Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.01.2016 N Ф09-10823/15 по делу N А76-8621/2015
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об отчуждении арендуемого имущества.
Обстоятельства: Общество указало на непринятие решения по его заявлению о приватизации муниципального имущества.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку поданное обществом заявление в установленный срок по существу не рассмотрено, предусмотренные законом действия не совершены .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. в„– Ф09-10823/15

Дело в„– А76-8621/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Рябовой С.Э., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.07.2015 по делу в„– А76-8621/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Комтранссервис" (далее - общество "Комтранссервис") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии решения об отчуждении заявителю арендуемого имущества.
В порядке, предусмотренном ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Копейского городского округа Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.07.2015 (судья Мрез И.В.) исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие управления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления общества "Комтранссервис" от 19.02.2015, на управление возложена обязанность рассмотреть по существу заявление общества "Комтранссервис" от 19.02.2015 в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 (судьи Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда первой инстанции от 08.07.2015 оставлено без изменения, апелляционная жалоба управления - без удовлетворения.
Управление обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.07.2015 и постановление суда апелляционной инстанции от 21.09.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель указывает на отсутствие бездействия с его стороны, отмечая, что на все обращения общества "Комтранссервис" были своевременно направлены ответы. Управление полагает, что рассмотреть заявление общества "Комтранссервис" от 19.02.2015 по существу не представлялось возможным ввиду отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Комтранссервис" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ) регулируются особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности и государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Условия, предоставляющие субъектам малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности преимущественное право на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрены ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 в„– 144-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", действующей на момент обращения общества "Комтранссервис" с заявлением о выкупе арендуемого имущества).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 указанного Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 данного Федерального закона перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
На основании ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Согласно п. 11, 13 Положения об Управлении по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 25.01.2012 в„– 458-МО, полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом муниципального образования "Копейский городской округ" осуществляет Управление по имуществу и земельным отношениям.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что управление (арендодатель) и общество "Комтранссервис" (арендатор) заключили договор о передаче в аренду имущества муниципальной казны Копейского городского округа от 01.02.2009 в„– 48/1-09, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты недвижимости и движимое имущество муниципальной казны Копейского городского округа в составе, указанном в приложениях в„– 1, в„– 2, в„– 3 к указанному договору, являющихся его неотъемлемой частью, предназначенные для санитарной очистки и механизированной уборки на территории Копейского городского округа, в том числе: здание гаража площадью 1989,6 м2; здание АКБ площадью 1130,9 м2; здание теплой стоянки площадью 1007,9 м2; здание сварочного цеха площадью 177,8 м2; мойка для автомобилей площадью 198,9 м2; пост диагностики площадью 89,5 м2; пристрой к ремонтной зоне площадью 558 м2, - расположенные по адресу: г. Копейск, ул. Кемеровская, 20, сроком с 01.02.2009 по 31.12.2009.
Указанные объекты переданы обществу "Комтранссервис" по акту приема-передачи от 01.02.2009.
Между управлением (арендодатель) и обществом "Комтранссервис" (арендатор) заключен договор о передаче в аренду имущества муниципальной казны Копейского городского округа от 31.12.2009 в„– 48/35-09, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты недвижимости и движимое имущество муниципальной казны Копейского городского округа в составе, указанном в приложениях в„– 1, в„– 2, в„– 3 к указанному договору, являющихся его неотъемлемой частью, предназначенные для санитарной очистки и механизированной уборки на территории Копейского городского округа, в том числе: здание гаража площадью 1989,6 м2; здание АКБ площадью 1130,9 м2; здание теплой стоянки площадью 1007,9 м2; здание сварочного цеха площадью 177,8 м2; мойка для автомобилей площадью 198,9 м2; пост диагностики площадью 89,5 м2; пристрой к ремонтной зоне площадью 558 м2, - расположенные по адресу: г. Копейск, ул. Кемеровская, 20, сроком с 31.12.2009 по 31.12.2010.
Перечисленные объекты переданы обществу "Комтранссервис" по акту приема-передачи от 31.12.2009.
Управление (арендодатель) и общество "Комтранссервис" (арендатор) заключили договор аренды муниципального имущества от 06.06.2013 в„– 48/13, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование объекты недвижимости и движимое муниципальное имущество в составе, указанном в приложении в„– 1 к данному договору, являющемся его неотъемлемой частью, предназначенные для санитарной очистки и механизированной уборки на территории Копейского городского округа, в том числе: нежилое здание гаража (литер ББ2) площадью 1989,6 м2; здание АКБ (литер А) площадью 1130,9 м2; нежилое здание теплой стоянки (литер ММ1) площадью 1007,9 м2; здание сварочного цеха площадью 177,8 м2; мойка для автомобилей площадью 198,9 м2; пост диагностики площадью 89,5 м2; пристрой к ремонтной зоне (литер Б1Б3) площадью 558 м2, - расположенные по адресу: г. Копейск, ул. Кемеровская, 20, сроком с 06.06.2013 по 06.05.2014.
Указанные объекты переданы обществу "Комтранссервис" по акту приема-передачи от 06.06.2013.
Общество "Комтранссервис" 19.02.2015 обратилось в управление с заявлением о разрешении приобрести арендуемый земельный участок и помещения, расположенные по адресу: ул. Кемеровская, 20, указав на наличие у него преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ.
Также 03.03.2015 общество "Комтранссервис" обратилось в управление с заявлением от 02.03.2015, выразив просьбу указать дату подготовки документов для дальнейшего выкупа имущественного комплекса, расположенного по адресу: ул. Кемеровская, 20.
В письме от 02.03.2015 в„– 3447-м управление сообщило, что в настоящее время им сданы документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области для регистрации права муниципальной собственности на арендуемые объекты недвижимости. Вопрос о включении указанного имущества в программу приватизации и продажи будет решен после регистрации права муниципальной собственности.
Общество "Комтранссервис" 30.03.2015 обратилось в управление с заявлением от 27.03.2015, повторно выразило просьбу указать точную дату подготовки документов для выкупа имущественного комплекса, арендуемого обществом "Комтранссервис" с 01.04.2002.
В письме от 03.04.2015 в„– 5992-м управление повторно сообщило о том, что в настоящее время им проводятся работы по регистрации права муниципальной собственности на арендуемые объекты недвижимости; в связи с тем, что решение о регистрации права либо отказе в регистрации права принимается специалистами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, указать точные сроки получения свидетельства о государственной регистрации не представляется возможным.
Исследовав и оценив представленные в материалы документы в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно: заключенные между обществом "Комтранссервис" и управлением договор о передаче в аренду имущества муниципальной казны Копейского городского округа от 01.02.2009 в„– 48/1-09, договор о передаче в аренду имущества муниципальной казны Копейского городского округа от 31.12.2009 в„– 48/35-09, договор аренды муниципального имущества от 06.06.2013 в„– 48/13, поданные обществом "Комтранссервис" в управление заявления от 19.02.2015, от 02.03.2015, от 27.03.2015, письма управления от 02.03.2015 в„– 3447-м, от 03.04.2015 в„– 5992-м, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что поданное в управление обществом "Комтранссервис" заявление от 19.02.2015 по существу заинтересованным лицом не рассмотрено, действия, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 в„– 159-ФЗ, в установленные законом сроки не совершены.
В судебных актах отмечено, что право собственности муниципального образования "Копейский городской округ" на спорные объекты зарегистрировано в мае 2015 года, но по состоянию на момент рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций настоящего дела решение по существу обращения заявителя о намерении реализовать преимущественное право на выкуп арендуемых объектов заинтересованным лицом принято не было.
При таких обстоятельствах суды правомерно пришли к выводу о том, что управление фактически уклонилось от рассмотрения по существу поданного обществом заявления, не приняв мотивированного решения о его удовлетворении или об отказе, вследствие чего обоснованно признали незаконным бездействие управления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления общества "Комтранссервис" от 19.02.2015, возложив на заинтересованное лицо обязанность рассмотреть данное заявление по существу в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.07.2015 по делу в„– А76-8621/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления по имуществу и земельным отношениям Администрации Копейского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА


------------------------------------------------------------------