По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.04.2016 N Ф09-1847/16 по делу N А50-10977/2015
Требование: Об изменении условий договора аренды лесных участков.
Обстоятельства: Между арендодателем и арендатором возникли разногласия по поводу размера арендной платы. Встречное требование: О признании недействительным пункта договора, изложении данного пункта в редакции, предложенной арендатором.
Решение: 1) Основное требование удовлетворено, поскольку заявленные арендодателем требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик арендуемых лесных участков и направлены на приведение размера арендной платы в соответствие с нормативными актами; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, поскольку предложенный арендатором способ определения размера арендной платы противоречит законодательству.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2016 г. в„– Ф09-1847/16
Дело в„– А50-10977/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Рябовой С.Э., Сулейменовой Т.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3" (далее - общество "Капитал-3") на решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2015 по делу в„– А50-10977/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя министерства. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Капитал-3" - Комиссаров А.А. (доверенность от 01.07.2015).
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу "Капитал-3" об изменении условий договора аренды лесного участка от 25.12.2009 в„– 439.
Общество "Капитал-3" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с встречным заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к министерству о признании недействительным (ничтожным) п. 7 договора от 25.12.2009 в„– 439 аренды лесного участка в действующей редакции и изменении условий путем изложения п. 7 в следующей редакции: "размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, который определяется на основании лесных деклараций, подаваемых арендатором".
Решением суда от 10.09.2015 (судья Вавилова Н.В.) исковые требования министерства удовлетворены. В договор аренды лесного участка от 25.12.2009 в„– 439 внесены изменения с изложением п. 4 в следующей редакции:
"4. Арендатору передаются лесные участки для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов:
4.1. По лесному участку в„– 1 (Горнозаводское лесничество): всего 73,52 тыс. кбм., в том числе 24,28 тыс. кбм. по хвойному хозяйству;
4.2. По лесному участку в„– 2 (Кизеловское лесничество): всего 34,9 тыс. кбм., в том числе 19,8 тыс. кбм. по хвойному хозяйству;
4.3. По лесному участку в„– 3 (Чусовское лесничество): всего 165,24 тыс. кбм., в том числе 75,76 тыс. кбм. по хвойному хозяйству;
4.4. По лесному участку в„– 4 (Комарихинское лесничество): всего 38,37 тыс. кбм., в том числе 11,68 тыс. кбм. по хвойному хозяйству;
4.5. По лесному участку в„– 5 (Лысьвенское лесничество): всего 158,77 тыс. кбм., в том числе 64,45 тыс. кбм. по хвойному хозяйству.",
пункт 7 изложен в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 и составляет:
- по лесному участку в„– 1 (Горнозаводское лесничество): в сумме 5 500 703 руб. в год;
- по лесному участку в„– 2 (Кизеловское лесничество): в сумме 3 228 335 руб. в год;
- по лесному участку в„– 3 (Чусовское лесничество): в сумме 10 460 281 руб. в год;
- по лесному участку в„– 4 (Комарихинское лесничество): в сумме 1 264 165 руб. в год;
- по лесному участку в„– 5 (Лысьвенское лесничество): в сумме 15 479 882 руб. в год.
При расчете арендной платы применен коэффициент 0,5 к ставке платы за единицу объема лесных ресурсов, находящегося в федеральной собственности. Указанный коэффициент применяется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта - 3 года 7 месяцев, с момента заключения договора".
В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.12.2015 (судьи Васильева Е.В., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Капитал-3" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель оспаривает вывод судов о том, что расчет арендной платы выполнен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310), как противоречащий фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
По мнению заявителя, судами не учтено, что расчет размера арендной платы за 2015 г., предоставленный министерством, противоречит положениям п. 2 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 и не учитывает показатели, которые существенным образом влияют на размер арендной платы. Заявитель полагает, что размер арендной платы может быть увеличен или уменьшен пропорционально изменению фактического объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
По мнению заявителя, отказывая в удовлетворении встречных требований общества "Капитал-3", суды не учли, что указанный в договоре размер арендной платы, противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку не зависит от фактического объема изъятых лесных ресурсов.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Положениями ч. 2 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды участка лесного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Согласно ч. 4 ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Согласно ч. 2.1 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310.
В соответствии с п. 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 25.12.2009 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "Капитал-3" (арендатор) заключен договор аренды в„– 439, по условиям которого арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование: лесной участок в„– 1 (категории - земли лесного фонда) площадью 60 102,4 га, расположенный по адресу: Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Горнозаводское лесничество; лесной участок в„– 2 площадью 30 420,90 га, расположенный по адресу: Пермский край, Губахинский муниципальный район, Кизеловское лесничество; лесной участок в„– 3 площадью 114 734 га, расположенный по адресу: Пермский край, Чусовской муниципальный район, Чусовское лесничество; лесной участок в„– 4 площадью 79 119,3 га, расположенный по адресу: Пермский край, Лысьвенский, Березовский, Горнозаводский муниципальный район, Лысьвенское лесничество; лесной участок в„– 5 площадью 22 094,2 га, расположенный по адресу: Пермский край, Чусовской муниципальный район, Комарихинское лесничество - с указанием участковых лесничеств, выделов и кварталов.
Указанный договор заключен на основании инвестиционного проекта, заявленные требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик лесных участков, в этой связи, по аналогии с договорами, заключенными на основании аукционов, суды признали, что спор об изменении условий договора аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом.
Сторонами подписаны схема расположения и границы лесного участка (приложение в„– 1 к договору), характеристики лесного участка (приложение в„– 2).
Пунктом 4 договора предусмотрено, что участки переданы для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 499,1 тыс. м3, в том числе 205,4 тыс. м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов определяется Проектом освоения лесов.
Арендная плата рассчитана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310 и составляет 11 248 957 руб.
При расчете арендной платы применен коэффициент 0,5 к ставке платы за единицу объема лесных ресурсов, находящегося в федеральной собственности.
Указанный коэффициент применялся в течение срока окупаемости инвестиционного проекта - 3 года 7 месяцев, с момента заключения договора (п. 7 договора).
В соответствии с п. 7.1 договора размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.
Срок действия договора - с 25.12.2009 по 24.12.2058 (п. 21 договора).
Договор заключен сторонами на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 09.10.2009 в„– 917.
Лесные участки приняты арендатором по акту приема-передачи от 25.12.2009.
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду заявителю для заготовки древесины, на территории Пермского лесничества" (далее - Проекты) выданы положительные заключения, утвержденные приказом министерства:
- на территории Горнозаводского лесничества от 02.04.2010 в„– СЭД-30-01-03-87;
- на территории Кизеловского лесничества от 19.03.2010 в„– СЭД-30-01-03-69;
- на территории Чусовского лесничества от 19.03.2010 в„– СЭД-3001-03-69;
- на территории Комарихинского лесничества от 02.04.2010 в„– СЭД-30-01-03-87;
- на территории Лысьвенского лесничества от 29.03.2010 в„– СЭД-30-01-03-76.
Согласно представленным министерством расчетам проектами определены следующие объемы использования лесов: по лесному участку в„– 1 - 73,52 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 24,28 тыс. м3; лесному участку в„– 2 - 34,9 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 19,8 тыс. м3; лесному участку в„– 3 - 165,24 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 75,76 тыс. м3; лесному участку в„– 4 - 38,37 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 11,68 тыс. м3; лесному участку в„– 5 - 158,77 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 64,45 тыс. м3.
В связи с указанными объемами лесов определен размер арендной платы, который составил 5 500 703 руб., 3 228 335 руб., 10 460 281 руб., 1 264 165 руб., 15 479 882 руб., соответственно.
Судами установлено, что согласно проекта освоения лесов, получившего положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы, лесной участок, переданный обществу "Капитал-3" в аренду, за период действия договора претерпел существенное изменение количественных и качественных характеристик, что не может не отразиться на существенных условиях заключенного договора аренды, таких как годовой объем использования лесов и размер арендной платы.
Согласно приказу министерства от 20.09.2013 в„– СЭД-30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей", действовавшему до 01.07.2015, разработана методика расчета арендной платы по договорам аренды лесных участков (Приложение 21).
В соответствии с п. 2.2 Приложения 21 к приказу объем изъятия лесных ресурсов устанавливается Проектом освоения лесов. В случае несоответствия объемов заготовки, размер арендной платы, установленный договором аренды, подлежит корректировке в соответствии с Проектом освоения лесов.
Аналогичные нормы предусмотрены приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 01.07.2015 в„– СЭД-30-01-02-803 "Об утверждении Порядка взаимодействия".
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что заявленные министерством требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик арендуемых обществом "Капитал-3" лесных участков и направлены на приведение размера арендной платы в соответствие с приказом министерства от 20.09.2013 в„– СЭД-30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей", с 01.07.2015 - приказа министерства от 01.07.2015 в„– СЭД-30-01-02-803 "Об утверждении Порядка взаимодействия".
Учитывая изложенное и приняв во внимание, что расчеты арендной платы выполнены министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310, сведения о количественных и качественных характеристиках, об объемах заготовки древесины, расчетах арендной платы содержатся в заключении на Проект освоения лесов, утвержденном экспертной комиссией, представленные министерством данные по объемам использования лесов и по расчетам обществом "Капитал-3" не оспаривались, суды обоснованно удовлетворили заявленные министерством требования.
Также, руководствуясь положениями ст. 73, 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 в„– 310, суды обоснованно отклонили доводы общества "Капитал-3" о том, что объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке должен определяться на основании лесных деклараций, подаваемых арендатором, следовательно, арендная плата должна исчисляться исходя из фактического объема изъятых лесных ресурсов.
Учитывая изложенное, следует признать, что суды обоснованно отказали в удовлетворении встречных требований общества "Капитал-3"
Фактические обстоятельства дела судам первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества "Капитал-3", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для их непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 10.09.2015 по делу в„– А50-10977/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал-3" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
С.Э.РЯБОВА
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
------------------------------------------------------------------