Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.04.2016 N Ф09-1281/16 по делу N А76-13809/2015
Требование: О признании незаконным постановления администрации города в части включения многоквартирного дома в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, об обязании исключить дом из перечня.
Обстоятельства: Товарищество собственников жилья указало, что собственниками помещений в доме принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Решение: Требование удовлетворено, так как указанное решение принято собственниками помещений в установленный законом срок, о чем уведомлена администрация района города, после открытия специального счета в банке в жилищную инспекцию представлены все необходимые документы, оснований для включения дома в спорный перечень не имелось.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2016 г. в„– Ф09-1281/16

Дело в„– А76-13809/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "На улице Свободы" (далее - заявитель, ТСЖ "На улице Свободы", товарищество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2015 по делу в„– А76-13809/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель товарищества - Песков Б.А. (председатель правления, выписка из протокола от 28.04.2014).

ТСЖ "На улице Свободы" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, администрация) от 27.02.2015 в„– 20-п о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в части включения дома в„– 141 по ул. Свободы в г. Челябинске в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, и обязании исключения из перечня домов, утвержденных данным постановлением, указанного дома (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - Госжилинспекция).
Решением суда от 16.10.2015 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, полагая, что судами неверно истолкован Закон Челябинской области от 27.06.2013 в„– 512-ЗО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области" (далее - Закон в„– 512-ЗО), поскольку постановлением губернатора Челябинской области от 12.09.2013 внесены дополнения в Положение о Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, в соответствии с которыми, Госжилинспекция осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, предусмотренных обозначенным Законом. Кроме того, отмечает, что действующее законодательство не содержит обязанность по открытию специального счета в пределах срока, установленного ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс).

При рассмотрении дела судами установлено, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в„– 141 по ул. Свободы в г. Челябинске приняло решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ (протокол от 25.04.2015), о чем письмом от 16.10.2014 сообщило в администрацию Советского района г. Челябинска и с целью реализации решения общего собрания 10.11.2014 обратилось в Челябинский филиал ОАО "УралСиб" с заявлением об открытии специального счета капитального ремонта, который открыт банком 12.12.2014 и в этот же день представило в Госжилинспекцию соответствующие материалы.
Письмом от 16.01.2015 Госжилинспекция сообщила заявителю о том, что информация о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома в„– 141 по ул. Свободы г. Челябинска, не может быть принята как уведомление, из-за открытия специального счета с нарушением установленного срока.
Постановлением администрации г. Челябинска от 27.02.2015 в„– 20-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" утвержден перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в который вошел дом 141 по ул. Свободы в г. Челябинске (строка 3771).
Не согласившись с указанным постановлением администрации, товарищество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 158 Кодекса собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В силу ч. 3 ст. 169 Кодекса обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы в соответствии с ч. 1 ст. 170 Кодекса формируют фонд капитального ремонта.
На основании ч. 3 ст. 170 Кодекса собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен гл. 16 - 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно ч. 5 ст. 170 Кодекса решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный ч. 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный ч. 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 Кодекса).
В соответствии со ст. 8 Закона в„– 512-ЗО решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной Правительством Челябинской области региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Региональная программа о капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов в Челябинской области на 2014 - 2043 годы опубликована 10.06.2014 (постановление Правительства Челябинской области от 21.05.2014 в„– 196-П).
Согласно ст. 9 Закона в„– 512-ЗО владелец специального счета обязан представлять в орган исполнительной власти Челябинской области, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, справку банка об открытии специального счета, копию протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, в котором должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, владелец специального счета, кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет, - в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета.
Судами установлено и материалами дела подтверждено (в частности, протоколом от 25.04.2015, письмом от 16.10.2014 в„– ПП-10/18-02), что общее собрание собственников помещений обозначенного многоквартирного дома приняло решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, о чем письмом уведомило администрацию Советского района (т. 1 л. д. 19). Также товарищество 10.11.2014 обратилось в Челябинский филиал ОАО "УралСиб" с заявлением об открытии специального счета капитального ремонта, о чем также представило в Госжилинспекцию соответствующие материалы.
Из изложенного следует, что собственники помещений в спорном доме в установленный законом срок приняли соответствующее решение (реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет), поручили уполномоченному лицу (председателю правления Товарищества) совершить юридически значимые действия в связи с принятием решения. В свою очередь, уполномоченное лицо уведомило о принятом решении районную администрацию, обратилось в банк с заявлением об открытии специального счета, а после открытия счета представило в Госжилинспекцию необходимые документы.
Из изложенного следует, что требования, предусмотренные ч. 5 ст. 170 Кодекса, товариществом соблюдены.
Таким образом, открытие банком специального счета после 10.12.2014 не может являться основанием для включения спорного дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали его.
В данном деле администрация, имея письмо товарищества о принятом им решении о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ТСЖ, в нарушение упомянутых норм материального права приняла постановление о включении дома 141 по ул. Свободы в г. Челябинске в перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Исходя из анализа приведенных выше норм материального права, суд кассационной инстанции полагает, что при рассмотрении настоящего спора судами допущено их ошибочное толкование, которое привело к принятию неправильного решения по делу.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации незаконно, нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить, что в силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указание на обязанность лица, чьи действия либо ненормативный акт оспаривается, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, является процессуальным последствием признания судом таких действий (ненормативного акта) незаконным.
Учитывая, что фактические обстоятельства по делу судами установлены полно, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.10.2015 по делу в„– А76-13809/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2015 по тому же делу отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Администрации города Челябинска от 27.02.2015 в„– 20-п признать недействительным.
Взыскать с Администрации города Челябинска в пользу ТСЖ "На улице Свободы" расходы по уплате государственной пошлины по кассационной инстанции в сумме 1500 руб., по первой инстанции в сумме 3000 руб., по апелляционной инстанции в сумме 1500 руб.
Возвратить ТСЖ "На улице Свободы" из средств федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 19.01.2016 в„– 8.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Н.СУХАНОВА

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
О.Л.ГАВРИЛЕНКО


------------------------------------------------------------------