Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.05.2016 N Ф09-3965/16 по делу N А07-16133/2015
Требование: О признании недействительными решений органа Фонда социального страхования РФ.
Обстоятельства: Фонд начислил страховые взносы, пени, штрафы ввиду занижения базы для начисления взносов на суммы выплат: 1) Работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; 2) Пособий по временной нетрудоспособности, превышающих предельную величину указанной базы.
Решение: Требование удовлетворено, так как: 1) Выплаты носят характер государственной поддержки, не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых и иных обязанностей либо к материальной выгоде; 2) В решениях отсутствуют ссылки на первичные бухгалтерские документы, при этом взносы с учетом предельного размера пособия начислены правомерно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. в„– Ф09-3965/16

Дело в„– А07-16133/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Токмаковой А.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - фонд, заинтересованное лицо, страховщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2015 по делу в„– А07-16133/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Управление образования администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - заявитель, управление образования, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к фонду с заявлением о признании недействительными решений от 16.06.2015 в„– 76 в части взыскания недоимки за занижение облагаемой базы по страховым взносам на сумму дополнительных дней, предоставленных работнику для ухода за ребенком-инвалидом, и сумм выплаченного пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (собственных средств страхователя) в размере 1 022 руб. 15 коп., взыскания штрафа в соответствующей сумме, в размере 204 руб. 43 коп.; от 16.06.2015 в„– 79, вынесенного государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в лице филиала в„– 12, в части взыскания суммы недоимки за занижение облагаемой базы по страховым взносам на сумму дополнительных выходных дней, предназначенных работнику для ухода за ребенком-инвалидом, и сумм выплаченного пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя (собственных средств страхователя) в сумме 70 руб. 49 коп., взыскания штрафа в сумме 14 руб. 10 коп., взыскания пеней в сумме 13 руб. 79 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.11.2015 (судья Сакаева Л.А.) заявленные требования удовлетворены, решения фонда признаны недействительными.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
По мнению заявителя жалобы, что выплаты, производимые сотрудниками за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, подлежат включению в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), поскольку производятся в рамках трудовых отношений.
Фонд также настаивает, что средний заработок, исходя из которого работодателем исчислено пособие по временной нетрудоспособности, превышает предельную величину базы для начисления страховых взносов, в связи с чем соответствующая разница подлежит обложению указанными взносами.
В отзыве на кассационную жалобу управление образования просит оставить жалобу фонда без удовлетворения, судебные акты первой, апелляционной инстанций - без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, фондом проведена документальная выездная проверка правильности начисления и уплаты страховых взносов в отношении управления образования за период 01.01.2012 по 31.12.2014. В ходе проверки было выявлено занижение базы для начисления страховых взносов:
- на сумму выплат по дополнительным выходным дням, предоставляемым работнику для ухода за ребенком-инвалидом;
- на сумму пособия по временной нетрудоспособности, назначенного и выплаченного с превышением предельной величины базы для начисления страховых взносов.
По результатам проверки составлены акты проверки от 12.05.2015 в„– 158-осс-р, в„– 158-осс-д, в„– 158-н/с и вынесены решения от 16.06.2015 в„– 76 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов, которым управление образования привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон в„– 212-ФЗ); в„– 79 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных, которым управление образования привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон в„– 125-ФЗ).
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении настоящего дела по вопросу доначисления страховых взносов на суммы оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами суды пришли к выводу о том, что спорные выплаты правомерно не включены заявителем в базу для исчисления страховых взносов.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона в„– 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, производились страхователем на основании ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой оплата каждого дополнительного выходного дня для ухода за детьми-инвалидами производится в размере среднего заработка в порядке, установленном федеральными законами.
Указанные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон в„– 213-ФЗ) с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Учитывая изложенное, выводы судов первой и апелляционной инстанции по рассматриваемому эпизоду являются верными, а соответствующие доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании вышеуказанных правовых норм.
При разрешении вопроса о правомерности доначисления страховых взносов на сумму излишне назначенного и выплаченного пособия по временной нетрудоспособности суды согласились с позицией управления образования, указав следующее. Действующее законодательство не устанавливает ограничения по предельной величине суммы пособий по временной нетрудоспособности, которая выплачивается за счет средств работодателя. Выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере, превышающем предельную величину базы для начисления страховых взносов, не изменяет природу такого пособия, в связи с чем соответствующая разница не подлежит обложению страховыми взносами.
Указанный вывод судов первой и апелляционной инстанции является ошибочным.
По смыслу положений ст. 4, 7, 13, 14 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон в„– 255-ФЗ), ст. 5, 7, 9, 18 Федерального закона в„– 212-ФЗ выплаты, произведенные страхователем с нарушением требований законодательства, не являются обязательным страховым обеспечением, уменьшающим базу для начисления страховых взносов.
Из материалов дела следует, что расчет спорного пособия по временной нетрудоспособности производился учреждением образования с превышением предельного размера, установленного ст. 14 Закона в„– 255-ФЗ. Соответственно фонд правомерно произвел доначисление страховых взносов на сумму превышения.
Тот факт, что закон не запрещает работодателю выплачивать за свой счет пособие по временной нетрудоспособности в повышенном размере, не имеет правового значения для разрешения вопроса об обложении соответствующих выплат страховыми взносами.
Вместе с тем указанный ошибочный вывод судов не может служить основанием к отмене судебных актов в связи со следующим.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в нарушение п. 17 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденных приказом ФСС России от 07.04.2008 в„– 82, в оспариваемых решениях отсутствуют ссылки на первичные бухгалтерские документы. Данное нарушение ввиду его существенности оценено судом апелляционной инстанции самостоятельное основание для признания недействительными оспариваемых ненормативных правовых актов фонда.
Основания для постановки иного вывода у суда кассационной инстанции отсутствуют с учетом полномочий последнего и отсутствия в кассационной жалобе соответствующих доводов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.10.2015 по делу в„– А07-16133/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА

Судьи
А.Н.ТОКМАКОВА
Е.А.ПОРОТНИКОВА


------------------------------------------------------------------