Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-3658/16 по делу N А34-4539/2015
Требование: О взыскании за счет казны РФ убытков в виде затрат на предоставление льгот педагогическим работникам образовательных учреждений.
Обстоятельства: На основании судебного акта орган местного самоуправления возместил указанной категории работников расходы на оплату коммунальных услуг.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как финансирование спорных льгот является расходным обязательством субъекта РФ, не представлено доказательств недостаточности денежных средств у муниципального образования, соблюдения порядка получения средств из федерального и регионального бюджетов для восполнения недостатка собственных средств.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курганской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2016 г. в„– Ф09-3658/16

Дело в„– А34-4539/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Тороповой М.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового отдела Администрации Целинного района Курганской области на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу в„– А34-4539/2015 Арбитражного суда Курганской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Финансовый отдел Администрации Целинного района Курганской области (далее - администрация) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в доход бюджета Целинного района Курганской области денежных средств в сумме 115 635 руб. 72 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Целинного района, Финансовое управление Курганской области.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2015 (судья Тюрина И.Г.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.01.2016 (судьи Карпусенко С.А., Бабкина С.А., Ершова С.Д.) решение суда отменено. В удовлетворении исковых требований администрации о взыскании убытков в сумме 115 635 руб. 72 коп. отказано.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о том, что субъект Российской Федерации установил меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и, соответственно, принял на себя расходные обязательства по обеспечению указанных мер социальной поддержки, противоречит положениям ст. 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Заявитель полагает, что при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджетах нижестоящих уровней.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено следующее.
Решениями мирового судьи судебного участка в„– 23 Целинного районного суда Курганской области по искам прокурора Целинного района в интересах граждан к Администрации Целинного района Курганской области в пользу физических лиц за счет средств казны муниципального образования Целинный район Курганской области взысканы денежные средства в виде компенсации расходов по оплате коммунальных услуг в общей сумме 115 635 руб. 72 коп.
На основании указанных судебных актов выданы исполнительные листы, которые предъявлены взыскателями к исполнению в Финансовый отдел Администрации Целинного района Курганской области.
Ссылаясь на ст. 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ, отмечая, что льготы предоставлены законодательными актами Российской Федерации, и полагая, что финансирование рассматриваемых льготных выплат относится к расходным обязательствам Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд.
Исходя из положений Закона Российской Федерации от 10.07.1992 в„– 3266-1 "Об образовании", Федерального закона от 06.05.2003 в„– 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 28.08.1995 в„– 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и заключив, что в рассматриваемой сфере расходные обязательства у муниципального образования не возникли и выплата компенсационных средств за счет казны муниципального образования может повлечь убытки, связанные с бездействием Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, выразившемся в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования администрации.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, отметив, что финансирование льгот, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, при этом факты недостаточности собственных денежных средств у субъекта Российской Федерации для предоставления указанных льгот и соблюдения последним порядка получения средств федерального бюджета для указанных целей истцом не доказаны.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Согласно п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в числе прочего в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 3 п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится возмещение расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в п. 2 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (часть вторая); органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть третья); финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (часть четвертая).
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 в„– 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации от 10.07.1992 в„– 3266-1) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 в„– 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 в„– 3266-1, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 в„– 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа)" на территории Курганской области" педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 в„– 75 финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета
Руководствуясь указанными положениями, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что финансирование льгот, предоставляемых педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Кроме того, со ссылкой на ст. 129, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отметил недоказанность истцом фактов недостаточности денежных средств у муниципального образования для возмещения указанной компенсации и соблюдения порядка получения средств федерального и областного бюджетов для восполнения недостатка собственных средств.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований администрации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в доход бюджета Целинного района Курганской области денежных средств в сумме 115 635 руб. 72 коп.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 по делу в„– А34-4539/2015 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Финансового отдела Администрации Целинного района Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
М.В.ТОРОПОВА
А.Ю.СМИРНОВ


------------------------------------------------------------------