Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.01.2016 N Ф09-10612/15 по делу N А50-26860/2014
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров автобусным и электрическим транспортом.
Обстоятельства: Перевозчик указал на непокрытие полученными субсидиями расходов, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку расчет убытков произведен исходя из сведений пассажиропотока за спорный период, а не из сведений о фактически осуществленных перевозках конкретных пассажиров, имеющих право льготного проезда, количество перевезенных пассажиров не установлено, наличие убытков не доказано.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. в„– Ф09-10612/15

Дело в„– А50-26860/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Татариновой И.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Автотранспортное предприятие в„– 2 г. Березники" (далее - предприятие, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2015 по делу в„– А50-26860/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От предприятия поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Заявленное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предприятие обратилось в арбитражный суд к Пермскому краю в лице Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов, ответчик) с иском о взыскании 27 940 533,60 руб. убытков, возникших в 2011, 2012 и 2013 годах в результате оказания услуг по перевозке льготных категорий пассажиров автобусным и электрическим транспортом и несения расходов, непокрытых предоставленной субсидией из бюджета Пермского края (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта Пермского края, Администрация города Березники.
Решением суда от 03.06.2015 (судья Самаркин В.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований или направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2012 в„– 44-АПГ12-14, заявитель полагает, что предметом регулирования постановления Правительства Пермского края от 19.10.2010 в„– 739-п (далее - постановление в„– 739-п) являются межбюджетные отношения, а не механизм возмещения названным хозяйствующим субъектам недополученных доходов, поэтому правовые нормы постановления в„– 739-п не ограничивают права заявителей на полное возмещение понесенных затрат; постановление в„– 739-п не регулирует механизм возмещения недополученных доходов в результате осуществления перевозок пассажиров по льготным проездным билетам, следовательно, истец не ограничен формулами и условиями установленными в данном постановлении. Предприятие считает, что расчет убытков произведен им исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода), что соответствует методике, признанной обоснованной постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 в„– 9621/10. Таким образом, по мнению заявителя, им представлены достаточные доказательства фактического количества льготных категорий граждан, которым оказаны транспортные услуги.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство транспорта Пермского края, Министерство финансов просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприятием, зарегистрированным в качестве юридического лица 23.06.2004 в налоговом (регистрирующем) органе по месту учета и являющимся правопреемником Муниципального унитарного предприятия "Троллейбусное управление г. Березники", а также его правопредшественником в 2011 - 2013 годах оказывались услуги по перевозке пассажиров на маршрутах сообщения города Березники, в том числе с использованием социальных проездных документов.
Между предприятием (Перевозчик) и Администрацией города Березники заключен договор от 20.02.2009 в„– 01-17/18 на осуществления пассажирских перевозок городским общественным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Березники, по условиям которого Администрация поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению пассажирских перевозок городским общественным транспортом на маршрутах регулярного сообщения г. Березники; по установленным маршрутам. Администрация предоставляет Перевозчику субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с выполнением регулярных пассажирских перевозок городским общественным транспортом по субсидируемым маршрутам г. Березники.
Предприятие как Перевозчик обязалось обеспечивать перевозку пассажиров по проездным билетам на городской пассажирский транспорт и по социальным проездным документам на маршрутах регулярного сообщения города Березники.
Между Администрацией города Березники и предприятием заключен договор от 25.12.2013 в„– 8 на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов по маршрутам регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования г. Березники, за счет средств бюджета Пермского края.
Ссылаясь на осуществление перевозок граждан, в том числе с использованием федеральных и региональных социальных проездных документов на автобусном и электрическом транспорте, и непокрытие полученными субсидиями убытков от перевозки пассажиров в 2011, 2012 и 2013 годах, составляющих разницу между неполученными средствами в связи с перевозкой льготной категории пассажиров и денежными средствами, полученными истцом за осуществление этого вида деятельности (платы за проезд и субсидии из регионального бюджета), и ссылаясь на результаты обследования пассажиропотока г. Березники за январь 2011 года, май - июнь 2012 года, март, ноябрь 2013 года, предприятие обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно ст. 16, ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п. 1, 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Истец обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании убытков в размере 27 940 533,60 руб., возникших в 2011, 2012 и 2013 годах в результате оказания услуг по перевозке льготных категорий пассажиров автобусным и электрическим транспортом и несения расходов, непокрытых предоставленной субсидией из бюджета Пермского края.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 22.06.2006 в„– 23), организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы. Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Федеральным законом от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 122-ФЗ) с 01.10.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В целях возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов постановлением в„– 739-п утверждены Порядок определения объема бюджетных обязательств на передачу иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки на территории Пермского края отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (далее - Порядок в„– 1); Порядок распределения доходов от реализации социальных проездных документов (далее - Порядок в„– 2); Порядок распределения и передачи иных межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджеты муниципальных образований Пермского края на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов, за счет средств бюджета Пермского края (далее - Порядок в„– 3).
Согласно п. 2 Порядка в„– 3, иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам муниципальных образований Пермского края для возмещения хозяйствующим субъектам недополученных доходов, не покрытых доходами от реализации социальных проездных документов (Порядок в„– 2), реализованных отдельным категориям граждан: указанным в Законе в„– 1830-388; Законе Пермской области от 02.10.2000 в„– 1147-167 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж", Законе в„– 700-ПК.
Главным распорядителем иных межбюджетных трансфертов является Министерство транспорта Пермского края (п. 3 Порядка в„– 3).
Согласно п. 10 Порядка в„– 3 объем недополученных доходов хозяйствующих субъектов от перевозки пассажиров с использованием СПДр либо СПДф транспортом пригородного сообщения определяется как разница между "расчетным объемом доходов соответствующего субъекта" и доходом от реализации СПД.
Расчетный объем доходов соответствующего хозяйствующего субъекта от перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПДр либо СПДф определяется по установленным в Порядке в„– 739-п формулам.
Указанным Порядком установлено два способа расчета недополученных доходов хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки граждан с использованием социальных проездных документов, - расчетным путем с применением формул (п. 9) либо путем возмещения фактического объема недополученных доходов при условии применения персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров (п. 15).
В соответствии с п. 15 Порядка при наличии персонифицированного учета фактического числа перевезенных пассажиров с использованием электронных систем учета хозяйствующий субъект вправе представить в органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края заявку на подтверждение фактического объема недополученных доходов хозяйствующего субъекта в соответствии с приложением 3 к данному Порядку, содержащую следующие данные: фамилия, имя, отчество лица, имеющего право на приобретение СПДр и СПДф; номер документа, дающего право на приобретение СПДр и СПДф; дата и время отправления; номер маршрута; пункт отправления; пункт назначения; номер билета; стоимость проезда по установленному тарифу.
Постановлением Администрации города Березники от 20.12.2013 в„– 2262, официально опубликованным и действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011, утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение хозяйствующим субъектам недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов за счет средств бюджета Пермского края (далее - Порядок в„– 2262)
Пунктом 1.1 Порядка в„– 2262 установлены цели, условия и правила предоставления хозяйствующим субъектам (далее - Перевозчики) субсидий на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов по маршрутам регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Березники и сезонным пригородным маршрутам за счет средств бюджета Пермского края в соответствии с постановлением в„– 739-п.В соответствии с п. 1.2 Порядка в„– 2262 субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения Перевозчикам недополученных доходов, не покрытых доходами от реализации социальных проездных документов, реализованных отдельным категориям граждан, за счет средств бюджета Пермского края, указанным: в Законах Пермской области от 30.11.2004 в„– 1830-388 "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" и от 02.10.2000 в„– 1147-168 "О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большой страховой стаж" (СПДр); (подп. 1.2.1 п. 1.2 Порядка в„– 2262); Законе Пермского края от 09.11.2010 в„– 700-ПК "О распространении действия отдельных положений Закона Пермской области "О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области" на граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации" (СПДф); (подп. 1.2.2 п. 1.2 Порядка в„– 2262).
Как установлено пунктом 2.1 Порядка в„– 2262, правом на получение субсидий обладают Перевозчики независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, предоставляющие в установленном порядке услугу по перевозке отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов на маршрутах регулярных перевозок пассажирского транспорта общего пользования города Березники и (или) на сезонных пригородных маршрутах.
Пунктами 2.2, 3.1 Порядка в„– 2262 определены условия и критерии предоставления субсидий Перевозчикам.
На основании п. 3.2 Порядка в„– 2262 распределение субсидии Перевозчикам на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием СПДр и СПДф производится в соответствии с Порядком в„– 739-п. При этом в силу п. 3.4 Порядка в„– 2262 субсидии предоставляются в пределах средств, поступивших из бюджета Пермского края на возмещение недополученных доходов от перевозки отдельных категорий граждан с использованием социальных проездных документов (СПДр либо СПДф).
Как верно отмечено судами, Порядок в„– 739-п является региональным нормативным правовым актом, которым установлена методика расчета и показатели, необходимые для исчисления расходов перевозчиков, указанный акт не оспорен и не признан в судебной процедуре недействующим в порядке нормоконтроля.
Нормативно предусмотренный Порядком в„– 739-п механизм расчета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, имеет целью определение и компенсацию расходов перевозчика по льготным пассажирским перевозкам.
Поскольку Правительством Пермского края принят соответствующие нормативный акт, предусматривающий методику (алгоритм) расчета подлежащей выплате компенсации лицам, осуществляющим перевозку пассажиров в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, расчет недополученной платы должен определяться в соответствии с указанным актом и на основании предусмотренной этим актом методики и формул, в свою очередь перевозчик не вправе самостоятельно производить определение расходов иным расчетным путем, в произвольно избранном и нормативно не предусмотренном порядке, в том числе с применением обобщенных, условных, среднестатистических показателей
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприятию Администрацией в спорный период в соответствии с Порядком в„– 739-п перечислены субсидии в сумме 2 873 259,53 руб., в том числе в отношении льгот по федеральным социальным проездным документам - 344 223,43 руб., по региональным социальным проездным документам - 2 529 036,10 руб.
При расчете размера убытков, предъявленных к взысканию с учетом уточнения иска - 27 940 533,60 руб., предприятием использовалась произвольная, отличная от предусмотренной Порядком в„– 739-п, методика с применением следующих показателей: сведения о количестве реализованных единых социальных проездных документов в 2011 - 2013 годах, доля истца на рынке услуг муниципального образования за 2011 - 2013 годы, тариф на перевозку в конкретные временной интервал, данных обследования пассажиропотока на городских маршрутах г. Березники за январь 2011 года, за май - июнь 2012 года, за март, ноябрь 2013 года.
Как верно отмечено судами, заявляя требование о взыскании убытков, сумма которых определена расчетным путем, размер расходов подлежит документальному подтверждению, посредством представления доказательств, содержащих сведения о фактически осуществленных в заявленный период перевозках конкретных льготных пассажиров.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что расчет убытков произведен истцом исходя из сведений пассажиропотока за отдельные месяцы 2011, 2012, 2013 годов, а не из сведений о фактически осуществленных перевозках конкретных пассажиров, имеющих право льготного проезда, с фиксацией установленной п. 15 Порядка в„– 739-п информации; в представленных данных отсутствуют сведения о фамилии, имени, отчестве, лица, имеющего право на льготу, реквизитов документа, удостоверяющего право на льготный проезд, и пришли к выводу о недоказанности истцом фактического числа перевезенных пассажиров, обладающих правом льготного проезда.
Поскольку истцом не доказано наличие у предприятия фактических убытков от перевозки льготных категорий пассажиров в 2011, 2012 и 2013 годах в размере, превышающем исчисленный в соответствии с Порядком в„– 739-п, и не доказан факт противоправного поведения ответчика, в удовлетворении требований отказано правомерно.
Ссылка заявителя на определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2012 в„– 44-АПГ12-14 судом не принимается. Из его содержания следует, что постановление в„– 739-п не ограничивают права заявителей на полное возмещение понесенных затрат в результате осуществления перевозок пассажиров по льготным проездным билетам, не возлагают на них какие-либо дополнительные ограничения или обязанности.
Между тем истцом в нарушение положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что он фактически понес расходы, превышающие возмещенные ему затраты, размер которых определен в соответствии с постановлением в„– 739-п.
Ссылка предприятия на правовую позицию, приведенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 в„– 9621/10 не принимается, поскольку указанная правовая позиция применима к делам с иными фактическим обстоятельствами, в условиях, когда нормативным актом субъекта Российской Федерации не определен порядок расчета компенсации транспортным организациям в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов о недоказанности предприятием исковых требований.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 03.06.2015 по делу в„– А50-26860/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Автотранспортное предприятие в„– 2 г. Березники" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ

Судьи
И.А.ТАТАРИНОВА
А.А.СТОЛЯРОВ


------------------------------------------------------------------