По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.04.2016 N Ф09-2750/16 по делу N А50-17137/2015
Требование: О признании незаконным кадастрового учета земельного участка, обязании снять с учета этот участок в части его наложения на земли лесного фонда, внести изменения в договор аренды, исключив из площади участка земли лесного фонда.
Обстоятельства: Уполномоченный орган полагал, что в спорный участок сельскохозяйственного назначения включены земли лесного фонда.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как до проведения работ по межеванию лесного участка в соответствии с едиными требованиями определить наложение границ участков не представляется возможным.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2016 г. в„– Ф09-2750/16
Дело в„– А50-17137/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарев С.В.,
судей Рябовой С.Э., Столярова А.А.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2015 по делу в„– А50-17137/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю - Ширинкина И.В. (доверенность от 22.03.2016 в„– 113);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Плетнева Е.Ю. (доверенность от 11.01.2016 в„– 02);
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Воркунова Л.М. (доверенность от 16.12.2015 в„– 319).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Пермского края к кадастровой палате, территориальному управлению с заявлением о признании незаконным постановку на кадастровый учет части земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106, входящего в состав общего участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 в качестве земель сельскохозяйственного назначения в части его наложения на земли лесного фонда; об обязании кадастровой палаты снять с кадастрового учета земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:16:0000000:13 в части его наложения на земли лесного фонда; об обязании территориального управления внести изменения в договор аренды, заключенный с обществом с ограниченной ответственностью Агропредприятие "Заря Путино", исключив из площади земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 земли лесного фонда (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственное казенное учреждение Пермского края "Сивинское лесничество" и общество с ограниченной ответственностью агропредприятие "Заря Путино", управление Росреестра.
Решением суда от 20.10.2015 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 (Панькова Г.Л., Виноградова Л.Ф., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Как указывает заявитель, в состав арендуемого земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м входит лесной участок с кадастровым номером 59:16:0000000:106 площадью 3 028 000 кв. м, и не может быть использован для сельскохозяйственных целей. По мнению заявителя, факт наложения земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 на участок лесного фонда подтвержден заключением Пермского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 13.10.2015.
В отзыве на кассационную жалобу кадастровая палата просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между территориальным управлением (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Агропредприятие "Заря Путино" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 30.12.2014 в„– 03252, согласно которому в аренду передан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м, местоположение: Пермский край, Верещагинский район, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору (п. 1.1 договора).
Границы участка закреплены в натуре и обозначены в кадастровом паспорте поворотными точками (п. 1.2 договора). Срок аренды установлен на 15 лет.
Общество с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Заря Путино" 06.04.2015 обратилось в Министерство сельского хозяйства Пермского края с заявлением, в котором указало, что в состав арендуемого земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м входит лесной участок площадью 3 028 000 кв. м, который не может быть использован в целях сельскохозяйственной деятельности.
Министерство указывает на то, что согласно материалам лесоустройства земельный участок площадью 3 028 000 кв. м с обозначенным местоположением входит в состав земель лесного фонда, расположен в Сивинском лесничестве Верещагинского сельского участкового лесничества (совхоз-техникум "Уралец"), кварталы 1 - 13. Данный лесной участок поставлен на кадастровый учет 10.04.2006 с кадастровым номером 59:16:0000000:106, отнесен к категории земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:106 зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельство о праве собственности от 10.04.2006 серии 59 БА в„– 179055). Участок учтен в Лесном реестре, покрыт лесными насаждениями, что подтверждается натурным обследованием, материалами лесоустройства, а также публичной кадастровой картой.
Из заключения ГКУ "Сивинское лесничество" от 14.05.2015 в„– 433 следует, что в границы земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 входят земли лесного фонда площадью 3 028 га (условный номер 59-59-03/002/2006-151 объекта).
Министерство полагая, что из состава земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 площадью 119 834 106 кв. м следует исключить ту его часть, которая занята землями лесного фонда, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие 2-х условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 в„– 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон в„– 201-ФЗ), а также ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
Согласно п. 3 ст. 4.1 Закона в„– 201-ФЗ государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 данного Кодекса.
Статьей 4.2 Закона в„– 201-ФЗ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным.
На основании ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 данного Кодекса.
Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Следовательно, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
В силу ч. 6 ст. 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда (ч. 6 ст. 47 Закона о кадастре недвижимости).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 09.08.2011 в„– 5900/201/11160555 следует, что земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:106 поставлен на кадастровый учет 10.04.2006, местоположение: Пермский край, Верещагинский муниципальный район, Сивинское лесничество, Верещагинское сельское участковое лесничество (с-т "Уралец", кварталы 1 - 13). Участок относится к землям лесного фонда, имеет площадь 30 280 000 кв. м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.12.2014, земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:13 поставлен на кадастровый учет 03.02.1980 на основании государственного акта на право пользования землей в„– 238225 от 03.02.1980. Местоположение участка: Пермский край, Верещагинский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадь участка 119 834 106 кв. м, правообладатель Российская Федерация. Земельный участок размежеван, его границы и площадь уточнены. Указанный участок состоит из 12 частей, совокупная площадь которых соответствует площади земельного участка.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, расходы по их надлежащей постановке на государственный кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) несет государство за счет федерального бюджета.
Судами установлено, что до проведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106 работ по межеванию в соответствии с едиными требованиями (межеванием границ, согласованием со смежными землепользователями, уточнением площади земельного участка), с достоверностью определить совпадение границ и площади данного земельного участка с частью земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 не представляется возможным.
Из представленных в материалы дела документов невозможно определить, какая часть земельного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:13 занята землями лесного фонда.
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о недоказанности заявителем факта наложения лесного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106 на земельный участок, имеющий кадастровый номер 59:16:0000000:13.
Соответствующих надлежащих доказательств Министерством в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:13 поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства, суды правомерно отказали в удовлетворении требований.
Кроме того, апелляционный суд, руководствуясь п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации верно указал, что Министерство стороной договора аренды земельного участка, заключенного между территориальным управлением и обществом с ограниченной ответственностью агропредприятие "Заря Путино" 30.12.2014, как и заинтересованным лицом, не является, в связи с чем не вправе обращаться с требованием о внесении изменений в данный договор.
Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов о недоказанности заявителем факта наложения лесного участка с кадастровым номером 59:16:0000000:106 на земельный участок с кадастровым номером 59:16:0000000:13, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить подлежат без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.10.2015 по делу в„– А50-17137/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
С.Э.РЯБОВА
А.А.СТОЛЯРОВ
------------------------------------------------------------------