Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2016 N Ф09-4303/16 по делу N А50-15075/2015
Требование: О взыскании с казны РФ убытков в связи с предоставлением квартир гражданам.
Обстоятельства: Администрация муниципального образования во исполнение решений суда предоставила гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним граждан подлежит финансированию за счет субъектов РФ, доказательств обращения администрации к субъекту РФ или субъекта РФ к РФ за выделением средств на приобретение жилья нет, исковые требования заявлены к РФ, являющейся ненадлежащим ответчиком, ходатайство о привлечении субъекта РФ в качестве ответчика не заявлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. в„– Ф09-4303/16

Дело в„– А50-15075/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Перми на решение Арбитражного суда Пермского края (далее - администрация) от 29.10.2015 по делу в„– А50-15075/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Явку представителей в суд кассационной инстанции, лица участвующие в деле, не обеспечили.

Администрации обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) о взыскании с казны Российской Федерации 8 849 060 руб. убытков, причиненных бюджету г. Перми в связи с предоставлением квартир Крысенко А.А., Клюевой Л.Л., Кариповой Ф.Г., Горбушиной Е.А., Михайленко Е.В., Завьялову А.Н. в целях соблюдения их жилищных прав.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2015 (судья Торопицин С.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 (судьи Гулякова Г.Н., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность. Заявитель полагает, что пункт 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет только особенности реализации жилищных прав инвалидов и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Администрация считает, что отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилищными помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшений жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств. Заявитель также ссылается на то, что возложения на Российскую Федерацию обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, сопровождающийся одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций, таким образом, понесенные администрацией убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Пермского края просит удовлетворить кассационную жалобу администрации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Ленинским районным судом г. Перми вынесены решения от 06.04.2011, 21.01.2013, 11.10.2012, 22.05.2013, 26.08.2013, 11.11.2014 о возложении на администрацию обязанности предоставить Крысенко А.А., Клюевой Л.Л., Кариповой Ф.Г., Горбушиной Е.А., Михайленко Е.В., Завьялову А.Н. во внеочередном порядке по договору социального найма отдельные благоустроенные жилые помещения общей площадью не менее 15 кв. м каждое, находящиеся в границах города Перми.
При этом перечисленные граждане включены в список как страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний и не были приняты на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2015.
Во исполнение указанных судебных актов администрацией на основании договоров безвозмездной передачи жилого помещения названным гражданам предоставлены квартиры по ул. Сокольская г. Перми.
Общая стоимость предоставленных жилых помещений согласно отчетам об оценке, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр", составила 8 846 000 руб.
Расходы администрации на проведение оценки предоставленных квартир составили 3 060 руб. (6 * 510 руб.).
Ссылаясь на то, что в результате реализации положений Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ), статей 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении указанных выше физических лиц истцом понесены убытки в размере 8 849 060 руб. (с учетом затрат на оценку предоставленных квартир в размере 3 060 рублей), подлежащие возмещению за счет ответчиков, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении требований администрации, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно п. 4 ст. 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон в„– 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов и приравненных к ним граждан.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона в„– 181-ФЗ предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: 1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями; 4) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе: субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 17 Закона в„– 181-ФЗ).
Инвалиды и приравненные к ним граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В частности, статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" установлено право на предоставление вне очереди жилых помещений по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, а также порядок предоставления указанным гражданам жилых помещений.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О указал на то, что данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон в„– 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Кроме того в соответствии со ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 в„– 255-ПК (ред. от 14.12.2012) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" внеочередное предоставление жилых помещений осуществляется гражданам, страдающим одной из тяжелых форм хронических заболеваний, определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что финансирование указанных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом о бюджете Пермского края на соответствующий год отдельно по каждой из категорий граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона.
Доказательств обращения администрации к Субъекту Российской Федерации (Пермскому краю) или Субъекта Российской Федерации к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за выделением денежных средств на приобретение жилья в материалы дела не представлено.
При этом суд первой инстанции при рассмотрении дела неоднократно предлагал администрации уточнить надлежащего ответчика, предоставляя истцу процессуальную возможность заявить о привлечении Пермского края в качестве соответчика, что подтверждается определениями от 02.10.2015, 14.10.2015. Истец указанной процессуальной возможностью не воспользовался, в представленных суду пояснениях на взыскании убытков с Российской Федерации настаивал, согласия на привлечение в качестве соответчика субъекта Российской Федерации не дал (ч. 5 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а потому принял в силу ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации риск соответствующего процессуального поведения.
Суд первой инстанции также указал, что отказ в удовлетворении предъявленных требований не лишает администрацию права на обращение в арбитражный суд с соответствующим иском к надлежащему ответчику.
С учетом изложенного выводы судов о том, что обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним граждан, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, являются правильными.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 29.01.2016 в„– 303-ЭС15-12721 по делу в„– А51-32477/2014, от 02.03.2016 в„– 309-ЭС15-14045 по делу в„– А60-45596/2014.
Довод заявителя о невыделении администрации финансовых средств из федерального бюджета, подлежит судом кассационной инстанции отклонению, поскольку администрация не является непосредственным получателем средств из федерального бюджета.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права. Переоценка доказательств и сделанных на их основании выводов судов не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2015 по делу в„– А50-15075/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ

Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ


------------------------------------------------------------------