Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.01.2016 N Ф09-11468/15 по делу N А50-21116/2014
Требование: О признании незаконным отказа в государственной регистрации права постоянного пользования земельным участком.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием правоустанавливающих документов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку казенное учреждение является правопреемником лица, которому ранее в порядке универсального правопреемства было передано право постоянного пользования земельным участком, из которого выделен спорный участок, все необходимые документы на государственную регистрацию учреждением представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2016 г. в„– Ф09-11468/15

Дело в„– А50-21116/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Лазарева С.В., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 04.08.2015 по делу в„– А50-21116/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в электронном виде с использованием системы "Электронный страж", размещенной на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным сообщения Управления Росреестра (ответчик) об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на недвижимое имущество от 15.07.2014 в„– 23/207/2014-297.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и Кадастровая палата.
Решением суда от 04.08.2015 (судья Катаева М.А.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (судьи Зеленина Т.Л., Дюкин В.Ю., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Управление Росреестра обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении требований Кадастровой палаты. Управление полагает, что представленный заявителем в качестве правоустанавливающего документа акт от 15.01.1981 в„– 5540 "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации" свидетельствует о закреплении земельного участка за КЭЧ Пермского района, а не за правопредшественником заявителя по делу. Как указывает Управление Росреестра, КЭЧ Пермского района, будучи структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации, не являлась юридическим лицом. Имущество, используемое КЭЧ, не переходило во владение и пользование созданного учреждения автоматически в порядке передачи прав и обязанностей при реорганизации, а закреплялось за ним Росимуществом. Основанием возникновения права за правопредшественником заявителем на объекты недвижимого имущества могло являться только соответствующее распоряжение Росимущества о предоставлении имущества заявителю. Передаточный акт от 01.01.2011 при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ и акт в„– 5540 не являлся основаниями возникновения прав на спорный земельный участок. Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у правопредшественника заявителя не возникло, то такое право не могло перейти в порядке универсального правопреемства последнему. В связи с чем, представленные заявителем на регистрацию документы вызвали обоснованные сомнения в наличии оснований для удостоверения со стороны государственного органа их юридической силы. Как полагает заявитель кассационной жалобы у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для проведения государственной регистрации, решение об отказе в регистрации соответствует требованиям действующего законодательства.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что по акту от 15.01.1981 в„– 5540 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, составленному на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов от 25.09.1980 в„– 518, Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района") в бессрочное пользование для строительства и дальнейшей эксплуатации предоставлен земельный участок 162 га по ул. Карпинского в Индустриальном районе в г. Перми в границах, обозначенных на прилагаемом к настоящему акту плане.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 59:01:4416064:0005 и разрешенным использованием/назначением: под жилыми домами, учебными зданиями и складскими помещениями на основании решения от 25.09.1980 в„– 518, что подтверждается кадастровым планом земельного участка (выпиской из государственного земельного кадастра) от 25.10.2004 в„– 02/04-3704.
При этом учреждение "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" указано в паспорте земельного участка в качестве правообладателя права постоянного бессрочного пользования (акт от 15.01.1981 в„– 5540 отражен в особых отметках).
В Единый государственный реестр юридических лиц 25.08.2011 внесена запись о прекращении деятельности учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" путем реорганизации в форме присоединения.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17.12.2010 в„– 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" и изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица 20.06.2012 учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" является универсальным правопреемником учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района".
В процессе присоединения федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации между учреждением "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района" и учреждением "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" подписан передаточный акт от 01.01.2011, по которому правопреемнику были переданы активы, в том числе в виде основных средств (земельные участки, здания, строения, сооружения, незавершенное строительство и иные, приложение в„– 1 к передаточному акту), среди них указан и земельный участок с кадастровым номером 59:01:4416064:0005.
Согласно межевому плану от 02.04.2013 указанный земельный участок разделен и из него образовано три земельных участка, включая земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47072, расположенный по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского, и на который в установленном законом порядке по заявлению Министерства обороны Российской Федерации Управлением Росреестра зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" обратилось 06.03.2014 в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:0000000:47072, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Карпинского.
В сообщении от 15.07.2014 в„– 23/207/2014-297 Управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком на основании абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как не представлены документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, а именно: документы, позволяющие идентифицировать земельный участок площадью 261 222 кв. м с кадастровым номером 59:01:0000000:47072, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, Индустриальный район, ул. Карпинского с объектами, указанными в передаточном акте от 01.01.2010.
Ссылаясь на незаконность отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в п. 1 названной статьи.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 названного Закона).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации).
В государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации).
Судами установлено, что основанием отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком послужило то, что заявителем на регистрацию не были представлены документы, бесспорно подтверждающие наличие у учреждения права постоянного бессрочного пользования на земельный участок.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных отношений), в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно п. 1 положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 в„– 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации (подп. 71 п. 7 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
В силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 в„– 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Учредителем учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" является Министерство обороны Российской Федерации, которое осуществляет полномочия собственника имущества Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно п. 3 Устава учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" оно является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с п. 20 Устава учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу положений ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации к вновь образованному юридическому лицу переходят права и обязанности правопредшественника в соответствии с передаточным актом.
Пунктом 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 названного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В силу п. 1, 2 ст. 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со ст. 11.4 - 11.7 названного Кодекса. У лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
Руководствуясь вышеназванными положениями норм права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе кадастровый паспорт, свидетельствующий о выделении спорного земельного участка из исходного с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:5, оригинал передаточного акта от 01.01.2011, в котором указан земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005, передаваемый правопреемнику, акт от 15.01.1981 в„– 5540, суды первой и апелляционной инстанций суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявитель является правопреемником учреждения "Пермская квартирно-эксплуатационная часть района", к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 59:01:44 1 6064:0005.
С учетом изложенного, поскольку заявителем для государственной регистрации были представлены все необходимые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ документы, подтверждающие наличие у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, следует признать, что суды правомерно удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не могут быть положены в основу отмены оспариваемых судебных актов, поскольку заявлены без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 в„– 13031/12).
Кроме того все доводы заявителя, перечисленные в кассационной жалобе, аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, указанные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 04.08.2015 по делу в„– А50-21116/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА

Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА


------------------------------------------------------------------