По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2016 N Ф09-3151/16 по делу N А50-13344/2015
Требование: О взыскании с РФ убытков в виде стоимости предоставленного гражданину жилого помещения.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления сослался на то, что во исполнение судебного акта предоставил квартиру инвалиду, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, исключающей совместное проживание граждан в одной квартире.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как понесенные расходы не относятся к расходным обязательствам РФ, обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним граждан, вставших на учет после установленной законом даты, финансируется за счет средств субъекта РФ, на момент предоставления квартиры соответствующая льгота предусматривалась законом субъекта РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. в„– Ф09-3151/16
Дело в„– А50-13344/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Смирнова А.Ю., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Перми (далее - администрация, истец) на решение Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2015 по делу в„– А50-13344/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрации обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - министерство финансов, ответчик) о взыскании за счет казны Российской Федерации 1 675 510 руб. убытков, причиненных бюджету города Перми в связи с предоставлением квартиры Пономареву В.В. в целях соблюдения его жилищных прав.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Пермского края.
Решением суда от 16.10.2015 (судья Торопицин С.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что предусмотренная п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18.06.2011 в„– 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон в„– 77-ФЗ) обязанность по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, и обязанность по выделению необходимых для этого средств, не подлежит возложению на органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, что подтверждено определением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 в„– 2-О-Р, определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2015 в„– 309-ЭС15-8442.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Пермского края просит кассационную жалобу удовлетворить.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что определением Орджоникидзевского районного суда города Перми от 22.10.2014 утверждено мировое соглашение, заключенное между администрацией и Пономаревым Владимиром Валерьевичем, страдающим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378. В соответствии с данным мировым соглашением Пономареву В.В. предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 33,1 кв. м, находящаяся по адресу: <...>.
Согласно отчету об оценке от 01.04.2015 в„– 145/15, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью "Региональный экспертный центр", стоимость предоставленного Пономареву В.В. жилого помещения составляет 1 675 000 руб. Расходы администрации на проведение оценки предоставленной квартиры составили 510 руб.
Администрация, ссылаясь на то, что в результате выполнения обязанности по осуществлению предусмотренных Федеральным законом в„– 77-ФЗ полномочий по внеочередному предоставлению Пономареву В.В. жилого помещения, ей причинены убытки, обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что понесенные при предоставлении квартиры расходы истца не относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, обеспечение жильем инвалидов и приравненных к ним граждан, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации.
Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 данного Кодекса).
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона в„– 77-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 в„– 122-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Законодательным Собранием Пермской области 17.11.2005 принят Закон от 30.11.2005 в„– 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон 30.11.2005 в„– 2694-601).
На основании абз. 5 ст. 3 данного Закона нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний в соответствии с Жилищным кодексом устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона от 30.11.2005 в„– 2694-601 вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17.12.2009 в„– 1563-О-О указал на то, что данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.12.2013 в„– 30-П, жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом во всяком случае обязанности публичной власти по обеспечению реализации гражданами, относящимися к каждой определенной законодательством категории, права на жилище должны быть также четко определены законом.
Действующее жилищное законодательство относит к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности (п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданам, страдающим указанными в данном Постановлении заболеваниями, в частности заразными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Предусмотренная п. 5 ст. 14 Федерального закона в„– 77-ФЗ мера социальной поддержки в виде внеочередного предоставления гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений распространяется не только на лиц, подпадающих под действие п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, но и на других лиц, больных заразными формами туберкулеза, и предполагает возможность их обеспечения жильем как по договорам социального найма, так и в ином установленном законом порядке.
Внеочередное предоставление гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), отдельных жилых помещений не входит в установленный п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 в„– 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указание в п. 5 ст. 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" на то, что названным в нем лицам отдельные жилые помещения предоставляются вне очереди с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, не может расцениваться как надлежащая передача Российской Федерацией данного полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку в названном Федеральном законе не закреплены необходимые для такой передачи условия, предусмотренные п. 4 ст. 26.1 и п. 7 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Как следует из Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 49) и Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14 - 17), внеочередное предоставление отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), не отнесено и к вопросам местного значения.
С учетом выявленной неопределенности в принадлежности конкретному уровню публичной власти обязанности по выделению средств на внеочередное предоставление отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что федеральному законодателю надлежит конкретизировать порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза) исходя из того, что предусмотренное п. 5 ст. 14 Федерального закона в„– 77-ФЗ полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (п. 5 и 6 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного п. 5 ст. 14 Федерального закона в„– 77-ФЗ, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств. При этом субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 03.03.1995 в„– 186-28 "О предупреждении распространения туберкулеза в Пермском крае" законодательство в области защиты населения Пермского края от туберкулеза и противотуберкулезной помощи состоит из федеральных законов, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пермского края.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 названного Закона (в редакции Закона Пермского края от 29.08.2007 в„– 98-ПК, действующей на момент предоставления жилого помещения) больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить больному заразной формой туберкулеза отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
При этом согласно ст. 4 указанного Закона от 03.03.1995 в„– 186-28 финансирование противотуберкулезной помощи осуществляется за счет средств бюджета Пермского края.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для возложения понесенных истцом расходов на федеральный бюджет с учетом действующей в спорный период нормы регионального законодательства, предусматривающей предоставление соответствующей льготы за счет средств субъекта Российской Федерации.
Довод администрации, изложенный в кассационной жалобе о том, что предусмотренная п. 5 ст. 14 Федерального закона в„– 77-ФЗ обязанность по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза, подлежит возложению на органы государственной власти Российской Федерации с учетом определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 в„– 2-О-Р, определения Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2015 в„– 309-ЭС15-8442, отклоняется. Выводы суда апелляционной инстанции с учетом установленных обстоятельств (наличия Закона Пермского края от 03.03.1995 в„– 186-28 "О предупреждении распространения туберкулеза в Пермском крае") не противоречат правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в указанных актах, так как они не исключают принятие субъектом Российской Федерации на себя соответствующих обязательств за счет собственных средств.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 16.10.2015 по делу в„– А50-13344/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
Судьи
А.Ю.СМИРНОВ
В.А.КУПРЕЕНКОВ
------------------------------------------------------------------