Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.05.2016 N Ф09-3449/16 по делу N А07-13023/2015
Требование: О взыскании с военного комиссариата долга за транспортные услуги.
Обстоятельства: Услуги по доставке военнослужащих на проверочные военные сборы не оплачены.
Решение: Требование удовлетворено, так как оказание услуг подтверждено, двусторонний акт подписан сторонами без замечаний, расходы на оплату спорных услуг подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. в„– Ф09-3449/16

Дело в„– А07-13023/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Семеновой З.Г., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Башкортостан" (далее - военный комиссариат Республики Башкортостан, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2015 по делу в„– А07-13023/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Государственное унитарное предприятие "Башавтотранс" Республики Башкортостан (далее - предприятие "Башавтотранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к военному комиссариату Республики Башкортостан о взыскании 87 014 руб. 38 коп. задолженности.
Определением суда от 22.06.2015 исковое заявление принято для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
Определением суда от 14.08.2015 суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 09.12.2015 (судья Кручинина Н.Е.) иск удовлетворен
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 (судьи Логиновских Л.Л., Бабина О.Е., Махрова Н.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе военный комиссариат Республики Башкортостан просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель указывает на то, что в 2014 году он не имел права производить расходы из текущего финансирования на погашение задолженности за 2012 год на основании финансовых документов предприятия "Башавтотранс", повторно поступивших в октябре 2014 года. Кроме того, военный комиссариат Республики Башкортостан ссылается на отсутствие заключенного между ним и истцом договора, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по оплате налога на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу предприятия "Башавтотранс" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в связи с выполнением государственного мобилизационного задания и на основании решения служебного заседания от 29.06.2012 в„– 03/СЗ военным комиссариатом Республики Башкортостан в адрес предприятия "Башавтотранс" направлены заявки от 13.09.2012 в„– 9/2522, от 14.09.2012 в„– 9/2523 на выделение автобусов для доставки граждан, пребывающих в запасе, на проверочные военные сборы по маршруту: г. Белебей - Алкино-2.
Истцом оказаны услуги для ответчика, что подтверждается путевыми листами от 13.09.2012 в„– 4664, от 15.09.2012 в„– 4906, от 15.09.2012 в„– 5088, от 20.09.2012 в„– 5208, от 20.09.2012 в„– 5209, а также актом от 28.09.2012 в„– БЛБ00000457 на сумму 87 014 руб. 38 коп.
Истцом на оплату ответчику выставлен счет-фактура от 28.09.2012 в„– БЛБ00000452 на сумму 87 014 руб. 38 коп.
Сторонами без замечаний подписан двусторонний акт от 28.09.2012 в„– БЛБ00000457 об оказании ответчиком истцу транспортных услуг на проверочных мобилизационных сборах в сентябре 2012 года на сумму 87 014 руб. 38 коп.
Согласно калькуляциям затраты по перевозке граждан автомобилем марки Мерседес-Бенц 515 за 1 час составляют 914 руб. 83 коп., затраты по перевозке граждан автомобилем марки НЕФАЗ 5299 за 1 час составляют 1275 руб. 10 коп.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходил из того, что между сторонами настоящего спора сложились отношения, регулируемые положениями гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
В силу положений п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. При этом заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные сторонами в материалы настоящего дела доказательства, суды сочли подтвержденным факт оказания истцом ответчику транспортных услуг в сентябре 2012 года на сумму 87 014 руб. 38 коп.
Ответчик, в свою очередь, доказательства оплаты оказанных услуг в материалы дела в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с военного комиссариата Республики Башкортостан в пользу предприятия "Башавтотранс" задолженности за оказанные транспортные услуги.
Отклоняя доводы военного комиссариата Республики Башкортостан об отсутствии правовых оснований для взыскания с него транспортных расходов, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с его исполнением, - расходное обязательство Российской Федерации, осуществляемое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией указанного Закона, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 в„– 704 (далее - Правила).
Согласно подп. 5 п. 2 названных Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с проездом граждан к месту исполнения воинской обязанности от места жительства (работы, учебы) и обратно, наймом (поднаймом) жилья (за исключением времени прохождения военных сборов), выплатой командировочных (суточных), в том числе при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора), органа Федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов и обратно, а для работающих граждан, учащихся, а также граждан, состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, - с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в том числе в случае прохождения медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
Согласно п. 3 Правил компенсация указанных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 4 Правил выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подп. 5 п. 2 Правил (то есть расходов, о компенсации которых заявлено истцом в настоящем споре), путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу Федеральной службы безопасности.
Согласно п. 5 Правил выплата компенсации в соответствии с абз. 2 п. 4 Правил осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
При этом, в постановлении Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 в„– 704 определено, что Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации должны предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 в„– 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
С учетом изложенного исковые требования являются обоснованными. Военный комиссариат Республики Башкортостан является надлежащим ответчиком по заявленным предприятием "Башавтотранс" требованиям.
Ссылка ответчика на положения Налогового кодекса Российской Федерации правильно отклонена судом апелляционной инстанции, так как фактически ответчиком истцу оказаны транспортные услуги, в стоимость которых в силу ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит включению налог на добавленную стоимость.
Довод, изложенный военным комиссариатом Республики Башкортостан в кассационной жалобе, о том, что в 2014 году он не имел права производить расходы из текущего финансирования на погашение задолженности за 2012 год на основании финансовых документов предприятия "Башавтотранс", отклоняется, так как данное утверждение не основано на нормах права, не имеет правового значения и не является препятствием для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности за оказанные услуги.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.12.2015 по делу в„– А07-13023/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
М.В.ТОРОПОВА


------------------------------------------------------------------