По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.02.2016 N Ф09-11388/15 по делу N А60-26875/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непредоставлении в аренду земельного участка для дачного строительства, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Дачное партнерство полагало, что заявление подано им до внесения изменений в Земельный кодекс РФ, спорный участок должен быть предоставлен ему без торгов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как спорный участок не включен в фонд перераспределения земель, не доказано, что он сформирован с учетом количества членов партнерства, на момент обращения оснований для предоставления участка в аренду без проведения торгов не имелось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. в„– Ф09-11388/15
Дело в„– А60-26875/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Платоновой Е.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Дорожное" (далее - дачное партнерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2015 по делу в„– А60-26875/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители дачного партнерства - Желтова Е.В., Чугунов Д.В. (доверенность от 24.07.2015).
Дачное партнерство обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа "Среднеуральск" (далее - администрация) по предоставлению в аренду заявителю земельного участка площадью 41 364 кв. м. с кадастровым номером 66:62:0504001:55, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Среднеуральск, в 670 м. на юго-запад от НСТ "Клен"; возложении на заинтересованное лицо обязанности по принятию решения о предоставлении заявителю названного земельного участка под коллективное дачное строительство, заключению с заявителем договора аренды данного земельного участка сроком на 15 лет (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения исковых требований).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области (далее - департамент лесного хозяйства).
Решением суда от 31.07.2015 (судья Ванин П.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 (судьи Панькова Г.Л., Зеленина Т.Л., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе дачное партнерство просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что отношения сторон первоначально были направлены на предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства, так как, обращаясь в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в администрацию с заявлениями от 28.05.2014 и 14.07.2014, он просил предоставить ему земельный участок именно для дачного хозяйства.
Дачное партнерство считает, что вывод судов о наложении на испрашиваемый земельный участок лесных насаждений не подтвержден материалами дела, так как границы земельного участка с кадастровым номером 66:36:0000000:254 надлежащим образом не установлены, документы государственного кадастрового учета, план лесного участка отсутствуют. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 13, п. 4 ст. 14, п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон в„– 66-ФЗ), заявитель полагает, что спорный земельный участок подлежит предоставлению дачному некоммерческому объединению без проведения торгов по правилам, предусмотренным ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что судами неправомерно применены положения п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельного кодекса Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ), так как данная норма вступила в силу в новой редакции с 01.03.2015, то есть после возникновения спорных правоотношений (ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Дачное партнерство также считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал ему в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, заявленного в ходе судебного заседания 30.07.2015, так как отзыв департамента лесного хозяйства в нарушение положений ч. 3 ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был представлен непосредственно в судебное заседание суда первой инстанции. По мнению заявителя, судам на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежало привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области с целью разрешения вопроса о наложении границ испрашиваемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 66:36:0000000:254, отнесенного к лесному фонду.
Выводы судов о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка под строительство усадебных жилых домов будет противоречить архитектурно-градостроительному решению района городского округа, а также о том, что расположение данного участка на пересечении автодороги областного и регионального значения, по мнению дачного партнерства, не являются законным основанием для принятия оспариваемого решения.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что дачное партнерство обратилось в администрацию с заявлениями от 29.01.2015, 16.04.2015, 07.05.2015, в которых просило предоставить в аренду земельный участок площадью 4,14 га, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Среднеуральск, в 670 м на юго-запад от НСТ в„– 6 "Клен", с целью использования под коллективное дачное строительство.
Ранее на основании заявления дачного партнерства от 28.05.2014 администрацией принято постановление от 28.10.2014 в„– 958 об образовании путем раздела из земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 4 784 625 кв. м. с кадастровым номером 66:62:0000000:20, с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Свердловская обл., в р-не г. Среднеуральска, многоконтурного земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 41 363 кв. м. с присвоением адреса: Свердловская обл., г. Среднеуральск, в 670 м. на юго-запад от НСТ в„– 6 "Клен", с разрешенным использованием - для ведения сельскохозяйственного производства, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 02.09.2014, учетный номер 196, в том числе, земельных участков общей площадью 2865 кв. м. и 38 498 кв. м.Решением от 05.06.2015 в„– 01-04-002728/5 администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка для ведения коллективного дачного строительства со ссылкой на положения подп. 3 п. 2 ст. 39.3, подп. 7 п. 2 ст. 39.61 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ), указав на то, что без проведения торгов может быть предоставлен только земельный участок, образованный из земельного участка, ранее предоставленного некоммерческому партнерству.
Постановлением от 18.06.2015 в„– 378 администрация отменила свое постановление от 28.10.2014 в„– 958.
Полагая незаконным бездействие администрации по предоставлению ему в аренду испрашиваемого земельного участка, дачное партнерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 66:62:0504001:434 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства; постановлением от 28.10.2014 в„– 958 администрацией запланировано предоставление данного участка не для целей строительства, а для ведения сельскохозяйственного производства. При этом дачное партнерство просило предоставить ему земельный участок для коллективного дачного строительства. При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о правомерной отмене названного постановления, так как положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015), не регулировали отношения, связанные с организацией будущего предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости. Кроме того, судами принято во внимание нахождение спорного земельного участка в разных территориальных зонах, на пересечении автодорог областного значения и перспективного проезда от пересечения областной дороги и дороги регионального значения, в составе земель лесного фонда. Таким образом, суды пришли к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя в связи с непринятием решения о предоставлении ему в аренду названного земельного участка.
Оценив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает их не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что отношения по предоставлению ему испрашиваемого земельного участка сложились до внесения Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающих необходимость проведения торгов при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством. Поэтому он полагает, что земельный участок должен быть предоставлен ему без торгов на основании ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судами установлено, что первоначально дачное партнерство обратилось в орган местного самоуправления 28.05.2014 и 14.07.2014 с заявлениями о предоставлении земельного участка для осуществления дачного строительства, то есть в период действия Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона в„– 66-ФЗ до внесения в них изменений Федеральным законом в„– 171-ФЗ.
Земельным кодексом Российской Федерации до внесения в него изменений были предусмотрены следующим положения.
Согласно п. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 данного Кодекса могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлены общие положения, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для дачного строительства, нормы Земельного кодекса Российской Федерации подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона в„– 66-ФЗ.
В силу положений п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона в„– 66-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Согласно ст. 13 Федерального закона в„– 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы ст. 14 Федерального закона в„– 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 3 ст. 14 Федерального закона в„– 66-ФЗ).
Пунктом 4, 5 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке.
Таким образом, списочное количество нуждающихся в предоставлении дачных земельных участков граждан является существенным критерием для определения площади земельного участка для его бесплатного предоставления, в том числе на праве аренды. При этом именно в зависимости от количества подлежащих образованию земельных участков определяется площадь земельных участков общего пользования, необходимая на размещения общей инфраструктуры товарищества.
Согласно имающемуся в материалах дела протоколу общего собрания учредителей заявителя от 28.05.2014 его учредителями являются пять человек.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 66:62:0504001:434 площадью 41363 кв. м. сформирован с учетом численного количества членов дачного партнерства, не имеется.
Кроме того, по смыслу п. 2 ст. 14 Федерального закона в„– 66-ФЗ предоставление земельных участков для размещения дачного товарищества производится из фонда перераспределения земель.
Из п. 1 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В материалах дела отсутствуют доказательства включения испрашиваемого дачным партнерством земельного участка в фонд перераспределения земель.
При таких обстоятельствах, отсутствуют законные основания для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка для дачного строительства исключительно в порядке, предусмотренном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, без учета положений Федерального закона в„– 66-ФЗ.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2015 в„– 309-ЭС14-5958, от 16.04.2015 в„– 309-ЭС14-6056.
Кроме того, судами установлено, что дачным партнерством были поданы заявления от 16.04.2015 и 07.05.2015 с просьбой о предоставлении ему в аренду либо собственность без проведения торгов земельного участка общей площадью 4,14 га, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Среднеуральск, в 670 м. на юго-запад от НСТ в„– 6 "Клен", с целью использования под коллективное дачное строительство.
На момент подачи данных заявлений, в связи с внесением изменений в положения Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона в„– 66-ФЗ Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ, предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства стало возможно лишь по результатам проведения торгов (ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 14 Федерального закона в„– 66-ФЗ).
Таким образом, у администрации отсутствовали основания для предоставления дачному партнерству земельного участка для дачного строительства на основании его заявлений, поданных как до 01.03.2015, так и после указанной даты, в связи с чем суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о невозможности предоставления испрашиваемого заявителем земельного участка для целей дачного хозяйства в связи с тем, что он относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства, а не для строительства; о нахождении земельного участка в разных территориальных зонах, на пересечении автодорог областного значения и перспективного проезда от пересечения областной дороги и дороги регионального значения, в составе земель лесного фонда, не имеют самостоятельного правового значения при рассмотрении настоящего дела. Данные выводы не привели к принятию незаконных судебных актов.
Поэтому доводы заявителя кассационной жалобы, направленные на оспаривание указанных выводов судов первой и апелляционной инстанций, не принимаются во внимание.
По этим же основаниям не принимается ссылка дачного партнерства на необоснованный отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2015 по делу в„– А60-26875/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Дорожное" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
Е.А.ПЛАТОНОВА
М.В.ТОРОПОВА
------------------------------------------------------------------