Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.04.2016 N Ф09-2258/16 по делу N А60-27392/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Начислены земельный налог, пени, штраф по мотиву наличия у налогоплательщика земельных участков на праве постоянного пользования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку судебными актами по иным делам установлено, что налогоплательщик не являлся ни правообладателем, ни пользователем спорных участков, действия, в результате которых в государственный реестр земель были внесены сведения о правах налогоплательщика на участки, признаны незаконными.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2016 г. в„– Ф09-2258/16

Дело в„– А60-27392/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России в„– 29 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2015 по делу в„– А60-27392/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Малышевское рудоуправление" (далее - заявитель, общество, ОАО "МРУ") - Заляднова Л.В. (доверенность от 11.01.2016 в„– 16-08/01),
инспекции - Елькина Э.Н. (доверенность от 17.03.2016 в„– 20).

ОАО "МРУ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 30.03.2015 в„– 10-24/8 в части доначисления земельного налога в сумме 2 735 959 руб. 00 коп., начисления пени в сумме 488 014 руб. 02 коп. и наложения штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 146 155 руб. 00 коп.
Решением суда от 30.09.2015 (судья Савина Л.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судами не приняты во внимание судебные акты по делам в„– А60-25000/2010 и А60-20367/2012, имеющие преюдициальное значение для рассматриваемого дела, в которых, по мнению налогового органа, установлено, что заявитель является правообладателем земельных участков, в связи с чем обязан уплачивать земельный налог.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам выездной налоговой проверки в отношении общества инспекцией составлен акт от 19.02.2015 в„– 10-24/5 и вынесено оспариваемое решение.
Основанием для доначисления земельного налога за проверяемый период 2011 - 2013 гг. послужили выводы проверяющих о занижении облагаемой базы в части земельных участков с кадастровыми номерами 66:68:0101005:67 "Старое хвостохранилище", 66:68:0101005:72 "Отвал некондиционных руд", 66:68:0101005:69 "Железная дорога".
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 20.05.2015 в„– 423/15 указанное решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с ненормативным актом инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличия для этого правовых оснований.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у организации или физического лица с момента государственной регистрации земельного участка, что следует из п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации). Государственная регистрация права осуществляется посредством внесения записи о соответствующем праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Законом о государственной регистрации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.07.2009 в„– 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление в„– 54) указал, что плательщиком земельного налога, на основании п. 1 ст. 388 НК РФ признается лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Плательщиком земельного налога также является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Налоговый орган, доначисляя земельный налог по рассматриваемым земельным участкам, исходил из того, что право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки удостоверяются актами о праве государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта, а также другими документами (распоряжением Совета Министров РСФСР от 02.03.1988 в„– 2Юр на основании, которого отведен земельный участок под железной дорогой с кадастровым номером 66:68:0101005:69, распоряжением Совета Министров РСФСР от 30.08.1951 в„– 17743 на основании, которого отведены земельные участки: под старым хвостохранилищем с кадастровым номером 66:68:0101005:67 и под отвал некондиционных руд "2М" с кадастровым номером 66:68:0101005:72; постановлением главы Малышевского городского округа от 03.11.2009 в„– 495-ПГ).
Суды, оценив представленные в дело доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ в их взаимосвязи, а также исследовав выводы судов, содержащиеся в решениях Арбитражного суда Свердловской области по делам от 07.03.2013 в„– 60-46541/2012 и от 14.08.2013 в„– А60-16026/2012, установили ошибочность мнения налогового органа о наличии обязанности у общества по уплате земельного налога по спорным земельным участкам.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:68:0101005:72 и 66:68:0101005:67 судами установлено, что на кадастровый учет данные участки были поставлены в 2005 г. на основании оценочных описей, действия уполномоченного государственного органа по составлению которых с указанием в них ОАО "МРУ" как правообладателя (землепользователя), решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2013 по делу А60-46541/2012 признаны незаконными. Суд установил отсутствие правоустанавливающих документов и доказательств землепользования по данным земельным участкам.
По земельному участку 66:68:0101005:69 установлено, что данный участок предоставлен Малышевскому рудоуправлению, но в последующем право пользования было прекращено. На кадастровый учет данный участок поставлен в 2005 г. на основании описей, действия по составлению которых решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.03.2013 по делу А60-46541/2012 также признаны незаконными.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2013 по делу в„– А60-16026/2012 признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Филиал по Свердловской области по осуществлению государственного кадастрового учета, в результате которых в Единый государственный реестр земель внесены сведения о правообладателе (землепользователе) ОАО "Малышевское рудоуправление" по земельным участкам: кадастровый номер 66:68:0101005:69 "Железная дорога", 66:68:0101005:72 "Отвал некондиционных руд", и 66:68:0101005:67 "Старое хвостохранилище".
Таким образом, признавая действия государственных органов незаконными, суды установили, что ни правообладателем, ни землепользователем спорных участков на момент постановки земельных участков на кадастровый учет в 2005 году ОАО "МРУ" не являлось.
Судами также отмечено, тот факт, что на дату совершения оспариваемых действий органу кадастрового учета не было известно о незаконности действий Территориального отдела в„– 12 Управления Роснедвижимости по Свердловской области (ныне Управление Росреестра по Свердловской области), не имеет значения, поскольку действия по внесению в оценочные описи сведений о заявителе, как правообладателе (землепользователе) указанных выше земельных участков, не являлись законными ни на дату их составления, ни на дату их представления в орган кадастрового учета.
Судами при рассмотрении настоящего спора обоснованно приняты во внимание указанные выводы судов по делам в„– А60-46541/2012 и в„– А60-16026/2012.
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами не приняты во внимание судебные акты по делам в„– А60-25000/2010 и А60-20367/2012, имеющие, по его мнению, преюдициальное значение для рассматриваемого спора, отклоняется судом кассационной инстанции как необоснованный, поскольку упомянутые судебные акты прямых выводов, основанных на надлежащих доказательствах, о правообладании обществом спорных участков, не содержат.
Все доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2015 по делу в„– А60-27392/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России в„– 29 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.А.КРАВЦОВА


------------------------------------------------------------------