Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2016 N Ф09-4164/16 по делу N А60-41898/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Заказчик при проведении аукциона на право заключения контракта на изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов в рамках оборонного заказа признан нарушившим законодательство о контрактной системе, предписано устранить нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как нарушение закона подтверждено, оспариваемые акты приняты уполномоченным органом , совокупность условий для признания актов недействительными отсутствует, нарушение прав заказчика не доказано, при этом предписание исполнено, протокол подведения итогов аукциона отменен, заявки рассмотрены повторно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. в„– Ф09-4164/16

Дело в„– А60-41898/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк" (далее - ФГУП "ПО "Маяк", заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2015 по делу в„– А60-41898/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
ФГУП "ПО "Маяк" - Бердникова Е.С. (доверенность от 11.03.2015 в„– 121-юр);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, управление, антимонопольный орган) - Боброва Э.М. (доверенность от 15.09.2015 в„– 40);
Государственной корпорации по атомной энергетике "Росатом" - Редких С.В. (доверенность от 30.04.2014 в„– 1/123/2014-ДОВ).

ФГУП "ПО "Маяк" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к антимонопольному органу о признании незаконными решения от 15.07.2015 в„– 3-оз и предписания от 15.07.2015 в„– 3-оз.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная корпорация по атомной энергетике "Росатом", общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания ФЛОКК", общество с ограниченной ответственностью "СМУ-77".
Решением суда от 09.11.2015 (судья Хачев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 (судьи Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Заявитель жалобы считает, что оспариваемые решение и предписание вынесены комиссией, не уполномоченной на рассмотрение жалоб на действие (бездействие) заказчика в сфере государственного оборонного заказа. Представленное в материалы дела письмо от 24.06.2015 в„– ИА/31562/15 "О полномочиях территориальных органов в сфере ГОЗ" не может являться легитимным способом передачи полномочий в сфере государственного оборонного заказа.
В представленном отзыве Государственная корпорация по атомной энергетике "Росатом" поддерживает доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Как следует из материалов дела, на официальном сайте ФГУП "ПО "Маяк" 22.05.2015 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме в„– 0569100000315000024 на "Изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов - 2 шт." и документация об аукционе.
Аукционной комиссией 29.06.2015 проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по итогам которой установлено, что поступило две заявки на участие в аукционе, обе заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2015 заявка участника - общество с ограниченной ответственностью "СМУ-77" признана не соответствующей требованиям документации об аукционе.
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ-77" считая, что заказчиком - ФГУП "ПО "Маяк" при проведении закупки в форме электронного аукциона на "Изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов - 2 шт." нарушены положения Федерального закона от 29.12.2012 в„– 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обратилось с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области проанализирована документация о закупке, п. 1.3 государственного контракта, им установлено, что закупка осуществлена в рамках государственного оборонного заказа. На основании под. 4 п. 1 письма Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) от 24.06.2015 в„– ИА/31562/15 "О полномочиях территориальных органов в сфере ГОЗ" жалоба Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области направлена в УФАС по Свердловской области.
По результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "СМУ-77" на действия (бездействие) заказчика - ФГУП Маяк" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение в„– 0569100000315000024) на право заключения государственного контракта на изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов для ФГУП "ПО "Маяк" в рамках государственного оборонного заказа, комиссией антимонопольного органа по контролю в сфере закупок принято решение от 15.07.2015 в„– 3-оз, которым жалоба общества с ограниченной ответственностью "СМУ-77" признана обоснованной (п. 1 решения); в действиях комиссии заказчика ФГУП "ПО "Маяк" выявлено нарушение ч. 6, 7 ст. 69 Закона о контрактной системе (п. 2 данного решения); в пункте 3 решения антимонопольным органом указано на выдачу предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе; в соответствии с п. 4 материалы дела передаются должностному лицу, уполномоченному на возбуждение дел по ч. 2 ст. 7.30 Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании названного выше решения управлением в адрес ФГУП "ПО "Маяк" выдано предписание от 15.07.2015 в„– 3-оз об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, допущенного при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов, путем отмены протокола подведения итогов от 08.07.2015 и рассмотрения заявок участников повторно в соответствии с действующим законодательством.
Считая, что, поскольку данная закупка проводилась в рамках государственного оборонного заказа, комиссия УФАС по Свердловской области не обладала необходимыми полномочиями для рассмотрения жалобы, а также для вынесения решения и предписания, ФГУП "ПО "Маяк" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности условий для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2014 в„– 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" с 01.01.2015 Федеральная служба по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ) упразднена.
Во исполнение п. 4 названного Указа функции контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного оборонного заказа упраздненного органа в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 в„– 1489 переданы ФАС России; федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа является ФАС России (п. 1 данного постановления) как правопреемник Рособоронзаказа.
В пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 в„– 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" (в редакции постановления Правительства РФ от 25.12.2014 в„– 1489) предусмотрено, что к основным функциям ФАС России отнесены контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд (подп. "г"); контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа (подп. "д").В силу ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль в сфере закупок осуществляет, в том числе контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (п. 1 ч. 1), которым в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2004 в„– 331, является ФАС России, осуществляющая полномочия через свои территориальные органы. Контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (п. б ч. 3) в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок (п. 1 ч. 15).
Из указанного следует, что с 01.01.2015 уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функцию по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа является ФАС России.
В соответствии с письмом ФАС России от 24.06.2015 в„– ИА/31562/15 полномочия по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа на территории Уральского федерального округа предоставлены УФАС по Свердловской области; при этом соответствующие изменения в положение о территориальном органе внесены приказом ФАС России от 23.07.2015.
Таким образом, установив, что, поскольку делегирование полномочий ФАС России предусмотрено действующим законодательством, вывод судов о том, что оспариваемые ненормативные акты приняты уполномоченным органом и в пределах, имеющихся у него полномочий, является правильным.
Судами установлено отсутствие совокупности условий для признания оспариваемых ненормативных актов недействительными.
Доказательств того, что вынесенными оспариваемыми ненормативными актами нарушены права и законные интересы ФГУП "ПО "Маяк" в материалы дела не представлено.
Судами принято во внимание также обстоятельство того, что оспариваемое предписание исполнено, протокол подведения итогов аукциона от 08.07.2015 отменен, заявки повторно рассмотрены, 21.07.2015 подведены итоги аукциона.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о соответствии решения и предписания антимонопольного органа нормам действующего законодательства.
При установленных обстоятельствах судами правомерно отказано ФГУП "ПО "Маяк" в удовлетворении заявленных требований.
Данные выводы судов соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права, переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу сводятся к несогласию с оценкой судами обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе ФГУП "ПО "Маяк" не приведено.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2015 по делу в„– А60-41898/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ФГУП "Производственное объединение "Маяк" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
С.Н.ВАСИЛЕНКО


------------------------------------------------------------------