По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 04.05.2016 N Ф09-2776/16 по делу N А71-6870/2015
Требование: О признании частично незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Заказчику предписано установить порядок проведения закупочных процедур.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку в утвержденном заказчиком положении о закупочной деятельности установлен общий порядок проведения закупочных процедур, на основании которого в закупочной документации могут быть определены особенности проведения отдельных закупок, наличие противоречий между указанным положением и документацией о конкретной закупочной процедуре антимонопольным органом не установлено, данное положение содержит все предусмотренные законом требования к закупкам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. в„– Ф09-2776/16
Дело в„– А71-6870/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Василенко С.Н., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - УФАС по Удмуртской Республике, антимонопольный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.10.2015 по делу в„– А71-6870/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Воткинский завод" (далее - АО "Воткинский завод", Общество) - Черезова Т.Ю. (доверенность от 31.12.2015 в„– 117/16-31Д).
АО "Воткинский завод" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием к УФАС по Удмуртской Республике о признании незаконными пунктов 2, 4 решения от 27.05.2015 по делу в„– АА 08-02/2015/117Ж и предписания от 27.05.2015 по делу в„– АА 08-02/2015/117Ж об устранении нарушений законодательства о закупках.
Решением суда от 05.10.2015 (судья Калинин Е.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Указывает, что в нарушение ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Положение о закупочной деятельности АО "Воткинский завод" не содержит порядка подготовки и проведения отдельных процедур закупок, в том числе, закрытых процедур закупок, конкурентных переговоров; при этом антимонопольный орган указывает, что закупочная документация формируется на основании Положения о закупочной деятельности и должна соответствовать Положению о закупочной деятельности, документация о закупке не может включать условия, которые не были указаны в Положении о закупочной деятельности. Антимонопольный орган также полагает, что жалоба ООО "Торговая компания "Тасма" обоснованно им рассмотрена на основании ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку в жалобе содержались сведения о нарушении ст. 17 данного Федерального закона, что было установлено в действиях закупочной комиссии (п. 3 резолютивной части решения антимонопольного органа).
В представленном отзыве АО "Воткинский завод" возражает против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, решением Совета директоров АО "Воткинский завод" утверждено Положение о закупочной деятельности Общества в новой редакции (Протокол в„– 3/15 от 17.04.2015) и опубликовано на официальном сайте в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru.
На официальном сайте АО "Воткинский завод" в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 21.04.2015 размещено извещение в„– 31502277959 и закупочная документация о проведении открытого запроса цен на закупку рентгеновской пленки AGFA в„– DT в„– IF D5 в количестве 200 упаковок, начальная (максимальная) цена договора 5 458 690 руб. 05 коп.
Согласно протоколу в„– 1 от 06.05.2015 на участие в указанной закупке поступило 4 заявки от участников: ООО "ТК "Тасма", ООО "Запад-Урал-Сталь", ЗАО "Литас", ООО "Метхимторг"; согласно протоколу в„– 2 от 07.05.2015 ООО "ТК "Тасма", ООО "Запад-Урал-Сталь" отказано в допуске к участию в закупке; на основании итогового протокола в„– 3 от 07.05.2015 участник закупки ООО "Метхимторг" признан победителем открытого запроса цен.
В УФАС по Удмуртской Республике 18.05.2015 поступила жалоба ООО "Торговая компания "Тасма" (исх. в„– 3734 от 15.05.2015) на действия закупочной комиссии АО "Воткинский завод" при проведении открытого запроса цен (извещение в„– 31502277959) на закупку рентгеновской пленки, выразившиеся в указании в закупочной документации конкретной марки закупаемого товара.
По результатам рассмотрения жалобы Комиссией УФАС по Удмуртской Республике принято решение от 27.05.2015 по делу в„– АА 08-02/2015-117 Ж, согласно которому жалоба ООО "ТК "Тасма" признана необоснованной (п. 1 решения антимонопольного органа). При этом АО "Воткинский завод" признано нарушившим ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 2 решения антимонопольного органа); закупочная комиссия АО "Воткинский завод" признана нарушившей п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 3 решения антимонопольного органа); решено выдать АО "Воткинский завод" предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов (п. 4 решения антимонопольного органа).
На основании п. 4 решения УФАС по Удмуртской Республике в адрес АО "Воткинский завод" выдано предписание от 27.05.2015 по делу в„– АА 08-02/2015-117Ж об устранении нарушений законодательства о закупках, которым заказчику АО "Воткинский завод" в течение 10 рабочих дней с даты получения предписания необходимо привести Положение о закупочной деятельности АО "Воткинский завод", утвержденное Протоколом решения Совета директоров АО "Воткинский завод" в„– 3/15 от 17.04.2015 в соответствие с требованиями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а именно установить порядок проведения закупочных процедур, в том числе, порядок проведения закрытого одноэтапного (многоэтапного) конкурса, понижающего аукциона, запроса цен (открытого, закрытого), закрытого запроса предложений, конкурентных переговоров (открытых, закрытых); разместить Положение о закупочной деятельности АО "Воткинский завод" в новой редакции в сети Интернет на официальном сайте заказчика; в течение 3 рабочих дней с даты исполнения предписания проинформировать Комиссию УФАС по Удмуртской Республике об исполнении предписания с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих устранение нарушений законодательства о закупках.
Полагая, что решение в части пунктов 2, 4 и предписание антимонопольного органа являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, АО "Воткинский завод" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). При этом Федеральный закон от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не определяет требований к изложению Положения о закупочной деятельности применительно к порядку проведения конкретной закупочной процедуры и не устанавливает запрета на использование отсылочных норм.
Суды установили, что в разделе 4 и разделе 5 Положения о закупочной деятельности АО "Воткинский завод", утвержденного Советом директоров АО "Воткинский завод" в новой редакции, указаны конкурентные виды закупок (конкурс одноэтапный открытый, конкурс одноэтапный закрытый, конкурс многоэтапный (открытый и закрытый), понижающий аукцион, запрос цен открытый, запрос цен закрытый, запрос предложений, конкурентные переговоры открытые, конкурентные переговоры закрытые), и неконкурентные способы закупки (закупка у единственного поставщика, малая закупка), при этом дано определение и указаны основания для проведения данных закупочных процедур.
В п. 4.6.1 названного Положения указано, что общий порядок проведения конкурентных закупочных процедур определяется Разделом 7 настоящего Положения.
В п. 4.6.2 Положения указано, что общий порядок проведения закупочных процедур, а также детали и особенности проведения закупочной процедуры заданным способом должны быть указаны в соответствующей закупочной документации.
Разделом 7 Положения о закупочной деятельности АО "Воткинский завод" установлен порядок подготовки к проведению закупочных процедур (п. 7.2); порядок публикации закупки (п. 7.3); порядок предоставления закупочной документации (п. 7.4); порядок разъяснения и изменения закупочной документации (п. 7.5); порядок подачи заявок на участие в закупке (п. 7.6); порядок вскрытия заявок на участие в закупке (п. 7.7); порядок рассмотрения заявок на участие в закупке (п. 7.8); порядок оценки и сопоставления заявок на участие а закупке (п. 7.9); порядок заключения и исполнения договоров (п. 7.10).
При этом из содержания раздела 7 "Порядок планирования, подготовки, проведения закупок, заключения и исполнения договоров" Положения о закупочной деятельности АО "Воткинский завод" не следует, что данный раздел распространяется только на открытые, конкурентные закупочные процедуры.
Таким образом, в Положении о закупочной деятельности АО "Воткинский завод" установлен общий порядок проведения закупочных процедур, на основании которого в последующем в закупочной документации могут быть определены особенности проведения закупочных процедур применительно к каждой конкретной закупке.
Суд апелляционной инстанции также отметил, что в рассматриваемом случае наличие каких-либо противоречий между Положением о закупочной деятельности АО "Воткинский завод" и документацией о конкретной закупочной процедуре антимонопольным органом не установлено.
Учитывая изложенное, установив, что Положение о закупочной деятельности АО "Воткинский завод содержит все установленные Федеральным законом от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" требования к закупке, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены правомерно.
Суд кассационной инстанции также считает необходимым отметить, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у антимонопольного органа оснований для принятия к рассмотрению и рассмотрения жалобы ООО "Торговая компания "Тасма" является ошибочным, что вместе с тем не привело к принятию неправильного по существу решения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.10.2015 по делу в„– А71-6870/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
------------------------------------------------------------------