По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2016 N Ф09-3028/16 по делу N А60-18508/2015
Требование: О признании незаконным решения об отказе в регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, обязании провести регистрацию выпуска и отчета о его итогах.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нарушением порядка одобрения сделки с заинтересованностью.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в одобрении сделки участвовало заинтересованное лицо с преобладающим количеством голосов, необходимый кворум общего собрания акционеров общества, предусмотренный законом, отсутствовал.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. в„– Ф09-3028/16
Дело в„– А60-18508/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Токмаковой А.Н.рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Спецавтоматика" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2015 по делу в„– А60-18508/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Центрального банка Российской Федерации в лице Уральского главного управления (далее - заинтересованное лицо, управление) - Суворова О.А. (доверенность от 19.09.2014 в„– 11-23/35).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением, в котором просит признать незаконным решение управления (далее - заинтересованное лицо, управление) от 18.03.2015 в„– ВН-22-1-1/9197 "Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций..." (далее - решение), а также обязать управление провести государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг общества, регистрацию отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг общества.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2015 (судья Мартемьянов В.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 (судьи Муталлиева И.О., Виноградова Л.Ф., Дружинина Л.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Общество обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, в том числе ст. 40, 81, 83, 84 Федерального закона от 26.12.1995 в„– 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), ст. 20, 26 Федерального закона от 22.04.1996 в„– 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, сделка купли-продажи акций, заключенная между обществом и Коробковым В.А., не требовала одобрения, поскольку на нее не распространяются положения главы 11 Закона об акционерных обществах. Общество отмечает, что в спорной сделке были заинтересованы все акционеры.
Также заявитель полагает, что отсутствие одобрения сделки с заинтересованностью не является основанием для отказа в регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг и признании такого дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся, поскольку ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг содержит закрытый перечень оснований, по которым эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг признан несостоятельным.
Управление в отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество, зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 20.05.2003 за основным государственным номером 1036603517543, уставный капитал которого составляет 12 470 руб.
При этом по решению общего собрания акционеров уставный капитал может быть увеличен как путем увеличения номинальной стоимости акций, так и за счет размещения дополнительных акций, что закреплено в п. 4.5 устава (в редакции протокола от 28.04.2003).
Так, внеочередным общим собранием акционеров общества 04.11.2013 принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных обыкновенных именных акций в количестве 1 600 000 штук номинальной стоимостью 5 руб. 83 коп. за каждую путем закрытой подписки, на момент проведения которого общее количество размещенных акций общества составляло 2 139 обыкновенных именных акций.
Управлением 26.03.2014 зарегистрирован дополнительный выпуск ценных бумаг общества, выпуску ценных бумаг присвоен государственный регистрационный номер 1-01-06346-К-002D.
Также из материалов дела следует, что 15.12.2014 обществом в управление были направлены документы для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
В соответствии с п. 10 отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг в процессе размещения ценных бумаг 17.09.2014 была совершена сделка купли-продажи именных обыкновенных бездокументарных акций в количестве 1 600 000 штук между обществом (продавец) и Коробковым В.А. (покупатель); при этом в совершении данной сделки имелась заинтересованность лица, владеющего более 20% голосующих акций общества (Коробков В.А.).
Кроме того, обществом в управление представлена копия протокола заседания совета директоров общества от 10.09.2014, на котором принято решение об одобрении сделки с заинтересованностью - договора купли-продажи акций о приобретении Коробковым В.А. обыкновенных именных бездокументарных акций общества в количестве 1 600 000 штук.
Сделав вывод о нарушении обществом п. 4 ст. 83 Закона об акционерных обществах), выразившемся в одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, советом директоров, а не общим собранием акционеров общества, управление 17.10.2014 приостановило эмиссию обыкновенных именных бездокументарных акций общества, размещенных путем закрытой подписки.
Кроме того, управление направило обществу уведомления о необходимости устранения нарушений от 29.10.2014 в„– 22-1-1/37451 и от 26.12.2014 в„– 22-1-1/47193 с установленным сроком представления исправленных и (или) дополненных документов, который на основании заявления общества был продлен до 03.03.2015 (письмо управления от 16.01.2015 в„– 22-1-1/1802).
Общество представило в управление копии протокола внеочередного общего собрания акционеров, прошедшего 03.03.2015, и свидетельства об удостоверении факта принятия общим собранием хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствовавших при его принятии на внеочередном общем собрании акционеров, проведенном 01.12.2014, в соответствии с которыми на данных собраниях присутствовали и голосовали два акционера: Коробков В.А. (количество акций - 1 881) и Чендриков А.П. (количество акций - 44).
Из содержания представленных обществом документов следует, что по результатам внеочередных общих собраний акционеров общества приняты решения об одобрении сделки, в которой имеется заинтересованность, - договора от 17.09.2014 в„– 1 купли-продажи акций в количестве 1 600 000 штук между обществом и Коробковым В.А.
Проанализировав представленные обществом документы, управление пришло к выводу о том, что участие заинтересованного лица Коробкова В.А. с преобладающим количеством голосов в одобрении сделки с заинтересованностью является нарушением порядка одобрения такой сделки, то есть сделка надлежащим образом не одобрена, кворум для принятия решения по вопросу об одобрении соответствующей сделки отсутствовал. Поскольку эмитентом изначально было размещено 2 139 обыкновенных именных акций, число голосов, не заинтересованных в сделке акционеров (исключая 1 881 голос, принадлежащий Коробкову В.А.), составляет 258 голосов, то соответственно, для одобрения сделки требуется не менее, чем 130 голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров, тогда как фактически было и голосовало только 44 голоса).
В связи с изложенным, управлением вынесено решение от 18.03.2015 в„– ВН-22-1-1/9197 "Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации" (далее - решение) (решением от 27.05.2015 в„– ВН-22-1-1/17617 внесены изменения в данное решение).
Полагая, что принятое управлением решение является незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в полном объеме, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Законом о рынке ценных бумаг регламентируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
На основании п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг (в редакции, действовавшей при возникновении спорных правоотношений) процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено указанным Законом, включает в себя, в том числе, этап государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно п. 7 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России на основании заявления эмитента. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия размещения эмиссионных ценных бумаг, утверждения отчета об итогах их выпуска, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении эмиссионных ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативным актом Банка России. Банк России рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 14 дней и при отсутствии связанных с эмиссией ценных бумаг нарушений регистрирует его.
Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг осуществляется Банком России, а также регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган). Регистрирующий орган определяет порядок ведения реестра и ведет реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий информацию о зарегистрированных им выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг и об аннулированных индивидуальных номерах (кодах) выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, а регистрирующий орган, являющийся федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, - также о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, не подлежащих в соответствии с указанным Законом и иными федеральными законами государственной регистрации. Указанный реестр должен также содержать сведения о представителях владельцев облигаций. Регистрирующий орган вносит изменения в реестр эмиссионных ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения таких изменений. Положения настоящего пункта не распространяются на государственные, муниципальные ценные бумаги и облигации Банка России (п. 1 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг).
Пунктом 2 вышеназванной статьи предусмотрено, что государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента. К заявлению о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг прилагаются решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг, и в случае, если регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в соответствии с настоящим Федеральным законом должна сопровождаться регистрацией проспекта ценных бумаг, проспект ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными актами Банка России.
На момент представления эмитентом документов в регистрирующий орган таким актом являлись "Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" (далее - Положение), утвержденного Банком России от 11.08.2014 в„– 428-П, глава 8 которого содержит порядок предоставления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска ценных бумаг.Пунктом 12 Положения на регистрирующий орган возложена обязанность осуществить государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 14 дней с даты получения им документов в соответствии с указанным Положением.
Основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является: 1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска); 2) обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг (подп. 1, 2 п. 4 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг).
Согласно п. 8.16.2 Положения основанием для отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг является неисполнение эмитентом требований регистрирующего органа об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений законодательства Российской Федерации.Пунктом 18 Положения предусмотрено, что в случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг такой выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется.
Как следует из материалов дела, управление сделало вывод о том, что сделка с заинтересованностью по размещению дополнительных акций, совершена обществом без принятия решения об одобрении данной сделки общим собранием акционеров общества.
При этом общество в своих пояснениях от 21.10.2014 признало факт нарушения п. 4 ст. 83 Закона об акционерных обществах.
Согласно подп. 6 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций относится к компетенции общего собрания, если уставом общества не отнесено к компетенции совета директоров.
Сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями главы 11 указанного Закона.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица: являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; в иных случаях, определенных уставом общества (п. 1 ст. 81 Закона об акционерных обществах).
Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, требует одобрения в порядке, установленном ст. 83 Закона об акционерных обществах.
В соответствии с п. 1, 4 ст. 83 Закона об акционерных обществах сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с данной статьей.
Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций в случае, если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела документы, в том числе оспариваемое решение от 18.03.2015 в„– ВН-22-1-1/9197 "Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций общества, признании дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании его государственной регистрации", суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями п. 10 ст. 49, п. 4 ст. 83 Закона об акционерных обществах, пришли к правильному выводу о нарушении обществом порядка одобрения сделки с заинтересованностью, поскольку в ее одобрении участвовало заинтересованное лицо с преобладающим количеством голосов.
Суды правильно указали, что при принятии решения об одобрении сделки с заинтересованностью по приобретению акций Коробковым В.А. (заинтересованным лицом), необходимый кворум общего собрания акционеров общества, предусмотренный законом, отсутствовал.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы заявителя жалобы направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.08.2015 по делу в„– А60-18508/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Спецавтоматика" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
А.Н.ТОКМАКОВА
------------------------------------------------------------------