По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.04.2016 N Ф09-1636/16 по делу N А07-17841/2015
Требование: О признании недействительным в части решения об учете изменений объектов недвижимости, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Оспариваемым решением категория земельных участков изменена с "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов".
Решение: Требование удовлетворено, поскольку изменение границ населенного пункта не является достаточным основанием для изменения категории участков в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации, в собственности которой находятся участки, при этом доказательств включения спорной территории в состав муниципального образования не представлено, срок обращения в суд не пропущен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. в„– Ф09-1636/16
Дело в„– А07-17841/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Смирнова А.Ю., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2015 по делу в„– А07-17841/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель министерства - Никитин И.В. (доверенность от 31.12.2015 серии EF 09/19592).
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан (далее - кадастровая палата) о признании решения кадастровой палаты от 16.01.2014 в„– Ф/14-53-0001 недействительным в части изменения категории земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493, 02:55:000000:27494 с категории "земли лесного фонда" на категорию "земли населенных пунктов"; а также об обязании кадастровой палаты внести изменения в государственный земельный кадастр в сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493, 02:55:000000:27494, изменив категорию земельных участков с категории "земли населенных пунктов" на "земли лесного фонда".
Судом в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, государственное бюджетное учреждение "Уфимское лесничество" Республики Башкортостан, министерство, администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Уфимский лесхоз-техникум".
Решением суда от 05.11.2015 (судья Харисов А.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит отменить указанные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 в„– 762-р земли лесного фонда, в том числе квартал 23, часть квартала 24 Покровского лесничества специализированного лесопаркового лесхоза, исключены из данных государственного учета лесного фонда и отнесены к категории земель поселений и включены в состав земель территориальных зон муниципального образования г. Уфа. Заявитель отмечает, что собственником спорных земельных участков является Российская Федерация, при этом изменение категории земель не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации, в связи чем указанное обстоятельство не влияет на законность оспариваемого решения. Поскольку спорные участки в силу прямого указания закона относятся к землям населенных пунктов, согласования действий по переводу таких участков из одной категории в другую с Правительством Российской Федерации, по мнению заявителя, не требовалось. По мнению заявителя, министерством лесного хозяйства пропущен установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование ненормативного правового акта. При этом судом апелляционной инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела доказательств, свидетельствующих о пропуске заявителем указанного срока.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.09.2009 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись за в„– 02-04-01/182/2009-572 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 23 га из категории земель лесного фонда с разрешенным использованием - ведение лесного хозяйства, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ГУ Уфимское лесничество, кварталы 23, 24, условный в„– 02-04-01/182/2009-572, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2009.
23.09.2009 в ЕГРП внесена также запись за в„– 02-04-01/182/2009-573 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 116 га из категории земель лесного фонда с разрешенным использованием - ведение лесного хозяйства, находящийся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ГУ Уфимское лесничество, квартал 19, условный в„– 02-04-01/182/2009-573, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 23.09.2009.
В качестве документа - основания для регистрации в свидетельствах от 23.09.2009 указан Лесной кодекс.
Впоследствии указанным земельным участкам присвоены кадастровые номера 02:55:000000:27494 и 02:55:000000:27493 соответственно.
21.06.2013 в ЕГРП внесена запись за в„– 02-04-01/146/2013-512 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27493 за Уфимским лесхозом-техникумом на основании распоряжения Минлесхоза РБ от 18.06.2013 в„– 207-р что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.06.2013.
09.08.2013 в ЕГРП внесена запись за в„– 02-04-01/288/2013-559 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 02:55:000000:27494 за Уфимским лесничеством основании распоряжения Минлесхоза РБ от 25.07.2013 в„– 281-р, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.08.2013.
По результатам рассмотрения обращения главы Администрации г. Уфы от 02.12.2013 в„– 01-05-3787 кадастровой палатой принято решение от 16.01.2014 в„– Ф/14-53-001 "Об учете изменений объекта недвижимости" в сведения Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) внесены изменения, в том числе, в части указания категории земель земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:000000:27493 и 02:55:000000:27494, а именно: вместо категории "земли лесного фонда" указана категория "земли населенных пунктов".
Полагая, что решение кадастровой палаты не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Министерства лесного хозяйства как органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками из состава земель лесного фонда на территории Республики Башкортостан, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Действия кадастровой палаты в части ведения государственного кадастра недвижимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами, органами власти, поскольку при осуществлении таких действий орган кадастрового учета выполняет публичные функции.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон в„– 221-ФЗ).
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Закона в„– 221-ФЗ).
В качестве дополнительных в ГКН подлежат внесению сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок (п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона в„– 221-ФЗ).
Государственный кадастровый учет осуществляется, среди прочего, в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 10 - 21, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 16 Закона в„– 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 7, 13 - 20, 25 - 29 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона сведений (учет изменений объекта недвижимости) осуществляется, если иное не установлено этим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч. 2 ст. 16 Закона в„– 221-ФЗ).
В случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 7, 13 - 16 ч. 2 ст. 7 Закона в„– 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (ч. 5 ст. 16 Закона в„– 221-ФЗ).
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений, указанных в п. 7, 13 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона, вправе обратиться любые лица (ч. 3.1 ст. 20 Закона в„– 221-ФЗ).
При кадастровом учете в связи с изменением указанных в п. 13 ч. 2 ст. 7 Закона в„– 221-ФЗ сведений о земельном участке необходимым для кадастрового учета документом является, среди прочего, копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель. Данный документ запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 данного Федерального закона (п. 8 части 1 ст. 22 Закона в„– 221-ФЗ).
Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (ч. 1 ст. 23 Закона в„– 221-ФЗ).
Ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ГКН, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ГКН; воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН (кадастровая ошибка) (п. 1, 2 ч. 1 ст. 28 Закона в„– 221-ФЗ).
Земельное законодательство Российской Федерации основывается, среди прочего, на принципе деления земель по целевому назначению на категории, а также на разграничении государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В свою очередь, правовые основы и порядок разграничения государственной собственности на землю устанавливаются федеральными законами (подп. 8, 9 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из целевого назначения земли в Российской Федерации подразделяются, в частности, на земли населенных пунктов и земли лесного фонда (подп. 2, 5 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (п. 1, 2 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (п. 3 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 1, 2, 3 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 названного Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 1, 2 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции от 04.12.2006).
Как установлено судами, спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет и внесен в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним как земельный участок из земель лесного фонда.
Государственная собственность на данные земельные участки разграничена - установлена федеральная собственность. Вещное право Российской Федерации зарегистрировано в предусмотренном законом порядке.
В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного названным Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 в„– 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон в„– 172-ФЗ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение 5 дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (ст. 5 Закона в„– 172-ФЗ).
Принимая во внимание приведенные нормы, суды пришли к правильному выводу о том, что изменение границ населенного пункта путем включения спорного участка в границы муниципального образования не может быть признано достаточным правовым основанием для внесения изменений в сведения государственный кадастр недвижимости в отсутствие решения уполномоченного органа государственной власти, представляющего интересы Российской Федерации.
Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ст. 8 Закона в„– 172-ФЗ).
Вместе с тем действовавшее до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года законодательство предусматривало, что городские леса (леса в пределах городской черты) входят в лесной фонд (ст. 4, 5, 13, 15, 23, 38 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, ст. 4, 5, 29, 54, 60, 92 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, ст. 2, 14, 19 Основ лесного законодательства Российской Федерации 1993 года).
Из содержания ст. 7, 10, 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года следует, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений, - городские леса.
В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Этот же подход подтвержден законодателем при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Судами также установлено, что спорные земельные участки входят в кварталы в„– 19, 23, 24 Уфимского лесничества и включен в состав данного лесничества не позднее 1996 года (план лесонасаждений 1996 года), а следовательно, спорный объект с момента его формирования как лесного участка предназначен для ведения лесного хозяйства.
При внесении сведений в ГКН и ЕГРП категория названных земельных участков указана как "земли лесного фонда", что соответствует ранее действовавшим Основам лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977 год), Лесному кодексу РСФСР (1978 год), а также Основам лесного законодательства Российской Федерации (1993 год).
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 в„– 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" указано, что до 01.01.2015 Федеральное агентство лесного хозяйства согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.
Законодательством Российской Федерации установлена возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации. Аналогичная позиция относительно применения норм Закона в„– 172-ФЗ изложена в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Рослесхоз) от 17.07.2013 в„– ВЛ-03-54/7028 "О соблюдении порядка согласования включения лесных участков в земли населенных пунктов".
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов подтверждается правовой позицией, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 в„– 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Тем самым предположительное изменение границ муниципального образования, а также распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 23.08.2005 в„– 762-р сами по себе не являются предусмотренными законом основаниями для изменения категории земельного участка из земель лесного фонда.
В результате разграничения государственной собственности на земельный участок, включающий кварталы в„– 19, 23, 24 Уфимского лесничества, создан объект, который имеет определенного собственника и индивидуальные характеристики, регламентирующие правовой режим использования данного недвижимого имущества.
Данный режим использования не подлежит изменению по инициативе иного публично-правового образования в отсутствие волеизъявления собственника недвижимой вещи (земельного участка).
При исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды установили, что доказательств, подтверждающих включение спорного земельного участка в состав территории муниципального образования как в 1996 году, так и в последующие годы, вплоть по 2012 год сторонами не представлены, как и правовые акты, предусмотренные градостроительным и земельным законодательством, а также карты, планы, иные документы, схематично отображающие размещение земельных участков, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о том, что сведения в государственном кадастре недвижимости о категории земельных участков изменены кадастровой палатой в отсутствие предусмотренных законом оснований.
Судами правомерно отклонена ссылка заявителя на решение Исполнительного комитета Уфимского городского совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от 06.08.1957 в„– 271 (с приложением - схема - городской черты города Уфы), поскольку из представленного документа невозможно установить, что спорные земельные участки были включены в черту населенного пункта еще в 1957 году.
При таких обстоятельствах требования удовлетворены судами правомерно.
Довод заявителя о пропуске установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обжалование ненормативного правового акта являлся предметом исследования судов, и ему дана надлежащая правовая оценка. Судами верно отмечено, что при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, с учетом особенностей правоотношений, отказ в защите нарушенного права исключительно по формальным основаниям недопустим.
Суды с учетом правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 в„– 367-О, от 02.12.2013 в„– 1908-О установили, что трехмесячный срок на обжалование ненормативного правового акта министерством лесного хозяйства не пропущен.
Подлежит отклонению и довод о неправомерном отказе апелляционным судом в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела доказательств, свидетельствующих о пропуске заявителем указанного срока.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 в„– 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" указано, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Поскольку министерство не обосновало невозможность представления дополнительных доказательств в суд первой инстанции по уважительным причинам, суд апелляционной инстанции правомерно отказал ему в удовлетворении ходатайства о приобщении их к материалам дела.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.11.2015 по делу в„– А07-17841/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
С.В.ЛАЗАРЕВ
------------------------------------------------------------------