Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.04.2016 N Ф09-2213/16 по делу N А60-32405/2015
Требование: О признании недействительным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием у органа местного самоуправления полномочий по распоряжению участком, а также изъятием из оборота участков, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорный участок образован путем раздела участка, находящегося в муниципальной собственности, доказательств нахождения на спорном участке объектов, в соответствии с видами деятельности которых создано ЗАТО, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. в„– Ф09-2213/16

Дело в„– А60-32405/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Рябовой С.Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2015 по делу в„– А60-32405/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Новоуральского городского округа (далее - Комитет) - Исакова И.А. (доверенность от 25.12.2013 в„– 01-07/2285)

Комитет обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации от 21.05.2015 в„– 66/031/660/2015-445.
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Решением суда от 21.09.2015 (судья Евдокимов И.В.) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным сообщение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации от 21.05.2015 в„– 66/031/660/2015-445. На Управление Росреестра возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления в силу решения суда устранить нарушение прав Комитета.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 (судьи Зеленина Т.Л., Голубцова Ю.А., Жукова Т.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами положений ст. 3, 6 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 в„– 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании". Заявитель указывает, что земельные участки, занимаемые организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности. При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов была выявлена невозможность однозначно установить нахождение земельного участка в муниципальной собственности. В правоустанавливающих документах основания закрепления земельного участка в муниципальной собственности отсутствовали. На межведомственный запрос регистрирующего органа получен ответ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, согласно которому нахождение на земельном участке объектов федеральной собственности, по роду деятельности которых создано закрытое административно-территориальное образование, исключает государственную регистрацию на него права собственности иных публичных образований. Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемый отказ соответствует требованиям закона.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что Новоуральскому городскому округу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:57:0104002:43, площадью 1231755 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под городскими лесами, расположенный примерно в 820 метрах по направлению на юго-восток от ориентира дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Савчука, 13 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 28.01.2014 66 АЖ 216267).
Постановлением администрации Новоуральского городского округа от 14.11.2014 в„– 2500-а утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 66:57:0104002:105, площадью 20 554 кв. м из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под городскими лесами, расположенный в 420 метрах на юго-запад от здания, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Новоуральск, Загородное шоссе, 16.
Земельный участок с кадастровым номером 66:57:0104002:105 образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 66:57:0104002:43, поставлен на кадастровый учет.
Комитет 11.03.2015 обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:57:0104002:105.
Управление Росреестра 21.05.2015 отказало Комитету в государственной регистрации по причине того, что лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества. Кроме того, в качестве основания отказа в государственной регистрации Управление Росреестра сослалось на то, что поскольку из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, постольку у Комитета отсутствуют полномочия на распоряжение спорным земельным участком с кадастровым номером 66:57:0104002:43, из которого путем раздела сформирован участок с кадастровым номером 66:57:0104002:105.
Полагая, что оспариваемый отказ регистрирующего органа является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Из содержания п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации следует, что основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества (абз. 6); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абз. 13).
Как следует из оспариваемого сообщения об отказе в государственной регистрации, поскольку из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, следовательно, у Комитета отсутствуют полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 66:57:0104002:43, из которого путем раздела сформирован участок с кадастровым номером 66:57:0104002:105.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
На основании п. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у заявителя права собственности на участок с кадастровым номером 66:57:0104002:43 (свидетельство о государственной регистрации права от 28.01.2014 66 АЖ 216267), при этом судами установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:57:0104002:105 образован вследствие раздела земельного участка с кадастровым номером 66:57:0104002:43.
Согласно п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 в„– 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" земельные участки, занимаемые организациями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим организациям и (или) объектам.
В соответствии с подп. 7 п. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, изъяты из оборота.
Принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства того, что на спорном земельном участке расположены находящиеся в федеральной собственности объекты, в соответствии с видами деятельности которых, созданы закрытые административно-территориальные образования, суды первой и апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно указали на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка к федеральной собственности.
Поскольку Комитетом на государственную регистрацию права собственности были представлены все необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации документы, а Управлением Росреестра не доказаны основания для отказа в проведении действий по государственной регистрации права собственности, суды пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных требований Комитета и правомерно их удовлетворили.
Доводы Управления Росреестра выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из вышеизложенного, обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2015 по делу в„– А60-32405/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
С.Э.РЯБОВА


------------------------------------------------------------------