Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2016 N Ф09-9328/15 по делу N А71-1292/2015
Требование: О признании незаконным прекращения проведения проверки правомерности принятия собственниками многоквартирного дома решения о выборе новой управляющей организации, об обязании провести проверку.
Обстоятельства: По обращению прежней управляющей организации назначена указанная проверка, прекращенная ввиду непредставления новой управляющей организацией технического паспорта на дом.
Решение: Требование удовлетворено, так как уполномоченный орган не использовал все возможные способы для получения технического паспорта, прекратил проверку, не проведя контрольных мероприятий; жилищная инспекция полномочна проводить проверки легитимности принятия собственниками многоквартирного дома решения о смене управляющей организации.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2016 г. в„– Ф09-9328/15

Дело в„– А71-1292/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовин Ю.В.,
судей Гавриленко О.Л., Гусев О.Г.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ИНН: 1840038851, ОГРН: 1151840004337); (далее - инспекция, административный орган) (предыдущее наименование - Государственная жилищная инспекция при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2015 по делу в„– А71-1292/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеконференц-связи в Арбитражный суд Удмуртской Республики прибыли представители:
инспекции - Кулигина О.Н. (доверенность от 11.01.2016);
автономной некоммерческой организации по управлению домами "Единый СПК" (ИНН: 1840016576, ОГРН: 1131840002854); (далее - некоммерческая организация "Единый СПК") - Абрамидзе (доверенность от 09.11.2015).

Специализированный потребительский кооператив по управлению домами "Единый СПК" г. Ижевск (далее - заявитель, потребительский кооператив "Единый СПК") обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (ИНН: 1831057079, ОГРН: 1021801169510) о признании незаконным действия, выраженного в прекращении проведения проверки правомерности порядка принятия собственниками многоквартирного дома по ул. Майская, 26 решения о выборе управляющей организации - муниципального унитарного предприятия г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомуправление" (ИНН: 1834028950, ОГРН: 1021801592570); (далее - муниципальное предприятие "МУК-Спецдомуправление") по основаниям, указанным в письменном ответе инспекции от 24.11.2014 в„– 8586 на заявление потребительского кооператива "Единый СПК", и об обязании инспекции, с учетом обстоятельств, указанных в жалобе потребительского кооператива "Единый СПК", провести в полном объеме проверку правомерности порядка принятия собственниками многоквартирного дома по ул. Майская, 26 решения о выборе управляющей организации - муниципального предприятия "МУК-Спецдомуправление".
Определением суда от 12.05.2015 произведена процессуальная замена заявителя с потребительского кооператива "Единый СПК" на правопреемника - некоммерческую организацию "Единый СПК".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "МУК-Спецдомуправление".
Решением суда от 26.05.2015 (судья Коковихина Т.С.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 (судьи Муравьева Е.Ю., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению административного органа, поскольку решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Майская, 26, оформленном протоколом от 24.08.2014, избрана новая управляющая компания - муниципальное предприятие "МУК-Спецдомуправление", оспариваемым решением инспекции не могут быть нарушены права предыдущей управляющей компании - заявителя.
Действия по прекращению проверки и акт проверки инспекция считает не нарушающими прав и законных интересов заявителя и не создающими препятствия в его предпринимательской деятельности.
Кроме того, инспекция полагает, что возложение судом обязанности провести проверку незаконно, так как согласно ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, а муниципальное предприятие "МУК-Спецдомуправление" получило такую лицензию в апреле 2015 года.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Майская, д. 26, в форме очного голосования от 14.02.2014, между потребительским кооперативом "Единый СПК" и собственниками жилого многоквартирного дома в„– 26 по ул. Майская г. Ижевска был заключен договор на предоставление коммунальных услуг, содержание и ремонт (текущий, капитальный) общего имущества многоквартирного дома от 14.02.2014.
Письмом от 27.08.2014 в„– 3265/04-06/04 муниципальное предприятие "МУК-Спецдомуправление" обратилось в потребительский кооператив "Единый СПК" с просьбой передать всю техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом в„– 26 по ул. Майская, в связи с тем, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в„– 26 по ул. Майская от 24.08.2014 заключен новый договор на управление и обслуживание дома с муниципальным предприятием "МУК-Спецдомуправление" от 25.08.2014 в„– 0385/1.1.
Потребительский кооператив "Единый СПК" 25.09.2014 обратился в инспекцию с заявлением о проведении проверки законности процедуры проведения собрания собственниками многоквартирного жилого дома в„– 26 по ул. Майская г. Ижевска, оформленного протоколом от 24.08.2014).
Заявление потребительского кооператива "Единый СПК" поступило в инспекцию 29.09.2014.
Распоряжением инспекции от 07.10.2014 в„– 1589 в отношении муниципального предприятия "МУК-Спецдомуправление" была назначена внеплановая документарная проверка с целью исполнения ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса при проверке доводов обращения юридического лица.
По результатам проверки инспекция составила акт от 05.11.2014 в„– 1589, в котором указала, что представление муниципальным предприятием "МУК-Спецдомуправление" запрашиваемых документов не в полном объеме, повлекло невозможность проведения внеплановой документарной проверки, о чем сообщила заявителю письмом от 24.11.2014 в„– 8586.
Считая, что действия инспекции по прекращению проведения проверки являются незаконными, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Оценив представленные по делу доказательства, суды, сочли, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу прямого указания ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта возложена на принявший его орган.
Согласно положениям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказывание иных обстоятельств является обязанностью лиц, которые ссылаются на данные обстоятельства.
Арбитражным судом установлено, что в соответствии с распоряжением инспекции от 07.10.2014 в„– 1589 с целью исполнения ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса при проверке доводов обращения юридического лица от 29.09.2014 в„– 2701 внеплановая документарная проверка в отношении муниципального предприятия "МУК-Спецдомуправление" была начата 05.11.2014, продолжалась с 16 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин.
По запросу инспекции от 07.10.2014 в„– 7308 муниципальное предприятие "МУК-Спецдомуправление" представило копии следующих документов: доверенность представителя; распоряжение от 29.08.2014 в„– 172 "О назначении на должность"; свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; Устав муниципального предприятия "МУК-Спецдомуправление" с изменением и дополнением в Устав; выписка из ЕГРЮЛ от 10.10.2014; уведомление о проведении общего собрания в форме очного голосования от 25.07.2014; акт о размещении сообщения о проведении общего собрания в очной форме от 25.07.2014; протокол общего собрания собственников в форме очного голосования от 07.08.2014 с реестром собственников; уведомление о проведении общего собрания в форме заочного голосования от 07.08.2014; акт о размещении сообщения о проведении общего собрания в заочной форме от 07.08.2014; протокол общего собрания собственников в форме 9 заочного голосования от 24.08.2014 с реестром собственников; сообщение о принятых решениях при проведении общего собрания собственников помещений в заочной форме; акт о размещении сообщения о принятых решениях при проведении общего собрания собственников помещений в заочной форме от 25.08.2014; договор управления от 25.08.2014; решения собственников (листы голосования); переписка с обществом с ограниченной ответственностью "Единая УК" и потребительским кооперативом "Единый СПК".
Инспекцией составлен акт от 05.11.2014 в„– 1589, в котором указано, что основанием невозможности проведения проверки является непредставление муниципальным предприятием "МУК-Спецдомуправление" запрашиваемых документов в полном объеме, а именно непредставление технического паспорта на многоквартирный дом по ул. Майская, 26.
Представитель муниципального предприятия "МУК-Спецдомуправление" Пантюхина С.Н. пояснила, что технический паспорт на многоквартирный дом в„– 26 по ул. Майская г. Ижевска представить не имеет возможности в связи с его нахождением в обществе с ограниченной ответственностью "Единая УК", либо в потребительском кооперативе "Единый СПК".
Запросов в адрес общества с ограниченной ответственностью "Единая УК", потребительского кооператива "Единый СПК" о предоставлении копии технического паспорта многоквартирного дома в„– 26 по ул. Майская г. Ижевска, инспекция не направляла.
Каких-либо иных действий, направленных на получение копии указанного технического паспорта, необходимого для проведения проверки по обращению потребительского кооператива "Единый СПК" от 25.09.2014, инспекция не предприняла.
Фактически инспекцией проверка по обращению потребительского кооператива "Единый СПК" от 25.09.2014, поступившего 29.09.2014 за вх. в„– 2701, не проведена; прекращена из-за отсутствия технического паспорта на многоквартирный дом в„– 26 по ул. Майская г. Ижевска.
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.01.2012 в„– 11, государственная жилищная инспекция является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Инспекция является составной частью единой системы органов государственного жилищного надзора в Российской Федерации
Согласно п. 15 Положения, государственная жилищная инспекция Удмуртской Республики имеет право, в том числе организовывать и проводить в порядке, установленном законодательством, плановые и внеплановые проверки при осуществлении регионального государственного жилищного надзора; в установленном законодательством порядке запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; в установленном законодательством порядке требовать от организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, предоставления результатов выполненных работ по договору управления многоквартирным домом, технической и проектной документации, актов осмотров жилых и нежилых помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; в пределах полномочий, предоставленных законодательством, требовать от организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, собственников помещений в многоквартирном доме проведения обследований, испытаний, экспертиз инженерного оборудования и строительных конструкций жилого дома.
Аналогичные полномочия предусмотрены в Положении о Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 в„– 538.
Так, в соответствии с подп. 3 п. 8 Положения от 22.12.2014 в„– 538 государственная жилищная инспекция Удмуртской Республики осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, к управлению многоквартирными домами, в том числе к созданию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; к порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Подпунктами 2, 4 п. 9 Положения от 22.12.2014 в„– 538 предусмотрено, что государственная жилищная инспекция Удмуртской Республики с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности вправе организовывать и проводить в порядке, установленном законодательством, плановые и внеплановые проверки при осуществлении регионального государственного жилищного надзора (подп. 2); обращаться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации; о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров (подп. 4).
Согласно ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных ч. 4.1 и 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки.
В силу ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1); о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации (п. 3).
Приведенные нормы права подтверждают выводы суда о наделении инспекции полномочиями по проведению проверок правомерности избрания собственниками жилых помещений многоквартирных домов управляющих организаций.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся, соответственно, государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Вместе с тем, ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ предусмотрено, что при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Таким образом, правильным является вывод суда о том, что у инспекции имелось право мотивированно запросить (но не обязывать представить) технический паспорт на многоквартирный дом (недостающий для проверки документ) у заявителя (как предыдущей управляющей организации и лица, обратившегося в инспекцию), поскольку документарная проверка проводилась по его обращению.
Также технический паспорт на многоквартирный дом не был запрошен инспекцией у организаций, уполномоченных Правительством РФ осуществлять государственный учет жилищного фонда, следовательно, инспекция не использовала все возможные способы для получения технического паспорта на многоквартирный дом и прекратила документарную проверку, фактически не проводя контрольных мероприятий.
При таких обстоятельствах, суды правомерно указали, что действия инспекции по фактическому прекращению проверки по обращению некоммерческой организации "Единый СПК" от 25.09.2014 не соответствуют положениям ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса, нарушают права и законные интересы заявителя, как предшествующей управляющей компании многоквартирным жилым домом в„– 26 по ул. Майская г. Ижевска и подлежат признанию незаконными.
Доводы заявителя кассационной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Также подлежат отклонению доводы инспекции и в части касающейся отсутствия у нее в настоящий момент полномочий по проведению проверок легитимности принятия собственниками многоквартирного дома решения о смене управляющей организации.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса проверка легитимности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решений о смене управляющих организаций осуществляется жилищной инспекцией в рамках государственного жилищного, а не лицензионного надзора.
Проверка легитимности принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решений о смене управляющих организаций является проверкой выполнения гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, а не проверкой деятельности управляющей организации или проверкой соблюдения организацией обязательных требований, установленных в законодательстве.
Кроме того, спорные правоотношения возникли до введения ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса в действие Федеральным законом от 21.07.2014 в„– 255-ФЗ (с 01.05.2015), следовательно, она не применима к спорным правоотношениям.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.05.2015 по делу в„– А71-1292/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Ю.В.ВДОВИН

Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
О.Г.ГУСЕВ


------------------------------------------------------------------