Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.04.2016 N Ф09-2732/16 по делу N А76-20086/2015
Требование: О признании незаконным бездействия регистрирующего органа, об устранении нарушения.
Обстоятельства: Общество полагало, что невнесение на основании уведомления изменений в реестр лицензий региона нарушает его права.
Решение: Требование удовлетворено, так как в действовавшей на момент подачи уведомления редакции ЖК РФ не была предусмотрена обязанность совместно с представлением сведений о заключении договора управления многоквартирным домом направлять в орган жилищного надзора какие-либо документы для внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, представления уведомления было достаточно, при этом изменения не внесены, что создало препятствия предпринимательской деятельности общества.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. в„– Ф09-2732/16

Дело в„– А76-20086/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного Управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (ИНН: 7451374918, ОГРН: 1147451012400; далее - инспекция, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2015 по делу в„– А76-20086/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Доверие+3" (далее - заявитель, общество, управляющая компания) - Яшкевич С.М. (доверенность от 16.06.2015 в„– 37/+3).
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции по невнесению изменений в реестр лицензий Челябинской области в части включения в него многоквартирных домов и об устранении нарушения, путем обязания инспекции в трехдневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу внести изменения в реестр лицензий Челябинской области в части включения в него многоквартирных домов, которым управляет общество.
Решением суда от 21.10.2015 (судья Шайхутдинов Е.М.) требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 (судьи Малышев М.Б., Плаксина Н.Г., Арямов А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Инспекция отмечает следующие обстоятельства.
При рассмотрении уведомления общества от 29.06.2015 в„– 488/+3 о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Челябинской области, поступившего в инспекцию (от 09.06.2015 вх. в„– 3663-В) установлено, что доказательств, подтверждающих заключение обществом договоров управления многоквартирными домами в порядке, предусмотренном ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представлено. По результатам рассмотрения уведомления общества о заключении договоров управления многоквартирными домами от 05.06.2015 исх. 428/+3 (от 09.06.2015 вх. в„– 3663-В) инспекцией подготовлено письмо от 07.07.2015 в„– 11419 в адрес общества с указанием перечня документов, предоставление которых необходимо для рассмотрения вопроса о включении многоквартирных домов в реестр лицензий Челябинской области. Факт направления указанного письма в адрес общества подтверждается реестром почтовых отправлений от 08.07.2015, имеется печать Почты России, а также вручено представителю юридического лица Яшкевичу С.М. лично на руки. В рамках осуществления систематического наблюдения и анализа информации инспекцией 15.07.2015 исследована информация, размещенная обществом на сайте www.reformagkh.ru, из которой установлено, что на данном сайте в отношении многоквартирных домов, указанных в уведомлении общества от 05.06.2015 в„– 428/+3, размещена информация о дате заключения договора управления многоквартирными домами и прикреплены (прямая активная ссылка) договоры управления многоквартирными домами. Данные документы добавлены обществом 03.06.2015. Следовательно, в момент направления уведомления обществом от 05.06.2015 в„– 428/+3 (от 09.06.2015 вх. в„– 3664-В) договоры управления многоквартирными домами размещены на сайте www.reformagkh.ru, а, следовательно, должны были быть представлены в адрес инспекции копии договоров управления многоквартирными домами, заключенные в порядке, предусмотренном ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также письмом от 05.08.2015 в„– 24430-АЧ/04 Минстроем России даны разъяснения по вопросу ведения реестров лицензий субъектов Российской Федерации. По мнению Минстроя России при обращении лицензиата о включении многоквартирных домов в реестр лицензий, к заявлению должны быть приложены копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, копия договора управления, подписанного в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, что общество имеет лицензию в„– 0185, выданную 09.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общество 09.06.2015 обратилось в инспекцию с уведомлением от 05.06.2015 в„– 428/+3 о внесении сведений о многоквартирных домах, в отношении которых заключены договоры управления, в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Обществом повторно, 30.06.2015 подало уведомление - от 29.06.2015 в„– 488/+3, со ссылкой на ранее поданное уведомление от 05.06.2015 в„– 428/+3, о необходимости внесения сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Челябинской области.
Общество 03.07.2015 дополнительно подало заявление в„– 502/+3 о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Челябинской области с приложением сведений о заключении договоров управления.
Инспекция письмом от 07.07.2015 в„– 11413 "Для доведения до всех ООО" разъяснила порядок обращения с заявлением о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Челябинской области, в том числе указала на необходимость приложения к заявлению о включении домов в соответствующий реестр ряда документов.
Инспекцией 16.07.2015 на основании распоряжения от 14.07.2015 в„– 3326 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества, по результатам которой выявлены нарушения п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 в„– 731 (акт проверки от 16.07.2015 в„– 9) (л. д. 29, 30), обществу выдано предписание от 16.07.2015 в„– 9 по выполнению мероприятий по выявленным нарушениям при раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в срок до 23.07.2015.
Полагая, что со стороны инспекции допущено бездействие, выразившееся в невнесении на основании уведомления от 05.06.2015 в„– 428/+3 изменений в реестр лицензий Челябинской области, нарушающее права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о том, что бездействие инспекции, выраженное в невнесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствия для начала осуществления им предпринимательской деятельности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 7 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Часть 2 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при наступлении которых орган жилищного надзора обязан внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а именно в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент подачи обществом уведомления от 05.06.2015 в„– 428/+3) в течение трех дней со дня получения указанных в ч. 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что уведомлением от 05.06.2015 в„– 428/+3 общество довело до сведения инспекции информацию о факте заключения договоров управления от 01.05.2015 в отношении ряда многоквартирных домов, а также информацию о размещении указанных сведений на официальном сайте. Ссылаясь на ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, общество просило внести, указанные в уведомлении, многоквартирные дома в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Проанализировав указанные выше нормы, суды пришли к верному выводу о том, что нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент подачи уведомления от 05.06.2015 в„– 428/+3) не предусмотрена обязанность лицензиата совместно с предоставлением сведений о заключении (прекращении, расторжении) договора управления многоквартирным домом направление в орган государственного жилищного надзора каких-либо документов для внесения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации и обоснованно признали, что представление такого уведомления является достаточным основанием для внесения инспекцией изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в течение трех дней.
Вместе с тем каких-либо действий по внесению изменений в реестр лицензий Челябинской области инспекцией не предпринято, более того, не предприняты такие действия и на момент вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
На основании изложенного ссылки инспекции на то, что сведения не внесены в связи с непредставлением обществом доказательств, подтверждающих заключение им договоров управления многоквартирными домами в порядке, предусмотренном ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерно отклонены судами.
Кроме того при рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что 30.06.2015 обществом вместе с повторным уведомлением от 29.06.2015 в„– 488/+3 в инспекцию представлены заверенные копии протоколов общего собрания собственников (47 экз.), заверенные копии договоров управления многоквартирными домами (47 экз.). Указанное уведомление получено инспекцией 30.06.2015 (вх. в„– 4314-В), при этом каких-либо отметок, либо замечаний относительно отсутствия прилагаемых документов в уведомлении от 29.06.2015 в„– 488/+3 не имеется.
Вместе с заявлением в„– 502/+3 обществом 03.07.2015 также представлены сведения о заключении договоров управления (по форме 1.4).
Таким образом, суды пришли к правомерным выводам о том, что бездействие инспекции, выраженное в невнесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствия для начала осуществления им предпринимательской деятельности и допущенное инспекцией нарушение прав и законных интересов заявителя должно быть устранено путем обязания инспекции устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в трехдневный срок изменения в реестр лицензий Челябинской области в части включения в него многоквартирных домов, которыми управляет общество согласно уведомлению от 05.06.2015 в„– 428/+3 (п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Ссылка инспекции на письмо Минстроя России от 05.08.2015 в„– 24430-АЧ/04 обоснованно не принята судами, поскольку указанное письмо носит рекомендательный характер и не может изменять или дополнять положения федерального законодательства. Кроме того, соответствующие разъяснения даны Минстроем России 05.08.2015, то есть после подачи обществом уведомления от 05.06.2015 исх. в„– 428/+3.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию инспекции по делу, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2015 по делу в„– А76-20086/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
О.Г.ГУСЕВ
С.Н.ВАСИЛЕНКО


------------------------------------------------------------------