Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.04.2016 N Ф09-2462/16 по делу N А07-15712/2015
Требование: О признании незаконным отказа в приватизации муниципального земельного участка, обязании заключить договор его купли-продажи.
Обстоятельства: Собственнику здания, находящегося на спорном участке, отказано в предоставлении участка в собственность ввиду его нахождения в составе земель, зарезервированных для муниципальных нужд.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как испрашиваемый участок образован из иного участка, зарезервированного для муниципальных нужд, оба участка входят в границы квартала, в отношении которого принято решение о резервировании, в силу закона такой участок приватизации не подлежит, основания для предоставления участка в собственность не было.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Башкортостан



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2016 г. в„– Ф09-2462/16

Дело в„– А07-15712/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Рябовой С.Э., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рустамова Видади Айга оглы (далее - предприниматель Рустамов В.А., истец) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2015 по делу в„– А07-15712/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя Рустамова В.А. - Головастикова Л.В. (доверенность от 16.06.2015)

Предприниматель Рустамов В.А. обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления в предоставлении в собственность объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 02:55:010910:4275, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Гурьевская, 3А; об обязании Управления заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:010910:4275, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Гурьевская, 3А, общей площадью 2604 кв. м (с учетом уточнения предмета заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, третье лицо).
Решением суда от 28.09.2015 (судья Аминева А.Р.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2015 (судьи Пивоварова Л.В., Карпачева М.И., Суспицина Л.А.) решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Рустамов В.А. просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование доводов кассационной жалобы истец указывает, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010910:4275 образован в результате раздела, который является способом образования нового земельного участка.
При этом истец полагает, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям п. 6 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, поскольку схема резервируемых земель и перечень кадастровых номеров земельных участков, утвержденных Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" не соответствуют друг другу.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предпринимателю Рустамову В.А. на праве собственности принадлежит консервный завод, назначение: нежилое, общая площадь 2042,8 кв. м, инв. в„– 28139, литера А, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Гурьевская, д. 3А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.05.2011 в„– 04АГ186906.
Предприниматель Рустамов В.А. 12.05.2015 обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010910:4275 общей площадью 2604 кв. м, по цене - 25% от кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 в„– 629.
В письме от 09.06.2015 в„– 13023 Управление отказало в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010910:4275, указав, что испрашиваемый земельный участок согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 в„– 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд", входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует приобретению испрашиваемого земельного участка в собственность на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015), предприниматель Рустамов В.А. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у заявителя как собственника расположенного на спорном земельном участке объекта - консервного завода возникло право на приобретение этого участка в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015), а Управлением не представлены доказательства того, что в перечнях кадастровых номеров земельных участков, которые расположены в границах резервируемых земель, включенных в приложение к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 в„– 41/6, кадастровый номер спорного земельного участка отсутствует.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных требований на том основании, что судом первой инстанции не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения настоящего дела.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены постановления суда не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 и 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что заявителем оспаривается отказ в предоставлении земельного участка, оформленный письмом Администрации от 09.06.2015 в„– 13023.
На основании п. 1, 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности.
Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых допускается отказ в приватизации земельных участков: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
После вступления в силу с 01.03.2015 Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", аналогичные положения о наличии исключительного права на приобретение земельных участков собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках и основаниях отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплены ст. 39.16 и ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В подп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) определено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В силу п. 7 ст. 39.16 названного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно п. 2 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.03.2015) резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации) (в редакции, действующей после 01.03.2015).
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 в„– 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, согласно п. 2 которого решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Как установлено судом апелляционной инстанции, постановлением Администрации от 23.09.2013 в„– 4937 утверждены проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Айской, Бакалинской, проектируемыми улицами в створе улиц Степана Злобина и Караидельской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Апелляционным судом также установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010910:4275 образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:010910:333.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе выкопировку из адресного плана базы данных Управления архитектуры по земельным участкам с кадастровыми номерами 02:55:010910:4275 и 02:55:010910:333 с указанием границ проекта планировки и проекта межевания, утвержденных постановлением Администрации от 23.09.2013 в„– 4937, апелляционный суд установил, что как земельный участок с кадастровым номером 02:55:010910:333, так и земельный участок с кадастровым номером 02:55:010910:4275 в составе первого входят в границы проекта планировки и проекта межевания территории квартала, ограниченного улицами Айской, Бакалинской, проектируемыми улицами в створе улиц Степана Злобина и Караидельской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан.*** Постановлением Администрации от 23.09.2013 в„– 4937 принято решение Совета от 28.01.2015 в„– 41/6 о резервировании, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 02:55:010910:333.
Из приложения в„– 2 к решению Совета от 28.01.2015 в„– 41/6 следует, что в число участков, которые полностью или частично расположены в границах зарезервированных земель, входит земельный участок с кадастровым номером 02:55:010910:333. Основанием для внесения данного земельного участка в названный перечень указаны проект планировки и проект межевания территории квартала, ограниченного улицами Айской, Бакалинской, проектируемыми улицами в створе улиц Степана Злобина и Караидельской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденные постановлением Администрации от 23.09.2013 в„– 4937.
Кроме того согласно представленной в материалы дела выкопировке из приложения в„– 1 к решению Совета от 28.01.2015 в„– 41/6, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010910:4275 (наряду с земельным участкам с кадастровым номером 02:55:010910:333) входит в состав зарезервированных земель.
Поскольку испрашиваемый земельный участок включен в перечень земельных участков входящих в состав зарезервированных земель, и в силу закона такой участок приватизации не подлежит, у Администрации отсутствовали законные основания для предоставления предпринимателю Рустамову В.А. в собственность спорного земельного участка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца, изложенные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой суда апелляционной инстанции представленных в материалы дела доказательств. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права судом апелляционной инстанции применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2015 по делу в„– А07-15712/2015 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рустамова Видади Айга оглы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
С.Э.РЯБОВА
И.А.КРАСНОБАЕВА


------------------------------------------------------------------