Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.01.2016 N Ф09-10599/15 по делу N А50-5612/2015
Требование: О возложении на орган местного самоуправления обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Обстоятельства: Теплоснабжающая организация полагала, что транзитные участки инженерных сетей, проходящие по подвалам жилых домов, являются бесхозяйным имуществом, орган местного самоуправления обязан принять их на учет.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные участки трубопроводов не передавались энергоснабжающей организации вместе с инженерными сетями, в государственном реестре сведения о правах на спорные участки трубопроводов отсутствуют, то есть спорные участки трубопроводов являются бесхозяйными.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 января 2016 г. в„– Ф09-10599/15

Дело в„– А50-5612/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Соловцова С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Перми (далее - Департамент имущественных отношений) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2015 по делу в„– А50-5612/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - общество "ПСК") - Артюх А.Е. (доверенность от 15.05.2015 в„– 77).
От Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми (далее - Департамент жилищно-коммунального хозяйства), Департамента имущественных отношений, администрации Свердловского района города Перми в электронном виде поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия их представителей. Данные ходатайства судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "ПСК" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту имущественных отношений о возложении обязанности обратиться в порядке, установленном п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми по адресам: ул. Подлесная в„– 19/2, ул. Янаульская в„– 8, 10, ул. Гайвинская в„– 30А, ул. Воркутинская, в„– 80А, ул. Репина в„– 75, ул. Гусарова в„– 7, 9, 9/1, 9/2, 11, 13, ул. Тбилисская в„– 21, 23, 25, 27, 29, ул. Лодыгина в„– 44, 46/1, 46/2, по подвалу ул. Юрша в„– 64 до внешней стены здания по ул. Юрша в„– 64а, ул. Карбышева в„– 40, 80/2, 84, 86, 82/2, 82/1, 78/3, ул. Грачева в„– 12 участки сетей, проходящие в подвале зданий гинекологического и хирургического отделений МБУЗ "ГДКП в„– 1".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация Мотовилихинского района города Перми, администрация Орджоникидзевского района города Перми, администрация Свердловского района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства.
Решением суда от 23.06.2015 (судья Удовихина В.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Макаров Т.В., Панькова Г.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений просит указанные судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь то, что спорные транзитные участки сетей, проходящие через жилые дома, не могут рассматриваться как индивидуальные обособленные объекты недвижимости, а являются составной частью наружных сетей, принадлежащих обществу "ПСК". Считает, что транзитные участки тепловых сетей не являются бесхозяйными, а в силу своего предназначения и технологической взаимосвязи с наружными тепловыми сетями представляют часть единого комплекса, переданного обществу "ПСК" по договору купли-продажи от 18.12.2008, в связи с чем, Департамент имущественных отношений не может обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением. Заявитель жалобы полагает, что отсутствие регистрации права собственности на транзитные участки тепловых сетей не свидетельствует о том, что они не принадлежат обществу и не передавались ему на праве собственности по вышеназванному договору.
Общество "ПСК" представило отзыв на кассационную жалобу, в которой просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать. Департамент жилищно-коммунального хозяйства в своем отзыве просит оспариваемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

При рассмотрении дела судами установлено, что общество "ПСК" оказывает услуги по передаче тепловой энергии на территории г. Перми, для осуществления указанного вида деятельности использует принадлежащие ему на праве собственности тепловые сети.
Аварийное состояние участков трубопроводов, имеющих непосредственное присоединение к инженерным сетям общества "ПСК", в домах и социальных объектах, расположенным по адресам: ул. Подлесная в„– 19/2, ул. Янаульская в„– 8, 10, ул. Гайвинская в„– 30А, ул. Воркутинская, в„– 80А, ул. Репина в„– 75, ул. Гусарова в„– 7, 9, 9/1, 9/2, 11, 13, ул. Тбилисская в„– 21, 23, 25, 27, 29, ул. Лодыгина в„– 44, 46/1, 46/2, по подвалу ул. Юрша в„– 64 до внешней стены здания по ул. Юрша в„– 64а, ул. Карбышева в„– 40, 80/2, 84, 86, 82/2, 82/1, 78/3, ул. Грачева в„– 12 участки сетей, проходящие в подвале зданий гинекологического и хирургического отделений МБУЗ "ГДКП в„– 1", послужило основанием для обращения потребителей и компаний, управляющих многоэтажными жилыми домами, в суд с требованием о возложении обязанности по содержанию и ремонтам данных участков инженерных сетей на общество "ПСК".
Решениями Арбитражного суда Пермского края, вынесенными по делам в„– А50-21984/2013, в„– А50-19399/2014, А50-20118/2013, А50-21772/2014, А50-24177/2014, А50-16469/2014, А50-16515/2014, А50-9610/2014, обязанность по содержанию указанных участков транзитных сетей возложена на общество "ПСК" как на ресурсоснабжающую организацию, использующую данные участки сетей в своей производственной деятельности.
Общество "ПСК" обратилось в администрации районов города Перми с просьбой организовать работу по выявлению собственников указанных участков сетей, а в случае отсутствия таковых начать процедуру постановки на учет данных объектов как бесхозяйного имущества (письма от 18.06.2014 в„– 60-07/651, от 20.06.2014 в„– 60-07-01/669, от 20.06.2014 в„– 668, от 13.08.2014 в„– 60-07-01/868, от 16.10.2014 в„– 60-07-01/1335).
Из ответов администраций районов города Перми, следует, что транзитные участки инженерных сетей, проходящие по подвалам вышеуказанных жилых домов, в соответствии со ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации являются частью единого комплекса инженерных сетей, технологически связанные с наружной системой, в связи с чем, содержание и ремонт являются обязанностью теплоснабжающей организации (письма от 01.08.2014 в„– СЭД-01-50-578, от 16.09.2014 в„– СЭД-01-31-179).
Несогласие истца с указанной позицией, изложенной в письмах администраций районов города Перми, и наличие у спорных объектов недвижимости признаков бесхозяйного имущества, а также мнение, что транзитные участки сетей являются бесхозяйным имуществом, а Департамент имущественных отношений обязан в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет спорных трубопроводов в качестве бесхозяйных, общество "ПСК" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, сделали выводы о том, указанные транзитные участки трубопроводов не являлись предметом договора купли-продажи недвижимого и движимого имущества от 18.12.2008 заключенного между муниципальным унитарным предприятием "Пермгоркоммунтепло" и обществом "ПСК", соответственно, эти объекты по указанному договору обществу "ПСК" не передавались. Поскольку в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах в отношении спорных транзитных участков трубопроводов отсутствуют, спорные транзитные участки трубопроводов являются бесхозяйными, постольку у ответчика в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации имеется обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон в„– 190-ФЗ) и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон в„– 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу п. 5, 6 ст. 8 Закона в„– 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 ст. 15 Закона в„– 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 в„– 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, судами верно отмечено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Подробный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект действует в виде Регламента, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 в„– 130, согласно п. 3.4 которого в рамках предоставленных полномочий подача заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю для постановки бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Департаментом имущественных отношений.
Учитывая вышеизложенное, правильными являются выводы судов, что для возложения на орган местного самоуправления обязанности по определению обслуживающей теплосетевой организации, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, необходимо установить, является ли спорный участок тепловой сети бесхозяйным. При этом обязанность определить теплосетевую организацию или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, которая осуществляет содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, возникает у органа местного самоуправления с момента выявления бесхозяйной тепловой сети.
Согласно ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения Договора купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008), если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Из содержания указанной нормы следует, что сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство, в тех случаях, когда это соответствует содержанию заключаемых сделок по поводу данных вещей, и зависит от воли сторон, вступающих в сделку. Сложная вещь является делимой, в связи с чем сделки могут быть заключены сторонами как на всю сложную вещь в целом, так и на ее составные части.
Таким образом, приведенное в ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие сложной вещи имеет относительный и условный характер, зависящий от воли сторон, законодатель предоставил сторонам сделки возможность реализации отдельных объектов, входящих в сложную вещь.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008 и приложения к нему, свидетельства о государственной регистрации права собственности общества "ПСК" на инженерные сети, акт комиссионного обследования инженерных сетей, ситуационные планы объектов недвижимого имущества, выписки из реестра объектов капитального строительства, технические паспорта, кадастровые паспорта, суды установили, что при заключении договора от 18.12.2008 тепловые сети, сети ГВС, посредством которых осуществляется теплоснабжение, были переданы обществу "ПСК" по частям (участкам) тепловых (инженерных) сетей, совокупная протяженность которых указана в приложении к договору. Участки трубопроводов, являющиеся предметом спора по настоящему делу, проложенных транзитом через жилые дома и социальные объекты, расположенные по адресам: ул. Подлесная в„– 19/2, ул. Янаульская в„– 8, 10, ул. Гайвинская в„– 30А, ул. Воркутинская, в„– 80А, ул. Репина в„– 75, ул. Гусарова в„– 7, 9, 9/1, 9/2, 11, 13, ул. Тбилисская в„– 21, 23, 25, 27, 29, ул. Лодыгина в„– 44, 46/1, 46/2, по подвалу ул. Юрша в„– 64 до внешней стены здания по ул. Юрша в„– 64а, ул. Карбышева в„– 40, 80/2, 84, 86, 82/2, 82/1, 78/3, ул. Грачева в„– 12 участки сетей, проходящие в подвале зданий гинекологического и хирургического отделений МБУЗ "ГДКП в„– 1", заявителю переданы не были. Право собственности зарегистрировано за обществом "ПСК" только на участки трубопроводов, проходящие за пределами границ многоквартирных домов (наружные сети).
Указанные выводы судов соответствуют материалам дела и переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценки представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что трубопроводы, проложенные транзитом через помещения (подвалы) жилых домов и социальных объектов и участки наружных тепловых сетей являются сложной вещью и принадлежат в силу закона обществу "ПСК", являются неосновательными в связи с вышеизложенным и не принимаются судом кассационной инстанции.
То обстоятельство, что существует положительная судебная практика по понуждению общества "ПСК" к содержанию и ремонту тепловых сетей, проложенных транзитом через жилые дома (в том числе и по спорным адресам), как верно указано судами, не является основанием для неосуществления постановки на учет органом местного самоуправления данных сетей в качестве бесхозяйных в регистрирующем органе.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили требования, заявленные обществом "ПСК".
Остальные доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 23.06.2015 по делу в„– А50-5612/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.Э.РЯБОВА

Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
С.Н.СОЛОВЦОВ


------------------------------------------------------------------