Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.02.2016 N Ф09-11480/15 по делу N А47-2495/2015
Требование: О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ.
Обстоятельства: Начислены страховые взносы, пени, штрафы, в частности, по мотивам неуплаты взносов на суммы компенсаций затрат работников на прохождение медосмотров при приеме на работу, неуплаты дополнительных взносов при наличии опасных и вредных условий труда.
Решение: Требование удовлетворено, так как в отношении части спорного периода пропущены сроки для взыскания начисленных сумм, указанные компенсации не являются выплатами по трудовым или гражданско-правовым договорам, поощрительными или стимулирующими выплатами, не подлежат обложению страховыми взносами, занятость на работах с вредными и опасными условиями труда составляла менее установленной величины.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2016 г. в„– Ф09-11480/15

Дело в„– А47-2495/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - пенсионный фонд, фонд, управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2015 по делу в„– А47-2495/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Завод бурового оборудования" (далее - заявитель, ОАО "Завод бурового оборудования", страхователь, общество) - Кульшарипова Р.Р. (доверенность от 12.05.2015 в„– 01-01/665).
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Оренбургской области прибыла представитель пенсионного фонда - Мокина Н.Ю. (доверенность от 18.09.2015).

ОАО "Завод бурового оборудования" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения фонда от 16.02.2015 в„– 10 в части неправомерного занижения базы для исчисления страховых взносов, предусмотренных ч. 1 ст. 8 и ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон в„– 212-ФЗ), всего недоимка - 204 835 руб. 58 коп., пеня - 39 038 руб. 83 коп., штраф - 40 918 руб. 31 коп., в том числе: суммы неуплаченных страховых взносов за 2011 год - недоимка 244 руб., пеня 91 руб. 52 коп.; компенсация за дни сдачи крови и ее компонентов - недоимка 23 534 руб. 43 коп. пеня 4 604 руб. 69 коп., штраф 4706 руб. 90 коп.; компенсация по первичному медицинскому осмотру при приеме на работу - недоимка 14 920 руб. 73 коп., пеня - 3022 руб. 43 коп., штраф 2984 руб. 13 коп.; премия генерального директора - недоимка 56 141 руб. 70 коп., пеня 14 562 руб. 23 коп., штраф 11 228 руб. 34 коп.; дополнительные тарифы - недоимка 109 994 руб. 72 коп., пеня 16 757 руб. 96 коп., штраф 21 998 руб. 94 коп. (с учетом принятого судом уточненного заявления в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 05.08.2015 (судья Сердюк Т.В.) заявленные требования удовлетворены частично: решение фонда признано недействительным в части неправомерного занижения базы для исчисления страховых взносов, предусмотренных ч. 1 ст. 8 и ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона в„– 212-ФЗ, всего недоимка - 181 301 руб. 15 коп., пеня - 34 434 руб. 14 коп., штраф - 36 211 руб. 41 коп., в том числе: суммы неуплаченных страховых взносов за 2011 год - недоимка 244 руб., пеня, 91 руб. 52 коп.; компенсация по первичному медицинскому осмотру при приеме на работу - недоимка 14 920 руб. 73 коп., пеня - 3 022 руб. 43 коп., штраф 2 984 руб. 13 коп.; премия генерального директора - недоимка 56 141 руб. 70 коп., пеня 14 562 руб. 23 коп., штраф 11 228 руб. 34 коп.; дополнительные тарифы - недоимка 109 994 руб. 72 коп., пеня 16 757 руб. 96 коп., штраф 21 998 руб. 94 коп. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 (судьи Тимохин О.Б., Арямов А.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что срок давности взыскания задолженности должен исчисляться от решения фонда, поскольку спорная ситуация подпадает под положение ч. 3 ст. 22 Закона в„– 212-ФЗ, регламентирующего направление требования по результатам проверки в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Указывает, что компенсация затрат на прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра выплачивается работникам именно в рамках трудовых отношений; медицинский осмотр необходим для надлежащего выполнения лицом своих трудовых обязанностей. В части премий генеральному директору фонд считает, что сам по себе факт уплаты страховых взносов без включения сумм выплат, с которых исчисляются взносы, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении плательщиком своих обязанностей.
По мнению управления, работодатель, который использует труд работников на работах, связанных с тяжелыми и вредными условиями, независимо от наличия или отсутствия права на досрочную пенсию у застрахованных лиц, обязан уплачивать дополнительные тарифы, предусмотренные ст. 58.3 Закона в„– 212-ФЗ.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

При рассмотрении дела судами установлено, что по результатам выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховых взносов по дополнительным тарифам плательщиком страховых взносов с одновременной проверкой документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и достоверности сведений о специальном трудовом стаже застрахованных лиц обществом за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, Пенсионным фондом составлен акт от 15.01.2015 в„– 066 373 14 АВ 0000629 и вынесено решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона в„– 212-ФЗ, с начислением соответствующих сумм штрафа, недоимки и пени.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления в обозначенной части, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличия для этого правовых оснований.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность судебных актов в обжалуемой части, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона в„– 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
На основании ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона в„– 212-ФЗ страхователь, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Согласно ст. 10 Закона в„– 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу п. 1, 2 ст. 18 Закона в„– 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.
В силу ст. 25 Закона в„– 212-ФЗ, пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неоплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Порядок взыскания страховых взносов и пени регламентирован ст. 19, 20, 22 Закона в„– 212-ФЗ.
В силу п. 1 - 4 ст. 22 Закона в„– 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пени и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пени и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 данной статьи.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
При этом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пени и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения данного закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
На основании ч. 5 ст. 19 Закона в„– 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Судами верно указано, что срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 в„– 333/13 следует, что возможность взыскания пени, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть у фонда лишь в случае своевременного принятия им мер к взысканию в судебном порядке этой задолженности и к предъявлению к исполнению судебного акта.
Однако необходимо учитывать, что уплату пени следует рассматривать как дополнительную обязанность страхователя, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате страховых взносов либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
В том случае, если в отношении недоимки пропущены сроки бесспорного и судебного взыскания, или возможность ее взыскания утрачена по иным основаниям, она не может в дальнейшем обеспечиваться начислением пени, которые следуют судьбе основного обязательства и с этого момента не подлежат дальнейшему начислению и взысканию.
Поскольку сроки (трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд) для взыскания недоимки и пени за 2011 год на дату обращения в суд пропущены, суды правомерно удовлетворили требование общества в данной части.
Согласно ст. 15, 56, 129, 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в ст. 9 Закона в„– 212-ФЗ.
В свою очередь, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), и не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Согласно со ст. 213 ТК РФ для общества законодательно установлена обязанность по проведению предварительных медицинских осмотров лиц при приеме на работу. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Судами обоснованно установлено, что обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Фондом не опровергнуто, что работы на ОАО "Завод бурового оборудования" связаны с опасными и вредными условиями труда.
Таким образом, суды правомерно решили, что соответствующая компенсация затрат не является объектом обложения страховыми взносами, не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений (оплатой за труд, доходом), не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, тем более, не является поощрительной, стимулирующей выплатой.
В силу с ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона в„– 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 в„– 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 173-ФЗ), применяются с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в следующих размерах: - 4% в отношении выплат работникам, занятым на работах, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ, перечень профессий, должностей по данным работам установлен в Списке в„– 1; - 2% в отношении выплат работникам, занятым на работах, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона в„– 173-ФЗ, перечень профессий, должностей по данным работам установлен в Списке в„– 2.
Указанные Списки утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 в„– 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно с п. 5, 6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона в„– 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 в„– 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ (постановление Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 в„– 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет").
Судами установлено, что лица, указанные в приложении к Решению, работали у заявителя в 2013 году с занятостью на рабочем месте менее 80 процентов времени.
Факт уплаты заявителем страховых взносов и пени в июле 2013 года подтверждается представленными в дело платежными поручениями.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что основания для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в данном случае отсутствуют по вышеизложенным основаниям.
Все доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, в том числе относительно премий генеральному директору, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2015 по делу в„– А47-2495/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
Т.П.ЯЩЕНОК


------------------------------------------------------------------