Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.04.2016 N Ф09-2717/16 по делу N А60-34937/2015
Требование: О признании незаконными действий территориального органа Федерального казначейства по возврату исполнительного листа без исполнения.
Обстоятельства: Возврат мотивирован тем, что исполнительный лист о взыскании долга с муниципального образования направлен в ненадлежащий орган.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как счет должника, открытый в указанном органе, используется для операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми в форме целевых субсидий; приостановление операций по данному счету повлечет нарушение принципов самостоятельности бюджета, эффективности использования бюджетных средств, нарушение прав конечных получателей субсидий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 г. в„– Ф09-2717/16

Дело в„– А60-34937/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Арутюняна Сергея Роландовича (ИНН: 772631912711, ОГРН: 308770000022338; далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2015 по делу в„– А60-34937/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее - управление) - Сабиров Н.А. (доверенность от 21.10.2015).
Представители остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Предприниматель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к управлению о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа в„– 004570206 без исполнения.
Решением суда от 13.11.2015 (судья Киреев П.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 (судьи Голубцов В.Г., Васева Е.Е., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель жалобы отмечает, что из правила, предусмотренного совместным письмом Минфина России в„– 02-01-07/60975 и Федерального казначейства в„– 07-04-05/09-715 от 23.10.2015, согласно которому исполнительные листы, предъявляемые к лицевому счету, открытому в органе Федерального казначейства для учета операций по расходам местного бюджета, источником обеспечения которых являются исключительно целевые межбюджетные трансферты, не принимаются к исполнению, если в органе Федерального казначейства не открыт основной лицевой счет, имеются исключения - исполнительные документы, принятые органом Федерального казначейства до поступления совместного письма, возврату не подлежат, согласно письму Федерального казначейства от 04.12.2015 в„– 07-04-05/09-825. В связи с чем предприниматель полагает, что на практике допускалось предъявление исполнительных документов к исполнению в орган Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет для учета операций с целевыми межбюджетными трансфертами. Заявитель жалобы отмечает, что оспариваемый возврат исполнительного документа совершен 17.06.2015, то есть до издания указанного совместного письма. По мнению предпринимателя, никаких признаков, связывающих лицевой счет в„– 03623007460 с федеральным бюджетом, нет, как и нет оснований утверждать, что по данному счету могут проводиться операции только с межбюджетными трансфертами.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2012 по делу в„– А60-13525/2012 с Муниципального учреждения "Служба единого заказчика" Муниципального образования город Алапаевск, а при недостаточности средств с Муниципального образования город Алапаевск за счет казны Муниципального образования город Алапаевск в пользу предпринимателя взысканы проценты в сумме 1 542 572 руб. 35 коп., а также 28 425 руб. 72 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Арбитражным судом Свердловской области выдан исполнительный лист от 15.06.2012 в„– 004570206.
Указанный исполнительный лист 18.07.2012 направлен для исполнения в Финансовое управление администрации МО "город Алапаевск".
На основании заявления от 17.05.2013 Финансовым управлением администрации МО "город Алапаевск" исполнительный лист возвращен взыскателю.
Исполнительный лист в„– 004570206 21.05.2013 предъявлен в Межрайонный отдел по исполнению особых исполнительных производств Управлений Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.
На основании заявления взыскателя судебным приставом-исполнителем Крюковой Ю.О. 02.06.2015 исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен.
Исполнительный лист в„– 004570206 05.06.2015 направлен в отдел в„– 53 управления, с указанием на взыскание задолженности в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования город Алапаевск за счет казны Муниципального образования город Алапаевск.
Управлением Федерального казначейства по Свердловской области письмом от 17.06.2015 в„– 62-53-10/6781 исполнительный лист возвращен, со ссылкой на то, что взыскатель для исполнения требований исполнительного документа обратился в ненадлежащий орган, так как лицевой счет Администрации муниципального образования "город Алапаевск" в„– 03623007460 открыт для операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Считая, что управлением исполнительный лист возвращен в нарушение положений ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что оспариваемые действия управления по возврату исполнительного листа в„– 004570206 без исполнения не нарушили прав предпринимателя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с гл. 24.1 названного Кодекса.
Согласно п. 4 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
На основании п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В силу п. 2 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в п. 3 и 4 ст. 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
Согласно п. 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
В силу п. 7 ст. 242.5 названного Кодекса при неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
В силу п. 9 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно с п. 3 ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
При рассмотрении спора судами установлено, что основанием для возвращения предпринимателю исполнительного листа в„– 004570206 послужило отсутствие в управлении лицевого счета должника, открытого Администрации как получателю средств местного бюджета для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Предприниматель ссылается на то, что в управлении Федерального казначейства по Свердловской области, Администрации муниципального образования "город Алапаевск" открыт лицевой счет в„– 03623007460.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в управлении действительно открыт лицевой счет в„– 03623007460. Вместе с тем указанный счет используется для операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение: субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельных категорий граждан, субсидии на модернизацию региональной системы дошкольного образования.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Главой 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации задекларированы принципы самостоятельности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Приостановление расходных операций по лицевому счету в„– 03623007460 повлечет нарушение принципов самостоятельности бюджета, эффективности использования бюджетных средств и нарушение прав и законных интересов лиц, являющихся конечными получателями субвенций и субсидий. При этом взыскание денежных средств по исполнительному документу о субсидиарном взыскании с указанного лицевого счета Администрации муниципального образования "г. Алапаевск" будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Возражая относительно доводов управления предприниматель указывал на то, что согласно информации, размещенной на интернет сайте управления в разделе "Информация для взыскателей", лицевой счет в„– 03623007460 имеет следующие атрибуты: наименование бюджета - бюджет МО город Алапаевск, наименование клиента - Администрация МО г. Алапаевск, орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета - Отдел в„– 53 УФК по Свердловской области. При этом согласно Порядку открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 в„– 24н, номер лицевого счета указывает, что вышеуказанный счет является лицевым счетом получателя бюджетных средств и относится к лицевым счетам местного бюджета.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, в частности, письма от 06.10.2015 в„– 62-07-10/11476, от 29.10.2015 в„– 62-07-10/12573, платежные поручения от 05.05.2012 в„– 3127599, от 08.11.2012 в„– 4236312, от 08.11.2012 в„– 4236313, отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств в„– 03623007460, суды установили, что с момента открытия на лицевом счете осуществлялись выплаты по расходам бюджета муниципального образования за счет субсидий на осуществление полномочий по подготовке проведения статистических переписей (2011 год), выплаты по расходам бюджета муниципального образования за счет субсидий на составление (изменение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации (2012 год), период с 2013 года по 2015 год по спорному счету операции не производились, денежные средства в указанный период на счете отсутствуют.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия управления по возврату без исполнения исполнительного листа АС в„– 004570206 не нарушили прав предпринимателя и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, считает также необходимым отметить, что исполнительный лист от 15.06.2012 в„– 004570206 изначально был направлен для исполнения в Финансовое управление администрации МО "город Алапаевск", однако, на основании заявления предпринимателя от 17.05.2013 Финансовым управлением администрации МО "город Алапаевск" исполнительный лист возвращен взыскателю.
Ссылка предпринимателя на письмо Федерального казначейства от 04.12.2015 в„– 07-04-05/09-825 подлежит отклонению, поскольку названный акт нормативными правовым актом не является и не может регулировать спорные правоотношения без учета требований действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании им норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.11.2015 по делу в„– А60-34937/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Арутюняна Сергея Роландовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Ю.В.ВДОВИН


------------------------------------------------------------------