Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2016 N Ф09-970/16 по делу N А76-711/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган признал необоснованным применение вычетов по НДС по мотиву неправомерного применения ставки 0 процентов при реализации легковых автомобилей не являющимся индивидуальными предпринимателями гражданам иностранного государства - участника Таможенного союза.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку спорные операции освобождены от обложения НДС при условии документального подтверждения факта экспорта, при этом указанными гражданами к документам о реализации автомобилей были приложены заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, заверенные налоговыми органами иностранного государства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. в„– Ф09-970/16

Дело в„– А76-711/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Черкезова Е.О., Токмаковой А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Челябинской области (ИНН: 7455000014, ОГРН: 1107445999990; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2015 по делу в„– А76-711/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Челябинской области, принял участие представитель инспекции - Шаранова С.А. (доверенность от 11.01.2016 в„– 05-69/7-ю).

Общество с ограниченной ответственностью "РеМаг2" (ИНН: 7445039781, ОГРН: 1087445002655; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 11.08.2014 в„– 16 в части выводов, сделанных в мотивировочной части решения о необоснованном применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 204 656 руб.
Решением суда от 10.09.2015 (судья Белый А.В.) заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной Арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению налогового органа, операции по реализации российской организацией легковых автомобилей физическим лицам - гражданам государств - членов Таможенного союза на основании договоров розничной купли-продажи подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) с применением ставки налога в размере 18 процентов. При этом возврат сумм НДС, уплаченных физическими лицами - гражданами государств членов Таможенного союза при приобретении легковых автомобилей на территории Российской Федерации, нормами Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол) не предусмотрено.

Рассмотрев кассационную жалобу в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной (корректирующей) налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2014 года инспекцией установлено неправомерное применение налоговой ставки 0 процентов по НДС при реализации автомобилей марки Тойота в Республику Казахстан физическим лицам - гражданам Казахстана, а также выявлено завышение суммы НДС, предъявленного к возмещению из бюджета за 1 квартал 2014 года, в размере 1 265 186 руб.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 08.08.2014 в„– 3093 и принято решение от 11.08.2014 в„– 16 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в мотивировочной части которого налоговым органом сделан вывод о необоснованном применении обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 1 204 656 руб.
Основанием для отказа в возмещении указанного налога явился вывод инспекции о несоблюдении обществом условий для применения ставки 0 процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
По мнению налогового органа, операции по реализации российским налогоплательщиком легковых автомобилей физическим лицам - гражданам Республики Казахстан на основании договоров розничной купли-продажи подлежат обложению НДС по ставке 18 процентов.
Общество, не согласившись с указанным выводом налогового органа, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего дела судами были изучены доказательства, представленные сторонами в материалы дела, а также проанализированы условия договоров, и установлено, что в рассматриваемом периоде общество реализовывало автомобили в Республику Казахстан, в том числе физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями; местом реализации автомобилей являлась территория Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 165 Кодекса установлен перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса.
Согласно статьям 1 и 2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе, заключенным между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации 25.01.2008 (далее - Соглашение), которым регламентируется порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, под термином "налогоплательщики (плательщики)" понимаются налогоплательщики (плательщики) налогов, сборов и пошлин государств - участников Таможенного союза; под "товаром" понимается реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество; "экспорт товаров" - вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства - участника Таможенного союза на территорию другого государства - участника Таможенного союза. При экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных частью 2 названной статьи.Согласно статье 276.2 Кодекса плательщиками НДС в Таможенном союзе являются, в том числе физические лица, импортирующие транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах Республики Казахстан.
Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов покупателями автомобилей, заверенные надлежащим образом налоговыми органами Республики Казахстан, были приложены к каждому комплекту документов, подтверждающих реализацию автомобиля покупателю.
Таким образом, судами сделан вывод, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, признаются налогоплательщиками, следовательно, на них распространяются положения Соглашения и Протокола.
Учитывая изложенное, а также предоставление налогоплательщиком всех документов, соответствующих требованиям, установленным статьей 165 Кодекса, для подтверждения своего права на применение ставки 0 процентов по НДС, суды пришли к выводу о неправомерном отказе обществу в возмещении спорных сумм НДС.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и сводятся к их неверному толкованию.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.09.2015 по делу в„– А76-711/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в„– 16 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ

Судьи
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
А.Н.ТОКМАКОВА


------------------------------------------------------------------