Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.01.2016 N Ф09-7490/13 по делу N А50-10632/2012
Требование: О признании за должником-банкротом права собственности на объекты незавершенного строительства, обязании органа кадастрового учета поставить эти объекты на кадастровый учет.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку должник вправе зарегистрировать право собственности на спорные объекты в виде нежилых помещений, находящихся в возведенном им многоквартирном доме, отказ органа кадастрового учета во внесении в кадастр недвижимости сведений об указанных объектах влечет невозможность регистрации права собственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. в„– Ф09-7490/13

Дело в„– А50-10632/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рогожиной О.В.,
судей Шершон Н.В., Артемьевой Н.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на определение Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2015 по делу в„– А50-10632/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2012 общество с ограниченной ответственностью "Региональные системные инвестиции" (далее - общество "Региональные системные инвестиции", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника с применением правил параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 в„– 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 12.07.2011 в„– 210-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), конкурсным управляющим утверждена Вохмина Н.В. (далее - конкурсный управляющий).
Конкурсный управляющий в порядке ст. 201.8 Закона о банкротстве обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании за обществом "Региональные системные инвестиции" права собственности на объект незавершенного строительства. С учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкурсный управляющий просил:
1. Признать право собственности общества "Региональные системные инвестиции" на следующие объекты незавершенного строительства: магазин в„– 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А.; офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А.; 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1 - 51, 86 - 89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А. (право пользования машино-местами с в„– 1 по в„– 51, за исключением машино-мест Nв„– 26, 31, 32, 33, 38).
2. Обязать филиал Федерального бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю поставить на кадастровый учет следующие объекты незавершенного строительства в виде нежилых помещений: объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин в„– 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова, д. 24А.; объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А.; общую долевую собственность в виде 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1 - 51, 86 - 89 по адресу г. Пермь, ул. Малкова д. 24А. (право пользования машино-местами с в„– 1 по в„– 51, за исключением машино-мест Nв„– 26, 31, 32, 33, 38).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2015 (судья Субботина Н.А.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал за обществом "Региональные системные инвестиции" право собственности на: объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин в„– 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А; офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А; 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1 - 51, 86 - 89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А. (право пользования машино-местом Nв„– 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22,23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 34, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45,46, 47, 48, 49, 50, 51).
Суд также обязал филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю поставить на кадастровый учет: объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин в„– 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А; объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А; объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-тиэтажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1 - 51, 86 - 89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24А.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 (судьи Чепурченко О.Н., Нилогова Т.С., Романов В.А.) определение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" просит указанные судебные акты отменить. Заявитель считает, что государственный кадастровый учет объектов недвижимости регулируется нормами Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; ч. 1 ст. 7 названного Закона определены уникальные характеристики объекта недвижимости, подлежащего внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Податель жалобы отмечает, что конкурсный управляющий должника просит произвести постановку на ГКН объектов незавершенного строительства в объекте недвижимости, который в настоящее время не поставлен на ГКУ, то есть не может рассматриваться как объект права; в автоматизированной системе государственного кадастра недвижимости не будет отражена связь помещения со зданием, в котором оно расположено; внесение сведений в ГКН возможно в заявительном порядке и только при наличии поступившего в орган кадастрового учета технического плана такого помещения, подготовленного в соответствии с требованиями. По мнению заявителя, судом не учтено, что объекты недвижимости могут признаваться таковыми (как объект права), после того, как пройдут процедуру постановки на государственный кадастровый учет; помещения объекта незавершенного строительства не являются объектами недвижимости, подлежащими учету в ГКН. Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" полагает, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю просит рассмотреть жалобу без участия его представителя.

Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществом "Региональные системные инвестиции" и Управлением земельных отношений администрации г. Перми заключен договор аренды земельного участка от 13.06.2007 в„– 038-07Д, кадастровый номер 59:01:4415031:0011, площадью 10 218,25 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов, по адресу г. Пермь, ул. Малкова, 24А.
Должнику 08.08.2007 выдано разрешение на строительство в„– RU90303000-261/2007. В дальнейшем 30.06.2009, 04.02.2010, 02.08.2011 Департаментом планирования и развития территории г. Перми выдавалось разрешение на продолжение строительства.
На указанном выше земельном участке должник возвел объект со строительными характеристиками: общая площадь 23 882,14 кв. м, общая площадь квартир 11 916,77 кв. м, площадь встроенно-пристроенных помещений 6 524,48 кв. м, площадь земельного участка 10 218,25 кв. м, количество этажей - 18, высота 60,2 м, строительный объем 78 094,74 куб. м, количество мест автостоянки 86.
Департаментом планирования и развития территории г. Перми 07.07.2011 выдано разрешение в„– 261/2007/2 на ввод в эксплуатацию жилой части дома.
Разрешение на ввод в эксплуатацию нежилой части дома до настоящего времени не выдавалось ввиду прекращения строительства.
Как следует из технического паспорта, должником построено, но не введено в эксплуатацию встроенно-пристроенные помещения общей площадью 2 517,8 кв. м, в том числе магазины, офисы, автопарковка.
Из ответа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), пояснений, данных в ходе рассмотрения настоящего дела, усматривается, что возведенные должником спорные объекты, не могут быть поставлены на кадастровый учет, поскольку должен быть представлен технический план на весь объект строительства.
Ссылаясь на невозможность поставить объекты незавершенного строительства на кадастровый учет, что повлекло невозможность регистрации за должником права собственности на возведенные объекты, конкурсный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования частично, суды исходили из следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу (ст. 131 Закона о банкротстве).
В силу положений п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; привлечь оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов, исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Согласно ст. 201.8 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, только в рамках дела о банкротстве с соблюдением установленного настоящей статьей порядка подлежат предъявлению и рассмотрению указанные в подп. 1 п. 1 данной статьи права требования других лиц к застройщику или застройщика к другим лицам о признании наличия или отсутствия права собственности или иного права в отношении недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства.
Статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены основания возникновения права собственности.
В силу п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 2 ст. 25 Федерального закона в„– 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
В соответствии с ч. 2 ст. 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Установив, что объект незавершенного строительства возведен обществом "Региональные системные инвестиции" на земельном участке, находящемся у него законных основаниях, суды пришли к выводу о том, что имеются достаточные правовые основания для признания за должником права собственности на объект незавершенного строительства.
При этом отказ Кадастровой палаты вносить в Государственный кадастр недвижимости требуемые конкурсным управляющим сведения влечет объективную невозможность регистрации права собственности объекта недвижимости.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пункт 1 ст. 7 Закона о кадастре предусматривает необходимость внесения в кадастр сведений, в частности, о виде объекта недвижимости, к которым относятся: земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.
Принимая во внимание изложенного, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, осуществление в отношении общества "Региональные системные инвестиции" процедуры банкротства с применением правил параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве, характер заявленного конкурсным управляющим должника требования, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в данном случае отказ Кадастровой палаты во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о виде объекта недвижимости нарушает права и законные интересы общества "Региональные системные инвестиции" и его кредиторов, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Ссылка заявителя на то, что заявление конкурсного управляющего общества "Региональные системные инвестиции" подлежало рассмотрению в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно отклонена судами, с учетом характера заявленного требования и особенностей процедуры банкротства, применяемой в отношении застройщиков (параграф 7 главы IX Закона о банкротстве).
Доводы подателя жалобы о заявительном характере спора рассмотрен судами и ему дана надлежащая правовая оценка. Отклоняя указанные доводы, суды исходили из того, что конкурсный управляющий обращался с соответствующими заявлениями в кадастровую палату, по результатам их проверки осуществление кадастрового учета приостановлено, а затем отказано в осуществлении кадастрового учета, обращение в суд обусловлено необходимостью оформления прав должника на принадлежащее ему имущество в целях формирования конкурсной массы, ее реализации и удовлетворения требований кредиторов.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение, установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Поскольку платежное поручение от 03.11.2015 в„– 449818 об уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3000 руб. представлено Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в копии, и на момент проведения настоящего судебного заседания подлинник в материалы кассационной жалобы не поступил, вопрос о возврате государственной пошлины заявителю не рассматривается судом кассационной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

определение Арбитражного суда Пермского края от 29.06.2015 по делу в„– А50-10632/2012 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.В.РОГОЖИНА

Судьи
Н.В.ШЕРШОН
Н.А.АРТЕМЬЕВА


------------------------------------------------------------------