Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.01.2016 N Ф09-8621/15 по делу N А60-8173/2015
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка, обязании заключить договор аренды участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как не соблюден порядок предоставления земельных участков, спорный участок может быть предоставлен для осуществления деятельности крестьянского хозяйства без проведения торгов при обязательном публичном информировании населения о возможном его предоставлении, процедура по опубликованию сведений не начата, отказ органа местного самоуправления не нарушает требований закона.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. в„– Ф09-8621/15

Дело в„– А60-8173/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Рябовой С.Э., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича (далее - Жбенев Я.Н.) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2015 по делу в„– А60-8173/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по тому же делу.
Судебное заседание начато 13.01.2016.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании объявлен перерыв до 15.01.2016.
Судебное заседание 15.01.2016 продолжено без участия представителей лиц, участвующих в деле, в том же составе судей.

Жбенев Я.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Сысертского городского округа (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 161248,00 кв. м с кадастровым номером 66:25:1307001:317 крестьянскому (фермерскому) хозяйству и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
Решением суда от 10.06.2015 (судья Ванин П.Б.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 (судьи Макаров Т.В., Дюкин В.Ю., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Жбенев Я.Н. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Заявитель указывает, что судами в нарушение норм ст. 1, ст. 14, ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ, к завершившимся в 2014 году отношениям сторон применены нормы ст. 29, ст. 30, ст. 31, ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядок предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе для целей, не связанных со строительством утвержденный Решением Думы Сысертского городского округа от 28.01.2010 в„– 225. По мнению заявителя, судами не применены нормы ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также ч. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Жбенев Я.Н. 06.11.2014 обратился к Главе Сысертского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 161248 кв. м с кадастровым номером 66:25:1307001:317, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район в аренду на 49 лет для осуществления деятельности фермерского хозяйства и его расширения.От Администрации 28.11.2014 в адрес предпринимателя поступило письмо в„– 7938, из которого следует, что Администрация отказывает предпринимателю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно ст. 10 Федерального закона от 24.07.2004 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Полагая, что оспариваемый отказ Администрации в предоставлении земельного участка нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности Жбенев Я.Н., заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Администрации не имелось оснований для удовлетворения заявления Жбенева Я.Н., поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка привело бы к нарушению порядка предоставления земельного участка, который принадлежит к категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляется гражданам и юридическим лицам на торгах с предварительным публичным информированием (ст. 10 Федерального закона от 24.07.2004 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). При этом суд указал, что данный способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных лиц, закрепленному в п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Жбенев Я.Н. в обоснование заявленных требований ссылался на то, что с заявлением к Главе Сысертского городского округа он обратился с целью предоставления ему земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом он указал, что предоставление такого земельного участка осуществляется на основании Федерального закона в„– 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не предусматривающего предоставление земель сельскохозяйственного назначения в порядке торгов.
Статьей 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" регламентирован порядок предоставления земельных участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления и обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 3, 4 ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия такого решения (п. 5 ст. 12 вышеназванного Закона).
Таким образом, ст. 12 Федерального закона в„– 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему номера 66:25:1307001:317.
Федеральный закон в„– 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет до подачи заявки.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата вынесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом требований, установленных Законом о государственном кадастре недвижимости. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержаться в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Таким образом, по смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации Закона о государственном кадастре недвижимости земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Согласно п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления заявок и принятия решений. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе для целей, не связанных со строительством утвержден решением Думы Сысертского городского округа от 28.01.2010 в„– 225.
Настоящий порядок предусматривает необходимость заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка, а также согласования в предоставлении земельного участка заявителю путем подготовки заключения либо совершения соответствующей записи на заявлении. В случае поступления двух и более заявлений о предоставлении земельного участка предоставление такого земельного участка осуществляется с проведением торгов в форме аукциона.
Для Сысертского городского округа, в числе прочих условий, учитывается также очередность желающих в предоставлении земельных участков (п. 7, 8 порядка предоставления земельных участков гражданам в Сысертском городском округе).Следовательно, то обстоятельство, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, не исключает возможности его предоставления без проведения торгов, но при условии соблюдения требования об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка для определенных нужд (применительно к п. *** ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.03.2015).
Если после публичного информирования поступило две и более заявок, то при заключении договора аренды применению подлежат правила, установленные п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение Администрации об отказе в предоставлении в аренду земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что поскольку не начата сама процедура по опубликованию сведений о предстоящем предоставлении земельного участка, Администрация не может считаться нарушившей требования закона о предоставлении участка единственному претенденту.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа судов первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявленных исковых требований.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права в их совокупности и не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.06.2015 по делу в„– А60-8173/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жбенева Якова Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ


------------------------------------------------------------------