По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.05.2016 N Ф09-2898/16 по делу N А07-13630/2015
Требование: Об обязании заключить контракт на строительство детского сада.
Обстоятельства: Победитель аукциона указал, что решение и предписание антимонопольного органа, выявившего нарушения при проведении торгов, признаны незаконными, оснований для уклонения учреждения-заказчика от заключения контракта нет.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку финансирование строительства спорного объекта уже исключено из адресной республиканской программы, учреждение не имеет полномочий инициирования перераспределения бюджетных обязательств, объект финансирования отсутствует, судебный акт об удовлетворении иска не будет обладать признаками исполнимости и обяжет учреждение совершить противоречащие законодательству действия.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2016 г. в„– Ф09-2898/16
Дело в„– А07-13630/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Новиковой О.Н.,
судей Артемьевой Н.А., Шавейниковой О.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эстра" (далее - общество "Эстра") на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу в„– А07-13630/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель государственного казенного учреждения Управление капитального строительства Республики Башкортостан (далее - учреждение) - Асадуллина Д.Р. (доверенность от 11.01.2016 в„– 10-08).
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Общество "Эстра" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к учреждению с исковым заявлением, содержащим требования следующего характера: 1) обязать учреждение заключить с обществом "Эстра" государственный контракт на выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск", Республики Башкортостан; 2) пункт 2.1 государственного контракта изложить в следующей редакции: "окончание работ - в течение одного года с момента передачи генеральному подрядчику строительной площадки под строительство".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан.
Решением суда от 21.09.2015 (судья Вальшина М.Х.) исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал учреждение заключить с обществом "Эстра" государственный контракт на выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район, Республики Башкортостан". В остальной части исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Определением суда от 24.11.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным арбитражным процессуальным законодательством для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда первой инстанции от 21.09.2015 отменено, в удовлетворении исковых требований обществу "Эстра" отказано.
В кассационной жалобе общество "Эстра" просит постановление суда апелляционной инстанции от 23.12.2015 отменить, решение суда первой инстанции от 21.09.2015 оставить в силе, ссылаясь на нарушение ст. 427, 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ), несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По мнению общества "Эстра", для государственного заказчика, разместившего заказ, заключение государственного контракта является обязательным, основания для отказа предусмотрены ч. 9 ст. 31 Закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ. Заявитель считает, что в исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении государственного контракта не входит такое основание как недостаточность бюджетного финансирования и направление дела по объекту закупки в архив, в связи с чем ответчик обязан заключить контракт с истцом.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство экономического развития Республики Башкортостан и учреждение просят постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для его отмены не усматривает.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно протоколу от 19.08.2014 подведения итогов электронного аукциона 0101200008114004460, общество "Эстра", как предложившее цену контракта 101 126 165 руб. 13 коп., на основании ч. 16 ст. 68 Закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ признано победителем электронного аукциона (g010113065/7092) на право заключения государственного контракта на выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных, пусконаладочных работ по объекту "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21.08.2014 в„– ГЗ-1680/14 в действиях учреждения установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в связи с чем государственному заказчику выдано предписание по делу в„– ГЗ-1680/14 об устранении нарушений Закона о контрактной системе, которым отменены протоколы, составленные в ходе проведения аукциона в„– 0101200008114004460, учреждению предписано установить новую дату приема и окончания приема заявок, новую дату проведения аукциона.
Вышеуказанные решение и предписание оспорены обществом "Эстра" в Арбитражном суде Республики Башкортостан.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2015 по делу в„– А07-24667/2014 (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по тому же делу) заявление общества "Эстра" удовлетворено: признаны недействительными пункты 2, 4 решения в„– ГЗ-1680/14 и предписание по делу в„– ГЗ-1680/14 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 21.08.2014, как не соответствующие Закону от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ.
По вступлению в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу в„– А07-24667/2014 общество "Эстра" письмом от 27.04.2015 в„– 32, содержащим просьбу приступить к процедуре заключения договора с победителем аукциона, на строительно-монтажные, пусконаладочные работы на объекте "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район", - обратилось в учреждение.
Письмом от 28.04.2015 в„– 10-51 учреждение сообщило обществу "Эстра" об отсутствии возможности заключения контракта в 2015 году, сославшись на норму п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и указав на то, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 в„– 1400-р объект "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район" из республиканской адресной инвестиционной программы (далее - РАИП) на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов исключен, в связи с чем, бюджетные ассигнования на строительство вышеуказанного объекта отсутствуют, финансирование по данному объекту не предусмотрено.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2013 в„– 1600-р утверждена республиканская адресная инвестиционная программа на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов в размере на 2014 год - 11165067,6 тыс. руб., на 2015 год - 9407143,4 тыс. руб., на 2016 год - 7470450,0 тыс. руб., согласно приложению в„– 1.
Данным распоряжением Правительства Республики Башкортостан также в числе прочего установлено (п. 2), что:
финансирование объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы осуществляется в соответствии с Порядком финансирования объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 в„– 316;
предложения по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан вносятся до 1 ноября 2014 года в соответствии с правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года в„– 285, с предоставлением информации по форме согласно приложению в„– 2.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2013 в„– 1600-р, главным распорядителям, в числе прочего, предписано обеспечить:
заключение соглашений с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности с установлением уровня их финансирования за счет средств бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан в размере не менее 1,5 процента, за счет средств бюджетов городских округов Республики Башкортостан - в размере не менее 3 процентов общего объема бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства органа местного самоуправления (если иное не предусмотрено долгосрочными целевыми программами, в рамках которых осуществляется предоставление межбюджетных субсидий, иными нормативными правовыми актами);
полное освоение субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности;
представление в Министерство финансов Республики Башкортостан и Министерство экономического развития Республики Башкортостан ежемесячного отчета до 10 числа месяца, следующего за отчетным (годового отчета - до 25 января года, следующего за отчетным), отчетов об освоении средств бюджета Республики Башкортостан, выделенных на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности Республики Башкортостан, софинансирование объектов муниципальной собственности, по форме согласно приложению в„– 4.
Согласно приложению в„– 1 (республиканская адресная инвестиционная программа на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2013 в„– 1600-р, в раздел "Перечень объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов по разделу "Образование" заказчику-учреждению, за счет средств бюджета Республики Башкортостан подлежали выделению бюджетные ассигнования в размере: в 2014 году - 1315171,5000; в 2015 году - 2242482,21443; в 2016 году - 488978,33000.
По объекту, находящемуся в республиканской собственности "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район", подлежали выделению бюджетные ассигнования за счет средств бюджета Республики Башкортостан: в 2014 году - 11500,00000; в 2015 году - 130676,38000.
Правительством Республики Башкортостан 12.12.2014 издано распоряжение в„– 1400-р, которым (пункт 1) утверждена республиканская адресная программа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в размере: на 2014 год - 7416763,2 тыс. руб., на 2016 год - 8829595,0 тыс. руб., на 2017 год - 8331908,2 тыс. руб., согласно приложению в„– 1.
Пунктом 2 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 в„– 1400-р в числе прочего установлено, что:
финансирование объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы осуществляется в соответствии с Порядком финансирования объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 сентября 2012 года в„– 316;
предложения по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан вносятся до 1 ноября 2015 года в соответствии с правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года в„– 285, с предоставлением информации по форме согласно приложению в„– 2;
предложения по внесению изменений в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов по направлению остатков средств бюджета Республики Башкортостан на счете бюджета Республики Башкортостан в Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан по состоянию на 1 января 2015 года вносятся по форме согласно приложению в„– 5.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 в„– 1400-р главным распорядителям в числе прочего, предписано обеспечить:
заключение соглашений с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности за счет средств бюджетов муниципальных районов Республики Башкортостан в размере не менее 1,5 процента, за счет средств бюджетов городских округов Республики Башкортостан - в размере не менее 3 процентов общего объема бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства органа местного самоуправления (если иное не предусмотрено долгосрочными целевыми программами, в рамках которых осуществляется предоставление межбюджетных субсидий, иными нормативными правовыми актами);
полное освоение субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности;
представление в Министерство финансов Республики Башкортостан и Министерство экономического развития Республики Башкортостан ежемесячного отчета до 10 числа месяца, следующего за отчетным (годового отчета - до 25 января года, следующего за отчетным), отчетов об освоении средств бюджета Республики Башкортостан, выделенных на финансирование объектов капитального строительства государственной собственности Республики Башкортостан, софинансирование объектов муниципальной собственности, по форме согласно приложению в„– 4.
Пунктом 5 указанного распоряжения Правительства Республики Башкортостан установлено, что в случае выявления фактов бездействия государственных (муниципальных) заказчиков в части освоения выделенных средств (нераспределение средств по конкретным объектам, непроведение конкурсных процедур, незаключение государственных (муниципальных) контрактов) средства, предусмотренные в приложении в„– 1 к настоящему распоряжению, могут быть отозваны и перераспределены в установленном порядке.
Пунктом 9 распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 14.12.2014 в„– 1400-р контроль за исполнением настоящего распоряжения возложен на Министерство экономического развития Республики Башкортостан и на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Из содержания приложения в„– 1 (республиканская адресная инвестиционная программа на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов) к распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2014 в„– 1400-р при этом следует, что в раздел "Перечень объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов по разделу "Образование" заказчику - учреждению, за счет средств бюджета Республики Башкортостан подлежали выделению бюджетные ассигнования в размере: в 2015 году - 770416,6; в 2016 году - 717636,9; в 2017 году - 950000,0. Такой объект, как "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск, Благовещенский район", из Республиканской адресной инвестиционной программы исключен.
Пунктом 1 Порядка финансирования объектов и мероприятий республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 в„– 316 (далее - Порядок, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 в„– 316) установлено, что настоящий Порядок определяет правила финансирования объектов и мероприятий утверждаемой Правительством Республики Башкортостан республиканской адресной инвестиционной программы (далее - объекты и мероприятия) за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности, на предоставление субсидии государственным бюджетным, автономным учреждениям Республики Башкортостан (далее - учреждения) и государственным унитарным предприятиям Республики Башкортостан (далее - предприятия) на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Республики Башкортостан или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Башкортостан (далее - субсидии учреждениям и предприятиям на осуществление капитальных вложений) и софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет средств местных бюджетов.
Финансирование объектов и мероприятий осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год и плановый период и предельных объемов финансирования расходов на соответствующий финансовый год (п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 в„– 316).
Министерство финансов Республики Башкортостан в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи Республики Башкортостан и утвержденной Правительством Республики Башкортостан республиканской адресной инвестиционной программой доводит до главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан (далее - главные распорядители) в электронном виде утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств бюджета Республики Башкортостан (п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 в„– 316).
Пунктом 5 постановления Правительства Республики Башкортостан установлено, что для утверждения предельных объемов финансирования на текущий месяц главные распорядители формируют заявки на финансирование объектов и мероприятий (далее - заявки).
Заявки формируются на основании представляемых государственными (муниципальными) заказчиками документов, перечень и сроки представления которых устанавливаются главными распорядителями.
Согласно п. 15 постановления Правительства Республики Башкортостан от 13.09.2012 в„– 316, главные распорядители, государственные (муниципальные) заказчики несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им средств бюджета Республики Башкортостан, за своевременное представление отчетности об освоении бюджетных инвестиций и субсидий, предоставленных на объекты и мероприятия.
Пунктом 1.1 Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285) установлено, что настоящие Правила устанавливают порядок формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы (далее - РАИП), а также порядок формирования и ведения информационного ресурса РАИП.
Согласно п. 1.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285, РАИП представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан (далее - ГРБС) бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) на осуществление на территории Республики Башкортостан иных капитальных вложений по:
объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью либо частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан (далее - объекты капитального строительства);
приобретаемым для республиканских и муниципальных нужд объектам недвижимого имущества, оплату приобретения которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан, включая жилье, во исполнение правовых актов Республики Башкортостан (далее - объекты недвижимого имущества);
мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам), которые могут включать в различном сочетании строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества и осуществление иных капитальных вложений (далее - мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты)).
Согласно п. 1.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285, включение объектов и мероприятий в РАИП осуществляется исключительно в рамках установленных в соответствии с требованиями бюджетного законодательства расходных обязательств Республики Башкортостан и при наличии необходимых документов (согласно пункту 2.4).
Выделяемые в рамках РАИП бюджетные ассигнования должны позволять заключать государственные (муниципальные) контракты с ценой контракта на весь срок выполнения работ (в объеме сметной стоимости объекта или его этапов).
Государственными заказчиками объектов и мероприятий РАИП выступают республиканские органы исполнительной власти и государственные казенные учреждения (далее - государственные заказчики) (п. 1.8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285).
Формирование проекта РАИП, а также предложений по внесению в нее изменений осуществляется Министерством экономического развития Республики Башкортостан на основе предложений государственных и муниципальных заказчиков (п. 2.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285).
Формирование и внесение изменений в РАИП осуществляется в соответствии с законодательством (п. 2.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285).
Пунктом 2.3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285 предусмотрено, что после одобрения Правительством Республики Башкортостан основных характеристик бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период:
Министерство финансов Республики Башкортостан в установленные сроки доводит до Министерства экономического развития Республики Башкортостан предельный объем бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП;
Министерство экономического развития Республики Башкортостан осуществляет распределение предельного объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП по ГРБС и доводит это распределение до республиканских органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности. Распределение утверждается Экспертным советом по бюджетным инвестициям Республики Башкортостан, созданным в соответствии с постановлением Республики Башкортостан (далее - Экспертный совет).
Республиканские органы исполнительной власти в установленной сфере деятельности и ГРБС на основании предложений государственных и муниципальных заказчиков представляют в Министерство экономического развития Республики Башкортостан в определенные им сроки предложения о распределении доведенных этим министерством предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП по объектам и мероприятиям с указанием формы реализации капитальных вложений, группировкой по видам экономической деятельности (отраслям), ГРБС, государственным и муниципальным заказчикам с указанием кодов классификации расходов бюджета, включая код классификации операций сектора государственного управления, форм собственности, будущих пользователей объектов (эксплуатирующих организаций, для которых создаются объекты, или юридических лиц, которым будут переданы права пользования на объекты), в том числе по объектам и мероприятиям, по которым строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Республики Башкортостан и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Республики Башкортостан планируется осуществить путем предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений учреждениям и предприятиям.
В силу условий п. 2.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285, в приоритетном порядке в РАИП включаются:
объекты незавершенного строительства, подлежащие завершению в очередном финансовом году;
переходящие объекты, в том числе проектно-изыскательские работы, по которым проведены процедуры государственных закупок;
объекты и мероприятия, для осуществления которых обеспечивается привлечение средств бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников;
затраты на приобретение немонтируемого оборудования, не входящего в сметы строек, для оснащения объектов ввода в очередном финансовом году.
Пунктом 2.8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285, установлено, что вновь начинаемые объекты и мероприятия включаются в РАИП при соблюдении одного из следующих условий:
наличие объектов или мероприятий в государственных программах;
наличие решения Правительства Республики Башкортостан по данному объекту или мероприятию;
наличие соглашения о софинансировании объектов или мероприятий с привлечением внебюджетных средств и средств федерального бюджета;
наличие решения Экспертного совета по объектам или мероприятиям.
Данная норма не распространяется на объекты, являющиеся элементами агрегированных позиций, если их сметная стоимость не превышает 50 млн. рублей.
К агрегированным позициям относятся сети коммунальной и инженерной инфраструктуры, объекты градостроительного проектирования, приобретение оборудования.
Согласно п. 2.9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285, включение в РАИП объектов, не обеспеченных утвержденной проектной документацией, разрешается только на плановый период.
Государственные заказчики представляют в Министерство экономического развития Республики Башкортостан дополнительные предложения сверх установленных контрольных цифр по расходам, связанным с бюджетными инвестициями, для рассмотрения на заседании Экспертного совета для включения объектов в Реестр. Реестр утверждается заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан, курирующим формирование РАИП, не позднее I квартала текущего финансового года в общем порядке, установленном для формирования РАИП (п. 2.11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285).
Министерство экономического развития Республики Башкортостан совместно с республиканскими органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности рассматривает представленные предложения и документы и включает объекты и мероприятия в проект РАИП с указанием объемов бюджетных ассигнований из бюджета Республики Башкортостан на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий с оформлением при необходимости протоколов разногласий (п. 2.13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285).
Министерство экономического развития Республики Башкортостан в установленные сроки представляет в Министерство финансов Республики Башкортостан распределение предельного объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП по объектам и мероприятиям с группировкой по видам экономической деятельности (отраслям), ГРБС, государственным и муниципальным заказчикам с указанием кодов классификации расходов бюджета, включая код классификации операций сектора государственного управления, форм собственности, будущих пользователей объектов (эксплуатирующих организаций, для которых создается объект, или юридических лиц, которым будут переданы права пользования на вновь построенные объекты) (п. 2.14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285).
Пунктом 2.16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285 предусмотрено, что Министерство экономического развития Республики Башкортостан:
совместно с республиканскими органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности и ГРБС вносит уточнения в проект РАИП в процессе принятия закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период;
в 7-дневный срок с момента подписания закона Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период Главой Республики Башкортостан в установленном порядке представляет проект РАИП на утверждение в Правительство Республики Башкортостан.
В соответствии с п. 3.1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285, утвержденная РАИП является основанием:
для осуществления государственных закупок по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством;
для заключения в установленном порядке договоров (соглашений) с юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, бюджетными, автономными учреждениями, в целях реализации бюджетных инвестиций;
для заключения соглашений с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан о предоставлении межбюджетных трансфертов. Затраты на осуществление закупок включаются в сметную стоимость объекта капитального строительства (стоимость объекта недвижимости).
Согласно п. 3.2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 в„– 285, государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Считая, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения государственного контракта по результатам проведенного аукциона, общество "Эстра" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением и просило обязать учреждение заключить государственный контракт на выполнение генеральной подрядной организацией строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту "Строительство детского сада на 220 мест в г. Благовещенск", Республики Башкортостан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные контракты, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели указанной программой, на срок ее реализации.
Государственные (муниципальные) контракты, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, принимаемыми в соответствии со статьей 79 настоящего Кодекса, на срок реализации указанных решений.
Иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
В п. 1 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Пункт 2 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение бюджета по расходам предусматривает:
принятие бюджетных обязательств;
подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств;
подтверждение исполнения денежных обязательств.
В силу п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Принимая во внимание изложенное, исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле документы, доводы и возражения участников спора, установив, что учреждение не имеет каких-либо полномочий инициирования перераспределения бюджетных обязательств, соответственно, при удовлетворении исковых требований, но в отсутствие не только финансирования, но и самого объекта, подлежащего строительству (при том, что бюджет Республики Башкортостан на плановый период уже утвержден), - суд апелляционной инстанции указал, что соответствующий судебный акт не может быть исполнен, тем более, что он не обязывает совершить какие-либо действия Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, и собственно, Правительства Республики Башкортостан, а также то, что в случае удовлетворения исковых требований, судебный акт фактически будет обязывать учреждение совершить нарушение условий абз. 2 п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в равной степени, обязывать ответчика совершить действия, противоречащие цели, предусмотренной п. 1 ст. 13 Закона о контрактной системе.
Кроме того установив, что каких-либо требований к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан, и Правительству Республики Башкортостан, обществом "Эстра" не предъявлялось; учитывая, что учреждением при рассмотрении спора в арбитражном апелляционном суде, в материалы дела в„– А07-13630/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан представлено письмо Единой торговой площадки roseltorg.ru от 01.12.2015 в„– 4917-Д/15, которым подтвержден факт того, что закупка в форме электронного аукциона в„– 010120008114004460 завершена, аукцион находится в архиве; оператор электронной площадки не вправе возобновлять проведение аукциона без соответствующего предписания органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вынесение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан решения и предписания (признанных в последующем недействительными), - которые повлекли за собой отсутствие у общества "Эстра" возможности получения прибыли в результате исполнения государственного контракта, также не является основанием для удовлетворения исковых требований, предъявляемых к учреждению, в рамках дела в„– А07-13630/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований для непринятия которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены. Выводы суда апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, соответствуют установленным апелляционным судом фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по делу в„– А07-13630/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эстра" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Н.НОВИКОВА
Судьи
Н.А.АРТЕМЬЕВА
О.Э.ШАВЕЙНИКОВА
------------------------------------------------------------------