По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.04.2016 N Ф09-3047/16 по делу N А47-8521/2015
Требование: О взыскании с РФ убытков, причиненных выплатой сумм, связанных с осуществлением мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности.
Обстоятельства: Орган здравоохранения субъекта РФ указал, что судебными актами с него взысканы в пользу указанных работников расходы на оплату жилья, освещения и отопления, которые должны быть возмещены за счет средств казны РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку финансирование льгот, предоставляемых работникам государственных учреждений здравоохранения субъекта РФ, является расходным обязательством субъекта РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Оренбургской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. в„– Ф09-3047/16
Дело в„– А47-8521/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Лазарева С.В., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области (далее - министерство) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А47-8521/2015 Арбитражного суда Оренбургской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Дмитриева Е.С. (доверенность от 11.01.2016);
Управления Федерального казачества по Оренбургской области - Самарин С.М. (доверенность от 10.04.2014).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казачества по Оренбургской области (ОГРН 1035605503042, ИНН 5610013592, далее - управление) о взыскании убытков, связанных с исполнением судебных постановлений о взыскании расходов, понесенных врачами, провизорами, средним медицинским и фармацевтическим персоналом медицинских организаций государственной системы здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 8 502 834 руб. 10 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Оренбургской области.
Решением суда от 21.10.2015 (судья Калитанова Т.В.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.12.2015 (судьи Забутырина Л.В., Сотникова О.В., Столяренко Г.М.) решение суда отменено. В удовлетворении исковых требований министерства о взыскании убытков в сумме 8 502 834 руб. 10 руб. отказано.
В кассационной жалобе министерство просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о том, что обеспечение социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности или поселках городского типа, не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, противоречит положениям Закона Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ), п. 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, заявитель оспаривает вывод суда о том, что факт недостаточности собственных денежных средств для возмещения льгот у субъекта Российской Федерации не доказан, как не доказано соблюдение министерством порядка получения средств федерального бюджета.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено следующее.
Решениями мировых судей, вступившими в законную силу, с министерства в пользу физических лиц - медицинских и фармацевтических работников государственной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах Оренбургской области, взысканы денежные средства в сумме 8 502 834 руб. 10 коп. в счет возмещения расходов по оплате жилья с освещением и отоплением за различные периоды времени.
Судебные акты исполнены истцом в полном объеме, что подтверждено представленными платежными поручениями о перечислении министерством физическим лицам денежных средств в соответствии с судебными решениями.
Ссылаясь на ст. 15, 16, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и полагая, что взысканная сумма является убытками, связанными с передачей полномочий Российской Федерации по представлению указанных льгот без соответствующего финансового обеспечения, истец обратился в арбитражный суд.
Выявив, что расходы министерства, возникшие в связи с исполнением судебных актов по компенсации льгот медицинским работникам, предоставленных в период с 01.01.2005, в сумме 8 502 834 руб. 10 коп., понесены в связи с передачей муниципальному образованию полномочий Российской Федерации по представлению льгот медицинским работникам, проживающим в сельской местности и отсутствием необходимых финансовых средств на их обеспечение, подлежащих выделению из федерального бюджета, суд первой инстанции признал, что указанная сумма является для истца убытками, понесенными им в связи с неисполнением ответчиком своих обязанностей по представлению соответствующего бюджетного финансирования, на основании чего удовлетворил исковые требования министерства.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, отметив, что финансирование льгот, предоставляемых медицинским и фармацевтическим работникам государственных учреждений здравоохранения Оренбургской области, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, при этом факт недостаточности собственных денежных средств у субъекта Российской Федерации для возмещения указанных льгот и соблюдение последним порядка получения средств федерального бюджета для указанных целей истцом не доказано.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
В силу пункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения и социальная защита находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 в„– 5487-1 (далее - Основы законодательства) до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 в„– 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч. 2 ст. 63 Основ законодательства, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 63 Основ законодательства были внесены изменения, в соответствии с которыми ч. 2 ст. 63 Основ законодательства признана утратившей силу, ст. 63 Основ законодательства дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в числе прочего в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Законом Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ установлены меры социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области.
Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 12.01.2005 в„– 1772/301-III-ОЗ расходы на выплату установленной законом компенсации производятся за счет средств областного бюджета.
Руководствуясь указанными положениями, суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о том, что финансирование льгот, предоставляемых медицинским и фармацевтическим работникам государственных учреждений здравоохранения Оренбургской области, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований министерства о взыскании убытков, связанных с исполнением судебных постановлений о взыскании расходов, понесенных врачами, провизорами, средним медицинским и фармацевтическим персоналом медицинских организаций государственной системы здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 8 502 834 руб. 10 коп.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы министерства, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы основаны на неправильном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А47-8521/2015 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
И.А.ТАТАРИНОВА
Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
Е.А.ПЛАТОНОВА
------------------------------------------------------------------