Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.01.2016 N Ф09-10155/15 по делу N А50-3854/2015
Требование: О признании права собственности субъекта РФ на нежилое здание.
Обстоятельства: Уполномоченный орган указал, что передача части здания, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения, влечет невозможность функционирования переданного субъекту РФ учреждения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку избран ненадлежащий способ защиты права, который не приведет к восстановлению предполагаемых нарушенных прав, учреждение занимает только часть здания, уполномоченный орган не лишен возможности избрать другой способ защиты путем предъявления в ином порядке требования о передаче здания для осуществления своих полномочий.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. в„– Ф09-10155/15

Дело в„– А50-3854/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Семеновой З.Г., Татариновой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Гумеровой В.М., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Пермского края от 19.06.2015 по делу в„– А50-3854/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства - Фатавыева Ч.Н. (доверенность от 04.09.2015);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества) - Баев А.Н. (доверенность от 12.012.15);
федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" (далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае") - Иост Е.Ю. (доверенность от 19.01.2015).
Поступившее в адрес Арбитражного суда Уральского округа ходатайство ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Министерство обратилось в арбитражный суд с иском к ТУ Росимущества о признании права собственности Пермского края на 4-этажное нежилое здание (лит. А), общей площадью 2 299,5 кв. м, расположенное по адресу: 614010, г. Пермь, Свердловский район, ул. Маршрутная, д. 5.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Пермский краевой центр дезинфектологии" (далее - ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии"), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае".
Решением суда от 19.06.2015 (судья Антонова Е.Д.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (судьи Панькова Г.Л., Голубцова Ю.А., Семенов В.В.) решение суда оставлено без изменения.В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель считает, что суды пришли к необоснованному и противоречивому выводу о том, что для передачи имущества необходимо волеизъявление субъекта Российской Федерации в лице Росимущества или территориального управления, поскольку распоряжением от 05.05.2012 в„– 751-р "О передаче субъектам Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Роспотребнадзору" (далее - распоряжение в„– 751-р) Правительство Российской Федерации выразило свою волю на передачу в собственность Пермского края как ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", так и его имущества в соответствии с абз. 21 *** Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 122-ФЗ) и в силу п. 2 ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации. Министерство полагает, что предложение истца о передаче имущества и предоставление ответчику перечня документов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 в„– 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление в„– 374), не требовалось. По мнению заявителя, суды необоснованно пришли к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты.
В отзыве на кассационную жалобу ТУ Росимущества, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" в отзыве на кассационную жалобу просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от 31.12.1999 в„– 1268-р за ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" на праве оперативного управления зарегистрировано 4-этажное кирпичное здание Пермского областного центра дезинфектологии (лит. А), общая площадь 2 299,5 кв. м, со служебными строениями: 7 гаражей (лит. Г, Г1 - Г6), адрес: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Маршрутная, д. 5.
Правительством Российской Федерации 05.05.2012 издано распоряжение в„– 751-р, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации передало субъектам Российской Федерации федеральные бюджетные учреждения здравоохранения, подведомственные Роспотребнадзору, по перечню согласно Приложению.
Пунктом 2 указанного распоряжения Росимуществу предписано осуществить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества передаваемых в соответствии с данным распоряжением учреждений в собственность субъектов Российской Федерации.
В пункте 9 Перечня передаваемых в ведение субъектов Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Роспотребнадзору, указано ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", субъект Российской Федерации - Пермский край.
Приказом Роспотребнадзора от 18.12.2012 в„– 01/14473-12-27 "О передаче имущества учреждения дезинфекционного профиля в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации" согласована передача федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением.
Согласно приложению к приказу в качестве предлагаемого к передаче в собственность Пермского края объекта значится 4-этажное здание Пермского областного центра дезинфектологии (лит. А) общей площадью 2 299,5 кв. м.
Во исполнение распоряжения в„– 751-р Правительством Пермского края 23.01.2013 издано распоряжение в„– 17-рп "О принятии федерального имущества из федеральной собственности в государственную собственность Пермского края", согласно которому в государственную собственность Пермского края из федеральной собственности следует принять имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 5, переданное в ведение Пермского края.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия и Министерством здравоохранения Пермского края подписан акт приема-передачи федерального бюджетного учреждения здравоохранения согласно перечню.
Из перечня, являющегося приложением в„– 1 к акту, Министерством здравоохранения Пермского края принято ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", расположенное по адресу: г. Пермь, ул. Маршрутная, 5.
Указанный акт утвержден ТУ Росимущества 16.01.2014.
Во исполнение распоряжения в„– 751-р ТУ Росимущества 16.01.2014 издано распоряжение в„– 19-р "О безвозмездной передаче федерального бюджетного учреждения "Пермский краевой центр дезинфектологии" в собственность субъекта Российской Федерации - Пермский край", в соответствии с которым утвержден перечень имущества, находящегося в федеральной собственности и в оперативном управлении ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", безвозмездно передаваемого в собственность субъекта Российской Федерации - Пермского края.
Согласно перечню (приложение к распоряжению ТУ Росимущества от 16.01.2014 в„– 19-р) в собственность Пермского края передано 39 объектов недвижимого и движимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, в том числе несуществующий объект недвижимого имущества - нежилое помещение по адресу: 614000, г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 5, общей площадью 1 138,1 кв. м.
На основании распоряжения ТУ Росимущества от 03.05.2012 в„– 225-р "О прекращении права оперативного управления ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" в соответствии со ст. 120, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации из оперативного управления ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" изъяты нежилые помещения (лит. А, 3 этаж - номера на поэтажном плане в„– 1 - 26, 4 этаж - номера на поэтажном плане в„– 1 - 26), общей площадью 1 151,78 кв. м, расположенные по адресу: г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 5, на ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" возложена обязанность по передаче федерального имущества, указанного в пункте 1 названного распоряжения, в казну ТУ Росимущества в трехдневный срок с момента выхода настоящего распоряжения.Решением Арбитражного суда Пермского края от 04.07.2014 по делу в„– А50-6454/2014, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014, удовлетворены требования ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" к ТУ Росимущества о признании недействительной ничтожной сделки по изъятию из оперативного управления ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" нежилых помещений площадью 1 151,8 кв. м, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 5, оформленной распоряжением ТУ Росимущества от 03.05.2012 в„– 225-р.
Истец, указывая на то, что передача ТУ Росимущества не в полном объеме находящегося в оперативном управлении ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" 4-этажного здания по адресу: 614010, г. Пермь ул. Маршрутная, д. 5, общей площадью 2 299,5 кв. м, влечет невозможность функционирования ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", выполнения уставных задач, а также на то, что спорный объект принадлежал на праве оперативного управления учреждению при его передаче в ведение Пермского края, следовательно, объект перешел в собственность Пермского края, который, приняв имущество в составе имущественного комплекса ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", лишен возможности беспрепятственного осуществления всей полноты правомочий собственника имущества, обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно исходили из следующего.
Из пункта 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п. 2 ст. 300 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации установлен Законом в„– 122-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 в„– 374.
Как следует из ч. 11 ст. 154 Закона в„– 122-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 в„– 374, перераспределение имущества между федеральным уровнем и субъектом Российской Федерации производится в государственных интересах уполномоченными органами государственной власти.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 в„– 374 установлено, что предложения субъекта Российской Федерации и муниципального образования о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность и передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность направляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления.
Кроме того, необходимым в силу подп. "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 в„– 374 документом для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность является, в том числе согласие (письмо) федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесено, в том числе федеральное имущество, находящееся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у федерального предприятия или федерального учреждения соответственно.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 в„– 8-П и определении от 7.12.2006 в„– 542-О указал на то, что положения ч. 11 ст. 154 Закона в„– 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов.
В соответствии с п. 2 распоряжения в„– 751-р решение о передаче имущества поручено Росимуществу, действующему как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Во исполнение распоряжения в„– 751-р Правительством Пермского края издано распоряжение от 23.01.2013 в„– 17-рп "О принятии федерального имущества в государственную собственность Пермского края", в соответствии с которым принято в государственную собственность Пермского края из федеральной собственности имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии", расположенное по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 5, переданное в ведение Пермского края.
Из материалов дела следует, что спорный объект, как на момент издания распоряжения в„– 751-р, распоряжения ТУ Росимущества от 16.01.2014 в„– 19-р "О безвозмездной передаче федерального бюджетного учреждения "Пермский краевой центр дезинфектологии" в собственность субъекта Российской Федерации - Пермский край", так и в настоящее время закреплено на праве оперативного управления за ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" (свидетельство о государственной регистрации права от 03.07.2012 серия 59-БГ в„– 473659), указанное право учреждения на спорный объект не прекращалось.
Фактически до настоящего времени указанная часть нежилых помещений, расположенных в спорном здании в„– 5 по ул. Маршрутной, находится во владении федерального государственного учреждения, созданного органами государственной власти Российской Федерации, и используется им для реализации своих уставных задач, а именно, в данном нежилом помещении по адресу: г. Пермь, ул. Маршрутная, д. 5, располагается отдел эпидемиологии бюджетного учреждения, который состоит из следующих отделений: отделение антропонозных инфекций; отделение природно-очаговых, особо опасных и паразитарных заболеваний; отделение регистрации учета инфекционных заболеваний. Вышеперечисленные отделения осуществляют задачи и функции, которые определяет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации названы способы защиты гражданских прав.
Избранный заявителем способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения его требований должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Суды правомерно указали, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, который не приведет к восстановлению нарушенных, по его мнению, прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Так согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации в„– 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в„– 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" истец для признания права собственности должен доказать факт использования всего здания.
Поскольку ФБУЗ "Пермский краевой центр дезинфектологии" занимает только часть здания, истец не лишен возможности избрать другой способ защиты путем предъявления требования о передаче здания для осуществления своих полномочий в порядке ст. 154 Закона в„– 122-ФЗ, при рассмотрении таких требований в предмет доказывания входят иные обстоятельства.
Таким образом, суды правомерно отказали Министерству в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку судов и сводятся к несогласию с выводами, к которым пришли суды при рассмотрении исковых требований.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Пермского края от 19.06.2015 по делу в„– А50-3854/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
И.А.ТАТАРИНОВА


------------------------------------------------------------------