Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2016 N Ф09-1529/16 по делу N А50-14188/2015
Требование: О признании недействительным постановления о привлечении к ответственности по части 4 ст. 9.16 КоАП РФ за отсутствие у товарищества собственников жилья общедомового прибора на границе балансовой принадлежности, признании недействительным предписания об устранении нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как ТСЖ является лицом, ответственным за содержание имущества дома и обязанным обеспечить установку общедомовых приборов учета энергоресурсов, такой прибор не установлен, предписание вынесено уполномоченным органом, возложенная обязанность не ущемляет прав ТСЖ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. в„– Ф09-1529/16

Дело в„– А50-14188/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Новый дом" (далее - товарищество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.09.2015 по делу в„– А50-14188/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Товарищество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция, административный орган) от 30.04.2015 в„– 1588 о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. и недействительным предписания от 11.03.2015 в„– 1588 (далее - предписание).
Решением суда от 07.09.2015 (судья Власова О.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 (судьи Васильева Е.В., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе товарищество просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что вывод административного органа об отсутствии общедомового прибора учета сделан на предположениях, в отсутствие должных доказательств. Кроме того, оспариваемое предписание содержит общие указания; перечень и объем работы, а также характеристика нарушения отсутствуют. По мнению заявителя жалобы, административным органом допущено грубое нарушение порядка проведения проверки, выразившиеся в несвоевременном уведомлении заявителя о ее проведении.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 10.03.2015 в„– 1588, вынесенного в связи с поступлением из прокуратуры г. Перми обращения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, инспекцией в отношении товарищества проведена внеплановая проверка соблюдения обязательных требований к обеспечению энергетической эффективности многоквартирного дома, его оснащение прибором учета используемого энергетического ресурса.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 20.04.2015 в„– 1588, вынесено постановление инспекции о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. и выдано предписание, которым заявителю предлагалось в срок до 12.06.2015 устранить выявленное нарушение о неоснащении многоквартирного дома общедомовым прибором учета электрической энергии.
Основанием для вынесения оспариваемых постановления и предписания послужили выводы инспекции о нарушении ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 в„– 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), выразившиеся в отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности товарищества.
Полагая, что названные постановление и предписание незаконны, товарищество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционных инстанций, сделав выводы о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, и об отсутствии нарушений порядка привлечения к административной ответственности, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, в частности, за несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
До 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении).
В подп. "ж" п. 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 в„– 491 (далее - Правила в„– 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подп. "к" п. 11 Правил в„– 491).
Согласно п. 7, п. 8 Правил в„– 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Постановлением Правительства Пермского края от 15.04.2011 в„– 195-п утвержден Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и по повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Пермского края. В п. 9 указанного Перечня предусмотрена обязанность установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Пермь, ул. Вильямса, 12, следовательно, является лицом, ответственным за содержание указанного многоквартирного дома, обязанным обеспечить в доме установку общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности административным органом факта отсутствия на момент проверки общедомового прибора учета электроэнергии в указанном многоквартирном доме, что свидетельствует о наличии события вмененного товариществу административного правонарушения.
При этом судами обеих инстанций рассмотрены и обоснованно отклонены ссылки товарищества на наличие прибора учета в зоне балансовой принадлежности МРСК.
Актом проверки от 11.03.2015 зафиксирован факт отсутствия общедомового прибора учета электроэнергии на границе балансовой принадлежности товарищества, что и составляет объективную сторону вменяемого товариществу правонарушения.Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 2.1 Кодекса, суды также установили вину товарищества, отметив отсутствие доказательств, свидетельствующих о принятии товариществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение обязательных требований и недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено в минимальном размере санкции ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судами не установлено.
Оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, возложенная на товарищество предписанием обязанность соответствует требованиям действующего законодательства и прав заявителя не ущемляет.
С учетом изложенного суды обеих инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований товарищества.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны тем, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, основаны на несогласии заявителя с выводами судов двух инстанций, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 07.09.2015 по делу в„– А50-14188/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Новый дом" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.КРАВЦОВА

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Е.А.ПОРОТНИКОВА


------------------------------------------------------------------