По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.01.2016 N Ф09-9790/15 по делу N А07-4333/2015
Требование: О признании незаконным решения налогового органа.
Обстоятельства: Начислены НДС, пени, штраф по мотиву неправомерного применения ставки 0 процентов при импорте лома и отходов цветных металлов с территории иностранного государства - участника Таможенного союза.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку, несмотря на отсутствие спорных товаров в перечне товаров, ввоз которых на территорию РФ освобожден от налогообложения, применение ставки 0 процентов является правомерным с учетом положений международных правовых актов и освобождения от налогообложения реализации аналогичных товаров на внутреннем рынке РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2016 г. в„– Ф09-9790/15
Дело в„– А07-4333/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дайва" (далее - общество, налогоплательщик) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу в„– А07-4333/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 31 по Республике Башкортостан - Диргамова Р.Г. (доверенность от 31.12.2015); общества - Билалов Р.З. (доверенность от 01.12.2015).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 31 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 28.10.2014 в„– 7262 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Самары.
Решением суда от 19.07.2015 (судья Чернышева С.Л.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Малышева М.Б.) решение суда отменено в части удовлетворения требований общества о признании незаконным оспариваемого решения инспекции, а также в части взыскания с инспекции в пользу общества судебных расходов по уплате госпошлины в размере 3000 руб. В удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным оспариваемого решения инспекции отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанное постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
По мнению налогоплательщика, поскольку с 01.01.2009 операции по реализации лома и отходов черных металлов на территории Российской Федерации не облагаются налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), общество правомерно применило ставку 0 процентов по НДС при ввозе лома и отходов цветных металлов с территории Республики Казахстан.
Возражая против доводов общества, инспекция ссылается на отмену оспариваемого решения инспекции вышестоящим налоговым органом, считает, что производство по делу подлежит прекращению.
В силу ч. 1 ч. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение контрактов, заключенных обществом (заказчиком) с поставщиками - ТОО "Асерком" (Казахстан) от 26.11.2013 в„– 26/2013; ТОО "ВОСТОККАЙМЕТ" (Казахстан) от 10.02.2014 в„– 07/2014, Актюбинским филиалом АО "КАЗВТОРЦВЕТМЕТ" (Казахстан) от 01.04.2014 в„– 14/2014; ТОО "КазМеталлПереработка" (Казахстан) от 17.02.2014 в„– 09/2014; ТОО "КазМеталлПереработка" (Казахстан) от 25.04.2014 в„– 15/2014; ТОО "Lead" (Казахстан) от 10.02.2014 в„– 08/2014; ТОО "РК Сталь" (Казахстан) от 24.10.2013 в„– 21/2013; ТОО "Сандра-Мет" (Казахстан) от 13.01.2014 в„– 03/2014; ТОО "СК "Восток" (Казахстан) от 09.01.2014 в„– 02/2014; ТОО "Три-А-металл" (Казахстан) от 09.12.2013 в„– 27/2013; ТОО "Цветмет-Норд" (Казахстан) от 24.10.2013 в„– 20/2013 обществом в апреле 2014 года на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан ввезены лом и отходы цветных металлов (лом алюминиевый, отходы медных сплавов и прочие отходы) на общую сумму 1 609 222 руб.
Обществом 19.05.2014 в налоговый орган представлена налоговая декларация по косвенным налогам при импорте товаров на таможенную территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза за апрель 2014 года, в которой отражен ввоз на территорию Российской Федерации лома и отходов цветных металлов на общую сумму 99 746 577 руб. с применением ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 0 процентов.
По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по косвенным налогам за апрель 2014 года инспекцией составлен акт от 12.09.2014 в„– 42657 и принято решение от 28.10.2014 в„– 7262 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, которым налогоплательщику доначислен НДС в сумме 17 954 384 руб., начислены пени по НДС по состоянию на 28.10.2014 в сумме 740 618 руб. 34 коп., а также общество привлечено к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 3 590 876 руб. 80 коп.
Основанием для доначисления указанных сумм налога послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом ставки 0 процентов по НДС при импорте лома и отходов цветных металлов на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан. В рассматриваемом случае, по мнению инспекции, исчисление НДС должно производиться по ставке 18 процентов в соответствии с п. 3 ст. 164 Кодекса.
Названное решение обжаловано налогоплательщиком в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан от 05.02.2015 в„– 30/17 решение инспекции утверждено.
Несогласие с указанной позицией налоговых органов послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о правомерном применении обществом ставки 0 процентов по НДС при ввозе лома и отходов цветных металлов на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований исходил из того, что перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению, поименован в статье 150 Кодекса. Поскольку в указанном перечне лом и отходы цветных металлов отсутствуют, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в соответствии с условиями действовавшего в рассматриваемый налоговый период Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (далее - Соглашение) НДС при импорте указанного товара подлежит уплате с применением ставки 18 процентов по месту учета его собственника.
Согласно статье 177 Кодекса сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются главой 21 Кодекса с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Статьей 7 Кодекса определено, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем определенные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В статье 3 Соглашения закреплены принципы взимания косвенных налогов при импорте товаров в Таможенном союзе, согласно которым при импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Аналогичные положения закреплены и в статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).
Указанные принципы взимания косвенных налогов во взаимной торговле стран - участников Таможенного союза нашли свое развитие и в статье 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, согласно которой суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.
Подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрено, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Анализ вышеприведенных положений налогового законодательства Российской Федерации и международных соглашений дает основания полагать, что применение ставки 18 процентов к товарам, импортированным с территории стран - участниц Таможенного союза при условии освобождения от налога на добавленную стоимость оборота идентичных товаров на территории Российской Федерации, вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным рыночным условиям на товарном рынке стран - участниц Таможенного союза.
Иной подход, приведенный налоговым органом и поддержанный апелляционным судом, не согласуется также и с принципами, закрепленными в статье 3 Кодекса, не допускающими установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Таким образом, приведенные выше нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о порядке налогообложения при импорте товаров с территорий стран - участниц Таможенного союза, не только положений статьи 150 Кодекса, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) при их ввозе на территорию Российской Федерации независимо от страны происхождения товаров, но и статьи 149 Кодекса, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2015 в„– 309-КГ15-11310.
Отмена обжалуемого решения на момент рассмотрения кассационной жалобы не является основанием для прекращения производства по делу.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу в„– А07-4333/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить, решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.07.2015 оставить в силе.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 31 по Республике Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Дайва" в возмещение государственной пошлины 1500 (одна тысяча пятьсот) руб., уплаченных при подаче кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ
------------------------------------------------------------------