Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.05.2016 N Ф09-4332/16 по делу N А50-17036/2015
Требование: О признании незаконным непринятия решения о приеме в казну РФ нежилого здания.
Обстоятельства: В связи с ликвидацией территориального расчетно-кассового центра принято решение о передаче недвижимого имущества собственнику и списании его с баланса Банка России. Решение о приеме имущества в казну РФ не принято.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку Банк России реализовал право на отказ от владения, пользования и распоряжения имуществом, однако уполномоченный орган не принял соответствующее решение.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2016 г. в„– Ф09-4332/16

Дело в„– А50-17036/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А50-17036/2015 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Банка России - Королева С.Ю. (доверенность от 17.10.2014 в„– 57-2-19/17).
В заседании суда кассационной инстанции 05.05.2016 объявлен перерыв до 12.05.2016 11 час. 00 мин. После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе с участием того же представителя.

Банк России обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - Управление Росимущества) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о приеме в казну Российской Федерации 1-этажного кирпичного нежилого здания общей площадью 211,8 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, п. Ныроб, ул. Ворошилова, д. 22.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Чердынского муниципального района Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2015 (судья Катаева М.А.) заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управления Росимущества, выразившееся в непринятии решения о приеме в казну Российской Федерации 1-этажного кирпичного нежилого здания общей площадью 211,8 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, п. Ныроб, ул. Ворошилова, д. 22. На Управление Росимущества возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Макаров Т.В., Дюкин В.Ю., Семенов В.В.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Банк России просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Заявитель выражает несогласие с выводом суда о том, что праву Банка России на распоряжение имуществом не корреспондирует установленная законом обязанность Управления Росимущества принять имущество в казну Российской Федерации. Ссылаясь на ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 в„– 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", закрепляющую полномочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, которое является федеральной собственностью, заявитель указывает, что Банк России реализовал правомочие по распоряжению соответствующим имуществом, приняв решение о его передаче Управлению Росимущества и списании его с баланса Банка России. По мнению заявителя, имущество в таком случае подлежит изъятию из ведения Банка России и передаче в казну Российской Федерации, при этом вопрос о передаче такого имущества находится в компетенции Управления Росимущества, как уполномоченного органа собственника. Заявитель считает, что бездействие Управления Росимущества, выразившееся в непринятии решения о передаче соответствующего имущества в казну Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Банка России, поскольку последний вынужден уплачивать налог и нести иные расходы по содержанию имущества.

При рассмотрении спора судами установлено, что Российской Федерации на праве собственности принадлежит 1-этажное кирпичное нежилое здание общей площадью 211,8 кв. м, инв. в„– 35280, лит А, адрес: Пермский край, Чердынский район, п. Ныроб, ул. Ворошилова, д. 22, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 59-БГ в„– 756241.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.06.2015 Банку России принадлежат права владения, пользования и распоряжения данным имуществом, как имуществом Банка России.
Согласно карточкам учета указанный объект недвижимости находится на балансе Банка России.
Банком России 14.06.2005 издан приказ в„– ОД-370 о ликвидации расчетно-кассового центра Ныроб Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Пермской области.
На заседании Совета директоров Банка России 10.12.2012 принято решение о передаче Управлению Росимущества и списании спорного имущества с баланса Банка России.
Банк России обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к территориальному управлению о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии соответствующего правового акта о передаче 1-этажного кирпичного нежилого здания общей площадью 211,8 кв. м, расположенного по адресу: Пермский край, Чердынский район, пгт. Ныроб, ул. Ворошилова, д. 22, из федеральной собственности в собственность муниципального образования, и о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок под указанным объектом недвижимости.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.05.2014 по делу в„– А50-4412/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Банк России 23.03.2015 обратился в Управление Росимущества с заявлением, в котором просил принять указанный объект недвижимости в казну Российской Федерации.
Письмом от 29.04.2015 в„– 02-4809-09 Управление Росимущества разъяснило заявителю, что передача имущества в муниципальную собственность может быть инициирована непосредственно органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования. При этом решение о принятии имущества в казну Российской Федерации принято не было.
Полагая, что Управление Росимущества допустило незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения о приеме соответствующего имущества в казну Российской Федерации, Банк России обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что обратившись с заявлением о приеме имущества в казну Российской Федерации, Банк России реализовал право на отказ от владения, пользования и распоряжения данным имуществом, однако Управление Росимущества, как уполномоченный орган, не приняло решение о принятии имущества в казну Российской Федерацию.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что Положения Федерального закона от 01.12.2014 в„– 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" не устанавливают обязанности территориальных органов Росимущества по принятию решений о включении имущества в казну Российской Федерации. В связи с чем суд пришел к выводу, что праву Банка России на распоряжение имуществом не корреспондирует установленная законом обязанность территориальных органов Росимущества принять имущество в казну Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) имеет особый правовой статус, установленный нормами Федерального закона от 10.07.2002 в„– 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон от 10.07.2002 3 86-ФЗ), обуславливающими особенности правового регулирования имущества Банка России.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.07.2002 в„– 86-ФЗ уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России.
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.12.2014 в„– 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, вправе в 2015 году закрепить в оперативном управлении за федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) имущество ликвидируемых расчетно-кассовых центров Центрального банка Российской Федерации (здания, сооружения, технические и программные средства информационно-телекоммуникационных и инженерных систем (сетей), переданное Центральным банком Российской Федерации безвозмездно в казну Российской Федерации.
Исходя из толкования указанных норм права в их взаимосвязи, следует, что Банк России в рамках его полномочий по распоряжению имуществом вправе возвратить имущество ликвидируемого расчетно-кассового центра, являющееся собственностью Российской Федерации, в казну Российской Федерации, а Управление Росимущества, как уполномоченный орган, обязано принять решение о приеме такого имущества в казну.
Указанное полномочие Банка России обусловлено его особым правовым статусом, вытекающим, в частности, из положений ст. 3, 4 Федерального закона от 10.07.2002 в„– 86-ФЗ, определяющих цели деятельности и функции Банка России.
Так как статьей 2 Федерального закона от 10.07.2002 в„– 86-ФЗ предусмотрено право Банка России на распоряжение имуществом в соответствии с целями, которые установлены этим Федеральным законом, то в рассматриваемом случае Банк России отказался от неиспользуемого имущества ликвидируемого расчетно-кассового центра, по той причине, что его содержание уже не соответствовало целям деятельности Банка России и выразил волю на его возвращение в казну Российской Федерации в рамках предоставленных ему законом полномочий, что соответствует воле законодателя относительно ликвидированных расчетно-кассовых центров, выраженной в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.12.2014 в„– 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое бездействие Управления Росимущества по поводу принятия указанного имущества в казну Российской Федерации является незаконным, нарушающим права и законные интересы Банка России, следует признать правильным.
Учитывая изложенное, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 подлежит отмене, решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2015 следует оставить в силе.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по делу в„– А50-17036/2015 отменить.
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2015 по делу в„– А50-17036/2015 оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
М.В.ТОРОПОВА


------------------------------------------------------------------