По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.04.2016 N Ф09-3210/16 по делу N А50-11933/2015
Требование: О взыскании за счет казны РФ убытков, возникших в связи с предоставлением жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления предоставил жилые помещения во исполнение судебных актов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, относится к расходным обязательствам РФ и не подлежит осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 г. в„– Ф09-3210/16
Дело в„– А50-11933/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Тороповой М.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин, ответчик) и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - Управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2015 по делу в„– А50-11933/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации - Галимов А.В. (доверенность от 01.02.2016 в„– 212/1/15).
Администрация города Перми (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Российской Федерации в лице Минфина о взыскании убытков в сумме 77 851 280 руб., возникших в связи с представлением жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы.
На основании норм ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2015 (судья Торопицин С.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин и Управление просят указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, главным распорядителем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на цели обеспечения жильем военнослужащих является Министерство обороны Российской Федерации, независимо от момента возникновения расходных обязательств. Заявитель ссылается, что судом первой инстанции не привлечено Министерство обороны Российской Федерации в качестве соответчика. Выводы судов о том, что федеральный орган исполнительной власти допустил противоправное бездействие в нарушение п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку Российская Федерация в лице Минфина не являлось стороной по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и не была поставлена в известность о наличии вступивших в законную силу судебных актов. Минфин не является заказчиком федеральной целевой программы "Жилище", обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на администрацию решениями районных судов Пермского края от 2013 года.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство обороны Российской Федерации просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих, Закон в„– 76-ФЗ) Ленинским районным судом г. Перми вынесены решения: от 16.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Старцевой Юлии Александровне на семью из трех человек, в том числе, Старцевой Елене Леонидовне, Старцеву Александру Леонидовичу, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 16.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Мининой Вере Андреевне на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 16.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Сурнаевой Нелли Федоровне на семью из двух человек, в том числе, Сурнаеву Геннадию Степановичу, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 16.08.2013 о возложении на Администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Патокину Валерию Николаевичу на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 21.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Шпак Сергею Владимировичу, на семью из трех человек, включая Шпак Галину Васильевну, Чикалову Валентину Петровну, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 21.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Мельнику Петру Николаевичу на семью из четырех человек, включая Мельник Антонину Петровну, Мельник Игоря Петровича, Мельник Ивана Петровича, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 72 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 16.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Поспелову Сергею Михайловичу на семью из двух человек, включая Поспелову Галину Алексеевну, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 29.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Прокудину Владимиру Николаевичу на семью из четырех человек, включая Прокудину Светлану Викторовну, Нечаеву (Прокудину) Оксану Владимировну и несовершеннолетнюю Нечаеву Алину Артемовну, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 72 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 27.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Воробьевой Любови Николаевне на семью из трех человек, включая Раева Владимира Николаевича, Турову Ксению Дмитриевну, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 30.08.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Тимшину Александру Владимировичу на семью из трех человек, включая Тимшину Людмилу Ивановну, Тимшину Екатерину Александровну, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 30.08.2013 о возложении на Администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Сенюкову Николаю Владимировичу на семью из пяти человек, включая Сенюкову Наталью Ивановну, Сенюкова Алексея Николаевича, Резниченко Евгению Николаевну и несовершеннолетнего Резниченко Данила Павловича, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 90 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 06.09.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Четину Александру Михайловичу на семью из двух человек, включая Четина Алексея Александровича, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 29.07.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Таможскому Александру Анатольевичу на семью из трех человек, включая Таможскую Викторию Эдуардовну, Таможского Богдана Александровича, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 27.06.2013 о возложении на Администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Виноградову Станиславу Николаевичу на семью из трех человек, включая Виноградову Валентину Ивановну, Виноградова Антона Станиславовича, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 15.07.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Полуянову Вячеславу Владимировичу на состав семьи из трех человек включая Полуянову Наталью Владимировну, Полуянова Ивана Вячеславовича на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 19.11.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Грабко Андрею Анатольевичу на состав семьи из трех человек включая Грабко Ольгу Александровну и Грабко Анатолия Андреевича на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 23.10.2013 о возложении на Администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Савченкову Владимиру Александровичу на состав семьи из шести человек, в том числе Савченкову Людмилу Геннадьевну, Романчук Оксану Владимировну, Романчук Ангелину Андреевну, Гинзбург Яну Владимировну, Гинзбург Марка Михайловича, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 108 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 22.10.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Попову Александру Станиславовичу на состав семьи из пяти человек включая Попову Татьяну Ивановну, Попова Александра Александровича, Попова Дмитрия Александровича, несовершеннолетнего Попова Павла Дмитриевича на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 90 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 18.11.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Лядову Федору Анатольевичу на состав семьи из двух человек, в том числе Лядову Надежду Николаевну на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 90 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 26.09.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Костякову Александру Алексеевичу, на семью из шести человек на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 41,1 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 27.09.2013 о возложении обязанности на администрацию в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Федотову Владимиру Алексеевичу на семью из трех человек, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 23.10.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Кочкину Андрею Леонидовичу на семью из четырех человек, на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 72 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 19.07.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Орлову Андрею Александровичу на состав семьи на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 23.12.2013 о возложении на администрацию обязанности за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Смолякову Николаю Владимировичу на семью из трех человек на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 36 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 30.09.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Махомет Александру Ивановичу на состав семьи из трех человек на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в границах города Перми; от 22.10.2013 о возложении на администрацию обязанности в срок не позднее 31.12.2013 за счет средств, выделенных на осуществление государственных полномочий, предоставить Вотинову Сергею Ивановичу на состав семьи из трех человек на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м и находящееся в черте города Перми.
Вышеперечисленные граждане как уволенные с военной службы поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005.
Во исполнение указанных судебных актов администрацией в феврале 2015 года на основании договоров безвозмездной передачи жилого помещения гражданам Старцевой Ю.А., Мининой В.А., Сурнаевой Н.Ф., Патокину В.Н., Шпак С.В., Мельнику П.Н., Поспелову С.М., Прокудину В.Н., Воробьевой Л.Н., Тимшину А.В., Сенюкову Н.В., Четину А.М., Таможскому А.А., Виноградову С.Н., Полуянову В.В., Грабко А.А., Савченкову В.А., Попову А.С., Лядову Ф.А., Костякову А.А., Федотову В.А., Кочкину А.Л., Орлову А.А., Смолячкову Н.В., Махомет А.И., Вотинову С.И. предоставлены квартиры по ул. Сокольской города Перми.
Общая стоимость предоставленных жилых помещений, согласно отчетам об оценке, подготовленным обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр", составляет 77 837 000 руб.
Расходы администрации на проведение оценки предоставленных квартир составили 14 280 руб. (28 * 510 руб.).
Предоставив жилые помещения указанным выше лицам, у администрации города Перми возникли расходы в связи с исполнением муниципальным образованием обязанностей, относящихся, по мнению истца, к расходным обязательствам Российской Федерации.
Ссылаясь на то, что в результате реализации положений Закона о статусе военнослужащих в отношении указанных физических лиц истцом понесены убытки в размере 77 851 280 руб. (с учетом затрат на оценку предоставленных квартир), подлежащие возмещению за счет ответчика, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права - реальный ущерб. По общему правилу для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками и размер истребуемых убытков. Кроме того, заинтересованное в возмещении убытков лицо должно представить доказательства, подтверждающие, что понесенные им убытки причинены невыполнением или ненадлежащим выполнением ответчиком своих обязательств и что истец принял все меры к предотвращению этих убытков или уменьшению их размера.
В соответствии со ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Федеральный закон от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон в„– 76-ФЗ), устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций для военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона в„– 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 3, п. 1 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 в„– 1054, согласно которых (п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами в определенном порядке, сводящемся к обязанности органов местного самоуправления регистрировать и ставить на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
На основании ст. 100 Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2005, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации им одновременно передаются необходимые для осуществления этих полномочий материальные средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 в„– 453-О, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членам их семей как граждан, проживающих на соответствующей территории муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов России (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 в„– 2280/10).
Надлежащим финансовым органом, представляющим интересы казны, в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 в„– 329, является Министерство финансов Российской Федерации.
Оценив указанные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия Закона о статусе военнослужащих, в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащих, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Доводы заявителя о том, что Минфин не является заказчиком федеральной целевой программы "Жилище", обязанность по предоставлению жилых помещений возложена на администрацию решениями районных судов, с учетом вышеизложенного, судом кассационной инстанции подлежит отклонению.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права. Переоценка доказательств и сделанных на их основании выводов судов не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 06.10.2015 по делу в„– А50-11933/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ
Судьи
М.В.ТОРОПОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
------------------------------------------------------------------