По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2016 N Ф09-3678/16 по делу N А47-3796/2015
Требование: О признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что необходимость изменения вида разрешенного использования спорного участка не подтверждена, доказательств использования участка исключительно в сельскохозяйственных целях не представлено.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку испрашиваемый обществом вид разрешенного использования земельного участка не соответствует территориальному зонированию, использование данного участка в целях ведения сельского хозяйства не подтверждено, доказательств изменения функционального назначения расположенных на нем объектов недвижимости не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. в„– Ф09-3678/16
Дело в„– А47-3796/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Столярова А.А., Купреенкова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотовой Н.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-продукт" (далее - общество "Сервис-продукт") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.11.2015 по делу в„– А47-3796/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области принял участие представитель общества "Сервис-продукт" - Сучкова Ю.К. (доверенность от 14.08.2014 в„– 01).
До начала судебного заседания от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Оренбургской области (далее - Управление Росимущества) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено в порядке, установленном ст. 159, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и удовлетворено, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления Росимущества.
Общество "Сервис-Продукт" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании действий Управления Росимущества, выраженных в письме от 18.02.2015 в„– СП-56/15-895, незаконными; об обязании Управления Росимущества устранить нарушение прав общества "Сервис-продукт" путем принятия в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу ненормативного акта, устанавливающего разрешенное использование земельного участка площадью 73 547 кв. м с кадастровым номером 56:47:0101048:392, расположенного по адресу: г. Соль-Илецк, ул. Правды, 3 (далее - спорный земельный участок), категория земель: земли населенных пунктов - "для размещения объектов производственного назначения. Размещение зданий, сооружений используемых для производства, хранения первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции" (код 1.15 в соответствии с приказом Министерства экономического развития России от 01.09.2014 в„– 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", группа 15 приложения 1 к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 в„– 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"), а также внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.11.2015 (судья Цыпкина Е.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Сервис-продукт" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, суды неправомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, необоснованно посчитав, что отсутствие в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение город Соль-Илецк от 30.05.2012 в„– 159 (далее - Правила землепользования и застройки), вида разрешенного использования земельного участка препятствует приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 в„– 540 (далее - Классификатор видов разрешенного использования земельного участка). Учитывая, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу "Сервис-продукт" на праве собственности и предназначенные для осуществления сельскохозяйственной деятельности, суды пришли к неверному выводу о том, что общество не является заинтересованным лицом, наделенным правом на обращение в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования, а также ошибочно посчитали, что между обществом "Сервис-продукт" и Управлением Росимущества сложились гражданско-правовые отношения по вопросу предоставления спорного земельного участка в аренду, в связи с чем требование заявителя не подлежит рассмотрению по правилам, установленным в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росимущества просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, считая, что обжалуемые судебные акты законны и обоснованы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании договора купли-продажи от 22.03.2011 обществу "Сервис-Продукт" на праве собственности принадлежат 23 объекта недвижимости, расположенные по адресу: г. Соль-Илецк, ул. Правды, д. 3. Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 56:47:0101048:392 площадью 73 547 кв. м.
Спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, находится в черте города Соль-Илецка Оренбургской области и отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. Разрешенным использованием земельного участка является размещение объектов производственного назначения.
Общество "Сервис-продукт" письмом от 12.01.2015 в„– 01-001 обратилось в Управление Росимущества, указав, что разрешенное использование земельного участка не соответствует его фактическому использованию и не дает четкого понимания об экономической деятельности общества на земельном участке; земельный участок с видом разрешенного использования "для размещения объектов производственного назначения" неверно отнесен к 9 группе использования. В письме общество просило Управление Росимущества обратиться в администрацию Соль-Илецкого района с заявлением об издании правового акта об установлении вида разрешенного использования, произведения учета вида разрешенного использования земельного участка в государственном кадастре недвижимости, указания вида разрешенного использования земельного участка группы 15 "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования".
Письмом от 18.02.2015 в„– СП-56/15-895 Управление Росимущества сообщило заявителю о недопустимости произвольного изменения вида разрешенного использования земельного участка. В письме указано, что с целью рассмотрения вопроса по существу необходимо предоставление в адрес Управления Росимущества документально-правового обоснования необходимости изменения вида разрешенного использования, а также предоставления иных доказательств, свидетельствующих об использовании земельного участка исключительно в сельскохозяйственных целях
Полагая, что ответ Управления Росимущества не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку содержащиеся в государственном кадастре сведения о виде разрешенного использования земельного участка могут привести к установлению недостоверного размера кадастровой стоимости спорного земельного участка и рыночной оценки земельного участка с целью определения размера арендной платы, общество "Сервис-продукт" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что обществом "Сервис-продукт" заявлено требование об установлении иного вида разрешенного использования земельного участка, не соответствующего территориальному зонированию, а не о приведении вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельного участка. Установив, что между сторонами спора имеются разногласия по условиям заключаемого договора аренды спорного земельного участка в части установления порядка определения размера арендной платы, суды пришли к выводу о том, что вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка не может быть рассмотрен по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, суды пришли к выводу о том, что заявителем не доказан факт использования земельного участка в целях ведения сельского хозяйства.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.Подпунктом 8 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Положениями п. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено деление земель в Российской Федерации по целевому назначению на категории, в числе которых выделены, в частности земли населенных пунктов.
Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Из положений ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В силу положений пп. 3 п. 2, пп. 1 п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, устанавливаются в градостроительном регламенте, который включается в состав правил землепользования и застройки.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Как установлено в п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
- фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
- возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
- функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
- видов территориальных зон;
- требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Подготовка проекта, утверждение и внесение изменений в правила землепользования и застройки отнесены к компетенции органов местного самоуправления и осуществляются в порядке, установленном ст. ст. 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1 - 5 ст. 37 названного Кодекса разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
- основные виды разрешенного использования;
- условно разрешенные виды использования;
- вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Статьей 5 Земельного кодекса Российской Федерации определен состав участников земельных отношений, к числу которых пунктом 3 данной нормы в редакции, действовавшей на дату совершения оспариваемых действий (18.02.2015), были отнесены:
- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Федеральным законом от 31.12.2014 в„– 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 01.04.2015, данный перечень дополнен общим понятием "правообладатели земельных участков", включающим в себя собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 в„– 540 и действует с 24.12.2014. Данным классификатором определено, что в отношении земельных участков для целей ведения сельского хозяйства устанавливается вид разрешенного использования "сельскохозяйственное использование", который включается в себя виды разрешенного использования обозначенные кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции (код 1.15).
В силу п. 11, 12 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Пунктом 13 ст. 34 названного Федерального закона предусмотрено, что по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменении видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельных участков, для которых утверждены правила землепользования и застройки и установлены градостроительные регламенты, осуществляется правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования и подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости. При этом вид разрешенного использования земельных участков выбирается из предусмотренных зонированием территорий видов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что основанием для обращения общества "Сервис-продукт" в Управление Росимущества с письмом от 12.01.2015 в„– 01-001, в котором указано на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка его фактическому использованию и содержится предложение обратиться в администрацию Соль-Илецкого района с заявлением об издании правового акта об установлении вида разрешенного использования соответствующего группе 15 "земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования", послужило возникновение между сторонами разногласий при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 56:47:0101048:392, в том числе о применении ставки арендной платы в размере 0,6% от кадастровой стоимости, предусмотренной за использование земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, установленном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе кадастровый паспорт земельного участка от 05.05.2014 в„– 56/14-191881, установив, что спорный земельный участок отнесен к территориальным зонам Р-1 "Зона городских парков, скверов, бульваров", Р-3 "Зона спортивных комплексов и сооружений", О-1 "Зона делового, общественного и коммерческого назначения", Ж-1 "Зона застройки многоэтажными жилыми домами", П-1 "Зона производственно-коммунальных объектов I класса вредности", суды пришли к обоснованному выводу о том, что испрашиваемый обществом "Сервис-продукт" вид разрешенного использования спорного земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, установленным в Правилах землепользования и застройки для территориальных зон, в пределах которых расположен спорный земельный участок, в связи с чем по существу обществом "Сервис-продукт" заявлено об установлении иного вида разрешенного использования земельного участка, не соответствующего вышеназванному территориальному зонированию, а не о приведении в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования.
Проанализировав содержание договора купли-продажи от 22.03.2011, приложения в„– 1 к нему, а также свидетельства о государственной регистрации права собственности общества "Сервис-продукт" на приобретенные объекты недвижимости и техническое обоснование отношения объектов к производству по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, суд первой инстанции отклонил довод общества "Сервис-продукт" о том, что спорный земельный участок фактически используется для осуществления сельскохозяйственной деятельности, поскольку доказательств осуществления изменений в функциональном назначении объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, не представлено.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали ответ Управления Росимущества, изложенный в письме от 18.02.2015 в„– СП-56/15-895, соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы общества "Сервис-продукт".
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что суды пришли к ошибочным выводам об отсутствии у общества "Сервис-продукт" права на обращение с требованием об изменении вида разрешенного использования земельного участка и о правовой природе сложившихся правоотношений, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, так названные обстоятельства не привели к принятию неправильного решения, суды по существу рассмотрели спор о законности действий лица, выполняющего функции собственника земельного участка.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции или постановления апелляционного суда в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.11.2015 по делу в„– А47-3796/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сервис-продукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Э.РЯБОВА
Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ
------------------------------------------------------------------