий заказчика по установлению требования в документации аукциона в электронной форме на предоставление лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля).
Решением суда от 16.11.2015 (судья Калинин Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судья Щеклеина Л.Ю., Васева Е.Е., Варакса Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования. Заявитель считает, что ограничение конкуренции выразилось в том, что требование к участникам закупки в аукционной документации в виде наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами) ограничивает число участников. По мнению заявителя, заключаемые по итогам аукциона договоры являются договорами розничной купли-продажи, следовательно, названное требование к участникам незаконно.

Как следует из материалов дела, 27.07.2015 БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона для закупки в„– 0313300012715000094, объект закупки - закупка спазмолитических средств и документацию об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 99 635 руб.
Пунктом 8.6 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме предусмотрено наличие лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения").
В Управление от ИП Выборновой Ю.В. 29.07.2015 поступила жалоба на действия заказчика - БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона на осуществление закупки лекарственных препаратов спазмолитических (уникальный номер закупки на официальном сайте www.zakupki.gov.ru - 0313300012715000094). В жалобе предприниматель указывала, что документация об аукционе не соответствует правилам описания объекта закупки, установленным ст. 33 Закона о контрактной системе; в документации об аукционе содержится требование к участникам закупки о наличии лицензии на производство лекарственных средств или лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения", что, по мнению заявителя, ограничивает количество участников закупки; заявитель считает, что в документации об аукционе отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления разъяснений документации об аукционе.
Должностными лицами Управления на основании поступившей жалобы проведена внеплановая проверка (ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе).
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом вынесено решение от 04.08.2015 по делу в„– АБ07-06/2015-251З, в соответствии с которым по п. 1 и 3 жалобы комиссия согласилась с доводами заявителя, признав их обоснованными, по п. 2 жалобы Комиссия Управления пришла к выводу о том, что заказчик правомерно установил в документации об аукционе требование относительно лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Полагая, что вынесенное решение в оспариваемой части не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались положениями ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, п. 33, 34 ст. 4, п. 8 ст. 45, ст. 52 - 55 Федерального закона от 12.04.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 в„– 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах розничной купли-продажи, поставки, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 в„– 1081, Правилами оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденными Приказом Минздрава РФ от 28.12.2010 в„– 222н, и исходили из следующего.
Принимая во внимание, что поставка осуществляется в медицинскую организацию для осуществления медицинской, в том числе, лечебной деятельности, не связанной с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а также с учетом требования ст. 53, 54 Закона в„– 61-ФЗ суды правомерно отметили, что реализация лекарственных средств медицинским организациям может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что предъявление в аукционной документации требований к его участникам о наличии лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами направлено заказчиком на обеспечение муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупки лекарственных средств и обусловлено формированием цены товара у различных продавцов (оптовых, розничных), установлением предельных отпускных цен, применением к таким ценам предельных оптовых и розничных надбавок, соответственно обеспечением равного доступа равных хозяйствующих субъектов к участию в аукционе.
Учитывая изложенное, суды признали обоснованным вывод Комиссии Управления о том, что заказчик (БУЗ УР "Малопургинская РБ МЗ УР) правомерно установил в документации об аукционе требование относительно лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами", и пришли к выводу о законности п. 2 оспариваемого решения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку. Эти доводы не опровергают выводов судов и установленных ими фактов.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2015 по делу в„– А71-9111/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА

Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ


------------------------------------------------------------------