По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.04.2016 N Ф09-2782/16 по делу N А71-5708/2015
Требование: О признании незаконным отказа в пересмотре условий и продлении срока действия лицензии на право пользования недрами, недействительным распоряжения о прекращении права, устранении нарушения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован невыполнением лицензиатом условий пользования недрами и условий лицензии, право прекращено по истечении срока ее действия.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как наличие нарушений, послуживших основанием для вынесения спорных актов, подтверждено, у лицензиата отсутствовали согласованные проект разработки месторождения, условия проведения горных работ в пределах водного объекта и уточненные границы горного отвода, срок на обжалование оспариваемого отказа пропущен без уважительных причин.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Удмуртской Республики
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2016 г. в„– Ф09-2782/16
Дело в„– А71-5708/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Ященок Т.П., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества "Речной порт Сарапул" (ИНН: 1827018020, ОГРН: 1021800995798, далее - общество) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.10.2015 по делу в„– А71-5708/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Носкова Е.В. (доверенность от 09.03.2016);
Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (ИНН: 1831044305, ОГРН: 1021801162679, далее - министерство) - Русских Л.Н. (доверенность от 08.04.2016 в„– 109).
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к министерству о признании незаконным отказа в продлении срока действия лицензии на право пользования недрами от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ, выраженного в распоряжении от 29.01.2015 в„– 30, устранении допущенного нарушения, а также о признании недействительным распоряжения министерства от 12.02.2015 в„– 44 о прекращении права пользования недрами по истечении срока действия лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.10.2015 (судья Калинин Е.В.) в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными действий министерства в пересмотре условий лицензии на право пользования недрами от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ отказано. В удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконным распоряжения министерства от 16 12.02.2015 в„– 44 о прекращении права пользования недрами на месторождении Зеленое в городе Сарапуле, предоставленного обществу по лицензии на право пользования недрами от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ, по истечении установленного срока действия лицензии отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 (судьи Муравьева Е.Ю., Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами положений Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 27.08.2012 в„– 379 (далее - Порядок предоставления в пользование участков недр местного значения), Административного регламента Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики по предоставлению государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 24.04.2013 в„– 48 (далее - Административный регламент), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества, факт нарушения пользователем недр условий лицензии может быть установлен уполномоченными органами при проведении соответствующих контрольных мероприятий в предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке. Общество полагает, что факт нарушения пользователем недр порядка ведения работ, связанных с пользованием недрами, может быть установлен лишь в результате контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с требованиями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием нормами, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.12.2012 в„– 712. Общество отмечает, что отсутствие сроков уточнения границ горного отвода, а также доказательств того, что общество разрабатывало месторождение при отсутствии уточненных границ горного отвода, условий лицензии не нарушает. Общество полагает ошибочными выводы судов о неуважительности причин пропуска срока оспаривания действий министерства в пересмотре условий лицензии на право пользования недрами в части продления срока ее действия
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30.12.2014 общество обратилось в министерство с заявлением о пересмотре условий лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ на право пользования недрами - добычу песчано-гравийной смеси на месторождении "Зеленое" в районе г. Сарапул и острова Зеленый в долине р. Кама, в части продления срока действия лицензии.
Протоколом заседания экспертной рабочей группы от 29.01.2015 в„– 2 в удовлетворении заявления общества отказано на основании подп. 2 п. 66 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения, в частности по причине невыполнение обществом требований абз. 1, 4 п. 5.2 ст. 5 контракта от 25.04.2003 в„– ТЭ-355/2013 об установлении пользования участком недр с целью добычи песчано-гравийной смеси на территории города Сарапул Удмуртской Республики, являющегося приложением в„– 5 к лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ: отсутствие согласованной в установленном порядке проектной документации, составленной до начала разработки месторождения, отсутствие согласованных в установленном порядке условий проведения горных работ в пределах водного объекта, а также по причине невыполнение условий пользования недрами, установленных п. 4.2 ст. 4 контракта от 25.04.2003 в„– ТЭ-355/2013, ч. 1 ст. 7 Закона о недрах (отсутствуют уточненные границы горного отвода).
Отказ в продлении срока действия лицензии послужил основанием для вынесения министерством распоряжения от 29.01.2015 в„– 30.
Министерством в адрес общества направлено письмо от 03.02.2015 в„– 01-12/401 об отказе в пересмотре условий лицензии с указанием оснований отказа.
Министерством 12.02.2015 вынесено касающееся общества распоряжение в„– 44 о прекращении права пользования недрами на месторождении "Зеленое" в г. Сарапул по истечении срока действия лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ.
Считая отказ в продлении срока действия лицензии на право пользования недрами от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ, выраженный в распоряжении от 29.01.2015 в„– 30, незаконным, а распоряжения министерства от 12.02.2015 в„– 44 о прекращении права пользования недрами по истечении срока действия лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ недействительным, нарушающими его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. При этом общество просит допущенные нарушения устранить.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых действий министерства в пересмотре условий лицензии на право пользования недрами от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ, распоряжения министерства от 16 12.02.2015 в„– 44 о прекращении права пользования недрами на месторождении Зеленое в городе Сарапуле, предоставленного обществу по лицензии на право пользования недрами от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ, по истечении установленного срока действия лицензии, требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из содержания ст. 20 Закона о недрах следует, что право пользования недрами прекращается, в частности по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 25.07.2012 в„– 46-РЗ "О порядке предоставления права пользования участками недр местного значения" порядок оформления (переоформления), государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения и пересмотра ее условий, порядок рассмотрения иных вопросов, связанных с предоставлением права пользования участками недр местного значения, а также порядок пользования участками недр местного значения определяются Правительством Удмуртской Республики в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 57 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения предусмотрено, что заявка на пересмотр условий лицензии подписывается пользователем недр или его уполномоченным лицом, подается в специально уполномоченный орган.
В п. 58 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения перечислены требования к содержанию заявки на пересмотр условий лицензии, в п. 59 - прилагаемые к заявке сведения и документы.
На основании п. 61 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения пользователь недр вправе представить иные документы, которые, по его мнению, имеют значение для обоснования пересмотра условий лицензии.
Пунктом 66 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения предусмотрено, что основанием для отказа в пересмотре условий лицензии является представление заявителем документов с нарушением требований п. 58, 59 названного Порядка.
В силу п. 69 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения в случаях и в порядке, установленных законодательством, специально уполномоченный орган вправе принять решение о прекращении, приостановлении, переоформлении или ограничении права пользования недрами.
Аналогичные требования предоставления права пользования участками недр местного значения содержатся в Административном регламенте.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что экспертной рабочей группой по результатам рассмотрения заявки общества на пересмотр условий лицензии на право пользования недрами в соответствии с п. 63 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения и п. 173 Административного регламента принято решение об отказе в пересмотре условий лицензии в части продления срока действия лицензии, выданной с целью добычи песчано-гравийной смеси на месторождении Зеленое в г. Сарапул Удмуртской Республики, на основании чего вынесено соответствующее распоряжение от 29.01.2015 в„– 30.
Рассмотрев представленные обществом документы, экспертная рабочая группа установила, что общество не выполнило установленные контрактом от 25.04.2003 в„– ТЭ-355/2003-2011 условия к лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ, а также замечания, изложенные в протоколе в„– 28, в частности, не выполнило требования абз. 1, 4 п. 5.2 ст. 5 контракта от 25.04.2003 в„– ТЭ-355/2013 об установлении пользования участком недр с целью добычи песчано-гравийной смеси на территории города Сарапул Удмуртской Республики, являющегося приложением в„– 5 к лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ, в частности отсутствует согласованная в установленном порядке проектная документация, составленная до начала разработки месторождения, отсутствуют согласованные в установленном порядке условия проведения горных работ в пределах водного объекта, а также не выполнены условия пользования недрами, установленные п. 4.2 ст. 4 контракта от 25.04.2003 в„– ТЭ-355/2013, ч. 1 ст. 7 Закона о недрах (отсутствуют уточненные границы горного отвода).
Министерство письмом от 03.02.2015 в„– 01-12/0401 уведомило общество о принятом решении с приложением копии распоряжения от 29.01.2015 в„– 30 в соответствии с п. 67 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения.
Министерством на основании п. 69 Порядка предоставления в пользование участков недр местного значения 12.02.2015 вынесено распоряжение в„– 44 о прекращении права пользования обществом недрами на спорном месторождении по лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ по истечении установленного срока действия.
Судами при рассмотрении спора дана оценка отсутствию у общества согласованного технического проекта разработки полезных ископаемых месторождения "Зеленое", условий проведения горных работ в пределах водного объекта, а также уточненных границ горного отвода.
Судами также приняты во внимание имеющие преюдициальное значение для данного конкретного спора судебные акты по делу в„– А71-4720/2015 Арбитражного суда Удмуртской Республики об оспаривании действий министерства по отказу в согласовании проектной документации на разработку спорного месторождения, содержащие выводы относительно невыполнение обществом условий лицензии, в частности, предусмотренного п. 5 лицензии (контракт от 25.04.2003 в„– ТЭ-355/2003-2011), в части отсутствия согласованной в установленном порядке проектной документации.
Правильно применив указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды при рассмотрении спора сделали правомерный вывод о доказанности материалами дела наличия нарушений, послуживших основанием для отказа в пересмотре условий лицензии от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ и вынесения решения о прекращении права пользования недрами.
При таких обстоятельствах суды, сделав обоснованный вывод о соответствии оспариваемых действий министерства в пересмотре условий лицензии на право пользования недрами от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ, распоряжения министерства от 16 12.02.2015 в„– 44 о прекращении права пользования недрами на месторождении Зеленое в городе Сарапуле, предоставленного обществу по лицензии на право пользования недрами от 03.11.2003 серии ИЖВ в„– 00671 ТЭ по истечении установленного срока действия лицензии, требованиям действующего законодательства, правильно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что факт нарушения пользователем недр условий лицензии может быть установлен уполномоченными органами при проведении соответствующих контрольных мероприятий в предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 в„– 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" порядке, была предметом рассмотрения судами, отклонившими ее как основанную на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам данного конкретного спора.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что факт нарушения пользователем недр порядка ведения работ, связанных с пользованием недрами, может быть установлен лишь в результате контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в соответствии с требованиями Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием нормами, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.12.2012 в„– 712, подлежит отклонению, поскольку также основана на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам данного конкретного спора.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на ошибочность вывода судов о неуважительности причин пропуска срока оспаривания действий министерства в пересмотре условий лицензии на право пользования недрами в части продления срока ее действия подлежит отклонению.
Суды при рассмотрении спора с учетом положений ч. 2 ст. 117, ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 в„– 367-О, а также установленных по дел фактических обстоятельств в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, сделав вывод о наличии основания для признания указанных обществом причин пропуска срока на оспаривание неуважительными, правильно отказали в восстановлении пропущенного обществом срока на оспаривание ненормативного правового акта.
При этом судами отмечено, что пропуск срока на обжалование при отсутствии уважительных причин для его восстановления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на то, что отсутствие сроков уточнения границ горного отвода, а также доказательств того, что общество разрабатывало месторождение при отсутствии уточненных границ горного отвода, условий лицензии не нарушает, подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для взыскания с министерства в пользу общества расходов по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.10.2015 по делу в„– А71-5708/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Речной порт "Сарапул" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
Т.П.ЯЩЕНОК
Е.А.КРАВЦОВА
------------------------------------------------------------------