Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.03.2016 N Ф09-1795/16 по делу N А60-31843/2015
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа, обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Обществу вменены нарушения, выразившиеся во включении в технические условия подключения объекта к сети газораспределения требования о получении застройщиком разрешения потребительского кооператива , а также в невыполнении предупреждения о прекращении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку общество в составе группы лиц осуществляет функции газораспределительной организации, получение согласия кооператива законом не предусмотрено, замена кооператива на муниципальное образование не устраняет нарушение.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Свердловской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. в„– Ф09-1795/16

Дело в„– А60-31843/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "ГАЗЭКС" (ИНН: 6612001379, ОГРН: 1036600620440; далее - общество "ГАЗЭКС") и акционерного общества "Уральские газовые сети" (далее - общество "Уральские газовые сети") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2015 по делу в„– А60-31843/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ГАЗЭКС" - Оже Н.А. (доверенность от 04.12.2015 в„– 046-04/2015), Антипина И.А. (доверенность от 11.01.2016 в„– 020-04/2016);
общества "Уральские газовые сети" - Алмаев А.Ю. (доверенность от 11.01.2016 в„– 019-04/2016);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН: 6658065103, ОГРН: 1036602648928; далее - антимонопольный орган, управление) - Волков С.Н. (доверенность от 20.11.2015 в„– 44), Лопарева А.Д. (доверенность от 14.09.2015 в„– 37).
Представители остальных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерством агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя. Названное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено.

Общество "ГАЗЭКС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения антимонопольного органа от 06.04.2015 по делу в„– 06-04/13 о признании факта нарушения газораспределительной организацией (акционерное общество в составе группы лиц с открытым акционерным обществом "Уральские газовые сети"), определенной п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившихся в возложении на контрагентов-застройщиков обязанности по предварительному согласованию осуществления подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения с третьими лицами, и последующим невыполнением предупреждения от 24.04.2014 в„– 10, а также об обязании управления устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов.
Решением суда от 16.09.2015 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 (судьи Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.В кассационной жалобе общество "ГАЗЭКС" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, признать недействительным решение управления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению общества "ГАЗЭКС", суды применили не подлежащие применению нормы Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон в„– 66-ФЗ) и не применили подлежащие применению п. 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в„– 81 и п. 34 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения в„– 1314, п. 1 ст. 123.2, 209, 210, 304, 432, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 в„– 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", ст. 27 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Общество "ГАЗЭКС" отмечает, что с учетом того обстоятельства, что технические условия на строительство газораспределительной сети жилых домов Запрудной части п. Билимбай выданы потребительскому кооперативу по газификации "Запрудный", кооператив заключил договор на проектирование со специализированной организацией и неоднократно направлял письма о порядке выдачи технических условий к проектируемому газопроводу со ссылкой на членство в кооперативе, на момент выдачи технических условий Нечаеву П.Б. на подключение к проектируемому газопроводу общество "ГАЗЭКС" правомерно рассматривало потребительский кооператив "Запрудный" в качестве будущего собственника сети газопотребления и основного абонента по договору газоснабжения, в связи с чем и включило соответствующие требования в технические условия.
Общество "ГАЗЭКС" считает, что деятельность по подключению Нечаева П.Б. к сети газораспределения в п. Запрудный, не принадлежащей обществу "ГАЗЭКС" на праве собственности или ином законном правовом основании, не является регулируемом видом деятельности и у общества "ГАЗЭКС" отсутствовала предусмотренная ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения в„– 1314 обязанность заключать публичный договор на подключение.
По мнению общества "ГАЗЭКС", включение в технические условия указания на необходимость получения разрешения на подключение от кооператива по газификации, а в последующем от Администрации Городского округа Первоуральск, не повлекло за собой последствий в виде ущемления интересов Нечаева П.Б. при подключении объекта капитального строительства к газораспределительной сети.
В кассационной жалобе общество "Уральские газовые сети" просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области в ином судебном составе, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Общество "Уральские газовые сети" отмечает, что, осуществляя свои права, предоставленные ст. 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, потребительский кооператив "Запрудный" неоднократно направлял в адрес общества "Уральские газовые сети" письма о порядке выдачи технических условий к проектируемому газопроводу (от 23.07.2012, 03.10.2012 в„– 03, 12.11.2012 в„– 04, от 14.11.2012 в„– 05), обуславливая выдачу технических условий на подключение только членством в кооперативе и запретом выдачи технических условий членам кооператива, имеющим задолженность по оплате паевых взносов; при рассмотрении дела установлено, что первоначальным застройщиком и инвестором строительства сети "Газоснабжение жилых домов Запрудной части пос. Билимбай. Расширение сети" являлся потребительский кооператив "Запрудный", который рассматривал себя в качестве правообладателя сети газораспределения, обуславливая подключение к ней членством в кооперативе и уплатой паевых взносов, о чем неоднократно уведомлял общество "Уральские газовые сети", заявляя свои права на согласование подключения к указанной сети.
Общество "Уральские газовые сети" считает, что выводы, изложенные в судебных актах, затрагивают права потребительского кооператива "Запрудный", в том числе право дать согласие на подключение и право на защиту владения, вместе с тем названное лицо к участию в деле не привлекалось, что, по мнению общества "Уральские газовые сети" является нарушением п. 4 ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Уральские газовые сети" также ссылается на нарушение антимонопольным органом процедуры рассмотрения дела; формальном выполнении предупреждения, выразившемся в том, что письмом общества "Уральские газовые сети" от 17.03.2014 содержание пункта технических условий изменено на "получить разрешение на подключение от собственника сетей - Городской округ Первоуральск", письмом от 28.04.2014 Администрация Городского округа Первоуральск согласовала Нечаеву П.Б. подключение к сети газораспределения согласно выданным техническим условиям. Следовательно, предупреждение антимонопольного органа на момент поступления в общество "ГАЗЭКС" являлось неисполнимым, поскольку требуемые действия выполнены ранее, а исключение из технических условий требования о согласовании подключения с Администрацией Городского округа Первоуральск никак бы не повлияло на права и законные интересы Нечаева П.Б.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения; считает судебные акты законными и обоснованными.
Управление отмечает, что действия по выдаче технических условий являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 в„– 6057/09), который находится в состоянии естественной монополии, то есть в таком состоянии, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (п. 1 ст. 4 и ст. 3 ФЗ от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Таким образом, кооперативы по газификации заведомо не конкурируют с газораспределительной организацией, а их появление лишь порождает посредников в перепродаже по свободной цене, в том числе и под видом платы за согласие на подключение товара, ранее приобретенного ими по регулируемой цене у газораспределительной организации (вторичного рынка мощности).
Таким образом, правильным является вывод судов о том, что законодательством в сфере газоснабжения предусмотрено, что выдача технических условий о подключении и дальнейшее заключение договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляются исключительно газораспределительными организациями, а участие в этом процессе некоммерческой организации допускается только при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газопотребления, принадлежащей такой организации в качестве имущества общего пользования либо при необходимости иного использования такого имущества, чего в случае подключения объекта Нечаева П.Б. не усматривается.
Антимонопольный орган отмечает, что граждане на основании ст. 8 и подп. 9 п. 1 ст. 19 Федерального закона в„– 66-ФЗ вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке с заключением с некоммерческим объединением договора о порядке пользования и эксплуатации имущества общего пользования, а в силу ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Поэтому и абонентом в договоре о поставке газа может выступать по выбору собственника домовладения как сам собственник, так и добровольно созданное либо привлеченное с его участием юридическое лицо, приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления такому собственнику (нанимателю) коммунальной услуги по газоснабжению. Указанный конституционный запрет в полной мере распространяется на газораспределительную организацию, пособничество которой в принуждении к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем также недопустимо.

Как установлено судами, и следует из материалов дела, решением управления от 06.04.2015 в„– 06-04/13 по жалобе Нечаева П.Б. в действиях газораспределительной организации (акционерное общество "ГАЗЭКС" в составе группы лиц с открытым акционерным обществом "Уральские газовые сети") установлено нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в возложении на контрагентов-застройщиков обязанности по предварительному согласованию осуществления подключения технологического присоединения к сети газораспределения с третьими лицами, и с последующим невыполнением предупреждения от 24.04.2014 в„– 10 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), путем исключения из ТУ от 26.07.2013 в„– з/3.5-1/274/П-ур условия о необходимости получения разрешения кооператива по газификации на подключение в срок до 23.05.2014.
Не согласившись с решением от 06.04.2015 в„– 06-04/13, общество "ГАЗЭКС" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения антимонопольного органа недействительным.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора судами установлено, что Нечаеву П.Б. заявителем предоставлены (по его заявке) технические условия ТУ в„– з/3.5-1/274/П-ур от 26.07.2013, которые содержали условие о необходимости получения Нечаевым П.Б. разрешения кооператива по газификации на подключение в срок до 23.05.2014.
Основанием для возбуждения антимонопольным органом дела в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 и ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции явилось заявление Нечаева П.Б. от 20.03.2014 о нарушении антимонопольного законодательства, а также последующее невыполнение предупреждения управления от 24.04.2014 в„– 10 о необходимости прекращения указанных действий (бездействия), содержащих признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, путем исключения из ТУ в„– з/3.5-1/274/П-ур от 26.07.2013 условия о необходимости получения разрешения кооператива по газификации на подключение в срок до 23.05.2014.
Доводы общества "Уральские газовые сети" о нарушении управлением процедуры рассмотрения дела обоснованно отклонены судами.
Управлением 24.07.2015 (исх. в„– 9710 от 28.07.2015) вынесено определение по делу в„– 06-05/13 об исправлении опечатки, в котором исправлена опечатка, допущенная в решении от 06.04.2015 по делу в„– 06-04/13, в определениях об отложении рассмотрения дела в„– 06-04/13 от 14.07.2014, от 10.09.2014, от 29.10.2014, от 17.12.2014, от 28.01.2015, а также в определении о назначении дела в„– 06-04/13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, в которых неверно указана дата изготовления определения о назначении дела в„– 06-04/13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению - 20.06.2014, вместо подлежащей указанию даты - 23.06.2014.
Управлением также исправлена опечатка в решении от 06.04.2015 по делу в„– 06-04/13, в определениях об отложении рассмотрения дела в„– 06-04/13 от 14.07.2014, от 10.09.2014, от 29.10.2014, от 17.12.2014, от 28.01.2015, а также в определении о назначении дела в„– 06-04/13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению в части даты вынесения Приказа в„– 212 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела в„– 06-04/13 о нарушении антимонопольного законодательства, а именно - 20.06.2014, вместо подлежащей указанию даты - 23.06.2014.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению. В случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных настоящей главой, указанный срок рассмотрения дела может быть продлен комиссией, но не более чем на шесть месяцев.
Следовательно, предельный срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлен в рамках девятимесячного срока.
Дата возбуждения дела исчисляется с момента вынесения определения о назначении дела к рассмотрению, а именно (с учетом исправления опечатки) с 23.06.2014. Следовательно, предельным сроком рассмотрения дела считается - 23.03.2015.
Согласно ч. 2 ст. 49 Закона о защите конкуренции резолютивная часть решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела, должна быть подписана всеми членами комиссии, участвовавшими в принятии решения, и приобщена к делу.
Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Резолютивная часть решения оглашена - 11.03.2015, то есть в эту дату дело было рассмотрено и его рассмотрение закончено оглашением резолютивной части в пределах установленных Законом о защите конкуренции сроков.
Решение изготовлено по истечении десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения (что антимонопольный орган не оспаривает), однако, данный срок пресекательным не является, закон не содержит положений о том, что нарушение перечисленных выше сроков влечет признание решения недействительным.
В соответствии со ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Действия по выдаче технических условий являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа (аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.09.2009 в„– 6057/09).
Общество "ГАЗЭКС" оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям по тарифам, установленным Приказом ФСТ России от 04.12.2012 в„– 325-э/2, а также составляющие их услуги по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Газораспределительной, согласно п. 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 в„– 317, может быть организация собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о защите конкуренции установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.
В антимонопольном законодательстве группой лиц признается совокупность лиц, конкуренция среди которых и признаки ее ограничения заведомо не проявляются (ч. 1 ст. 9, п. 7, 17 и 21 ст. 4, ст. 31 Закона о защите конкуренции). Поэтому лица, действующие как группа лиц, включаются в реестр исходя из их совокупной доли на рынке в составе группы лиц, которая рассматривается как единый хозяйствующий субъект (п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.1998 в„– 324, п. 10, 12 и 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 в„– 30).
Причем субъект естественной монополии, как и любой хозяйствующий субъект, также может быть представлен группой лиц, положение которой на товарном рынке в целом признается доминирующим (ч. 2 ст. 3 Закона о естественных монополиях).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество "Уральские газовые сети" передало в пользование и владение собственные газораспределительные сети по договору аренды от 01.10.2007 обществу "ГАЗЭКС", а последнее, в свою очередь, привлекло по договору в„– 18И-01/08 общество "Уральские газовые сети" к эксплуатации как собственных, так и арендованных газораспределительных сетей.
В связи с чем общество "ГАЗЭКС" осуществляет деятельность по транспортировке газа по своим сетям и сетям, арендуемым у общества "Уральские газовые сети", которое осуществляет деятельность по техническому обслуживанию всех этих сетей, а также деятельность в качестве агента общества "ГАЗЭКС" по сбору платы с абонентов за газ.
По существу услуга по транспортировке энергетического ресурса (газа, тепловой либо электрической энергии и т.п.) представляет собой комплекс (совокупность) организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание соответствующих сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, и соответственно обеспечивающим передачу данного ресурса, поскольку, только в случае надлежащего содержания сетей возможна передача по ним ресурса и получение прибыли от такого использования сетей.
Поэтому, помимо извлечения плодов (продукции, доходов) от использования сети газораспределения, к функциям газораспределительной организации относится поддержание сетей в надлежащем состоянии для получения платы за транспортировку газа.
Таким образом, такие функции газораспределительной организации может осуществлять как одно лицо, так и несколько лиц, а между обществом "ГАЗЭКС" и обществом "Уральские газовые сети", данные функции разделены: одна осуществляет коммерческую эксплуатацию (заключает договоры, получает плату), другое осуществляет техническую эксплуатацию данных сетей.
В силу того, что данные организации совместно осуществляют вышеуказанные функции, выступая под одним логотипом, в одном едином интересе, совершая друг за друга определенные действия, суды обоснованно поддержали выводы управления о том, что они совместно представляют собой газораспределительную организацию.
Помимо этого, п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции содержит признак вхождения лиц в одну группу - хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.
Применительно к агентскому договору условие об обязательности исполнения агентом указаний принципала содержится в императивной норме (п. 1 ст. 422 и п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обществом "Уральские газовые сети" и обществом "ГАЗЭКС" заключены агентские договоры от 06.02.2007 в„– 223/07 и от 01.04.2010 в„– 223/04/10. По условиям данных договоров общество "ГАЗЭКС" поручает, а общество "Уральские газовые сети" за вознаграждение берет на себя обязательства от имени и за счет общества "ГАЗЭКС" совершать указанные в договорах действия.
В соответствии с вышеуказанными агентскими договорами общество "Уральские газовые сети" выполняет мероприятия по поддержанию в исправном техническом состоянии газораспределительные сети, что является неотъемлемой частью услуги по транспортировке газа по данным сетям.
Судами также учтено, что на сайте http://edisclosure.azipi.ru/organization/363266a по состоянию на 31.03.2015, на 31.03.2014, на 31.03.2013 обществом "Уральские газовые сети" раскрыта информация, согласно которой оно с 21.09.2012 входит в одну группу лиц с обществом "ГАЗЭКС".
При таких обстоятельствах выводы антимонопольного органа, поддержанные судами, о том, что общество "Уральские газовые сети" и общество "ГАЗЭКС" образуют группу и рассматриваются как единый хозяйствующий субъект.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 в„– 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила в„– 83-1), а также Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила в„– 83-2).
Подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения согласно п. 4 Правил в„– 83-2 осуществляется поэтапно. При этом по всем последующим после заключения договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газоснабжения этапам подключение согласно п. 5 Правил в„– 83-2 осуществляется в порядке, установленном Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 в„– 317), в соответствии с п. 15 и п. 16 которых технические условия на присоединение к газораспределительной системе выдаются именно газораспределительной организацией.
Согласно п. 15 Правил в„– 83-1 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора, порядок заключения и исполнения которого определяется Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 в„– 360).
Существенными условиями договора о подключении согласно п. 12 Правил в„– 360 являются местоположение точек подключения не далее границ земельного участка застройщика (подп. "ж") и размер платы за подключение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. "г").
При этом условия подключения согласно п. 7 Правил в„– 83-2 также должны предусматривать подключение в пределах границ земельного участка, за исключением случаев, установленных п. 7 Правил в„– 83-1, одним из которых является подключение к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнение организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, за счет средств застройщика работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей.
Обществом "ГАЗЭКС" Нечаеву П.Б. выданы технические условия от 26.07.2013 в„– з/3.5-1/274/П-ур подключения жилого дома по адресу: г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Павших борцов, д. 44, к газораспределительной сети со сроком действия 36 месяцев, в соответствии с которыми Нечаеву П.Б. необходимо до проектирования получить разрешение от кооператива по газификации (председатель - Кац Б.Н.), замененного затем на Билимбаевское сельское территориальное управление.
В соответствии с п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, к которым в том числе относятся жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.04.1998 в„– 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон в„– 66-ФЗ) граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Под садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) в ст. 1 Федерального закона в„– 66-ФЗ понимается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение): под имуществом общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Согласно п. 17 Правил в„– 83-1 в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 34, действующих с 01.03.2014 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 в„– 1314, далее - Правила в„– 1314), в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.
Право собственности на новую вещь согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретается лицом, изготовившим или создавшим ее для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, а собственник земельного участка в соответствии п. 2 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке, если иное не предусмотрено законом или договором. Застройка земельного участка регулируется п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Территориальное планирование согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется подготовка документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, под которыми понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проектная документация на линейные объекты согласно подп. "е" п. 34 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 в„– 87) должна содержать технико-экономическую характеристику проектируемого линейного объекта (категория, протяженность, проектная мощность, пропускная способность, грузонапряженность, интенсивность движения, сведения об основных технологических операциях линейного объекта в зависимости от его назначения, основные параметры продольного профиля и полосы отвода и др.).
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление, к которому согласно подп. "в" п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилагается схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам.
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты (п. 11); под территориями общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12).
Согласно п. 84 Правил в„– 1314 в целях проведения заявителем согласительных процедур с собственниками земельных участков, на которых планируется строительство сетей газораспределения, исполнитель направляет заявителю информацию о наличии таких земельных участков и их собственниках в течение 5 рабочих дней со дня подписания акта выбора трассы газопровода или проекта планировки территорий под строительство газопроводов. При этом установлена обязанность исполнителя выполнить условия договора о подключении при необходимости осуществления строительства сетей газораспределения по землям, находящимся в частной собственности у третьих лиц, с обязательным получением письменного согласия собственника земельного участка, на котором планируется строительство сетей газораспределения, о возможности строительства (подп. "л" п. 83 Правил в„– 1314).
Проанализировав изложенные положения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что законодательством в сфере газоснабжения предусмотрено, что выдача технических условий о подключении и дальнейшее заключение договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляются исключительно газораспределительными организациями, а участие в этом процессе некоммерческой организации допускается только при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газопотребления, принадлежащей такой организации в качестве имущества общего пользования либо при необходимости иного использования такого имущества, чего применительно к рассматриваемой ситуации подключения объекта Нечаева П.Б. судами не установлено.
Участие в финансировании строительства (в том числе в части проектирования) на территориях общего пользования линейных объектов, параметры которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и земельным законодательством учитывают потребности не только тех застройщиков, за счет средств которых они возведены (инвесторов), но и потребности будущих застройщиков, заведомо осуществляется в интересах и за счет всех таких (нынешних и потенциальных) застройщиков, образующих множественность лиц на стороне выгодоприобретателя.
Такие действия заведомо не направлены на обеспечение исключительно (непосредственно) своих интересов, даже, если совершая их указанные лица ошибочно предполагают, что действуют исключительно в своем собственном интересе, а потому могут приводить к неосновательному обогащению других лиц, что в силу ст. 987 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для применения правил об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации), но не возникновению права собственности или иного законного основания принадлежности линейных объектов лицам, за счет средств которых они спроектированы (возведены) на территориях общего пользования.
В таких случаях у газораспределительной организации заведомо отсутствуют законные основания рассматривать таких инвесторов в соответствии с п. 34 Правил в„– 1314 и п. 17 Правил в„– 83-1 в качестве основных абонентов и направлять к ним новых застройщиков при подключении к газораспределительной сети за предварительным согласованием (разрешением) осуществления подключения (технологического присоединения). При этом достаточным является последующее уведомление газораспределительной организацией этих инвесторов о каждом уже свершившемся факте подключения нового застройщика, целях защиты своих гражданских прав такой инвестор вправе избрать иной способ защиты с определением конкретных форм, размеров и субъектов возмещения.
На основании изложенного доводы общества "ГАЗЭКС" о том, что кооператив правомерно рассмотрен им в качестве будущего собственника сети газопотребления и основного абонента; правомерности установления требования в технических условиях о необходимости получения согласия от кооператива по газификации, правомерно отклонены судами.
Вопреки доводам АО "Уральские газовые сети" апелляционный суд верно указал, что из судебного акта не усматривается, что судом первой инстанции сделаны выводы, затрагивающие права, обязанности или законные интересы ПГК "Запрудный". При этом выводы суда мотивированы, вытекают из проанализированных судом правовых положений, регулирующих спорные правоотношения, оснований для переоценки указанных выводов не имеется.
Довод о последующей замене кооператива по газификации на собственника сетей - городской округ Первоуральск, получил надлежащую правовую оценку в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 7 Закона о газоснабжении к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа газоснабжения населения, осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
Так, орган местного самоуправления в соответствии с п. 7 Правил в„– 83-1 и п. 6 Правил в„– 1314 предоставляет сведения об организации, выдающей технические условия с указанием ее наименования и местонахождения, на основании схем газоснабжения и газификации субъекта РФ и (или) поселения, а также на основании региональной программы газификации.
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства ГО Первоуральск в письме (исх. в„– 1784 от 06.08.2014) сообщено, что в ГО Первоуральск схемы газоснабжения и газификации не разработаны. Вместе с тем, Администрацией Первоуральского ГО в соответствии с п. 6 Правил в„– 1314 в качестве газораспределительной организацией, обязанной выдать Нечаеву П.Б. технические условия, определено ЗАО "ГАЗЭКС" (письмо от 26.02.2015 исх. в„– 01-622), а потому, у газораспределительной организации отсутствовали законные основания для отказа от заключения договора о подключении.
Таким образом, в действиях органа местного самоуправления по предоставлению сведений об организации, которая обязана выдать технические условия, присутствует властная составляющая, которую в свою очередь вправе оспорить газораспределительная организация в случае несогласия с действиями (решение) органа местного самоуправления.
При этом орган местного самоуправления не может являться газораспределительной организацией, соответственно, не может являться исполнителем по договору о подключении, а также не имеет газоиспользующего оборудования, а, соответственно, данную сеть нельзя считать сетью газопотребления.
Вступление с 01.03.2014 в силу Правил в„– 1314 не изменяет правоотношение, возникшее на основании выданных Нечаеву П.Б. технических условий от 26.07.2013 в„– з/3.5-1/274/П-ур.
Согласно п. 3 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2007 в„– 360 в случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий, исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия.
В соответствии с п. 16 Правил в„– 83-1 и п. 33 Правил в„– 1314 обязательства организации, предоставившей технические условия, прекращаются в случае, если в течение одного года с момента предоставления правообладателю земельного участка указанных технических условий он не определит необходимую ему для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных ему технических условий и не подаст заявку о таком подключении (технологическом присоединении).
Согласно п. 1 ст. 417 Гражданского кодекса Российской Федерации если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
При этом наличие возможности исполнения газораспределительной организацией соответствующего обязательства после вступления в силу Правил в„– 1314 подтверждается тем, что согласно распоряжению от 28.10.2014 в„– З/201-Р-Пер-к, наряду-заказу от 29.10.2014 общество "ГАЗЭКС" осуществило врезку (присоединение) и первичный пуск газа на объект Нечаева П.Б., а по состоянию на январь 2015 года с ним заключены договоры газоснабжения и обслуживания внутридомового газового оборудования.
Учитывая установленные обстоятельства и изложенные правовые нормы, суды пришли к обоснованным выводам о том, что направление Нечаева П.Б. для получения новых технических условий, а также за предварительным разрешением на подключение к третьим лицам не предусмотрено законодательством, а включение в технические условия от 26.07.2013 в„– з/3.5-1/274/П-ур условия о необходимости получения у третьих лиц согласия на подключение к сети газораспределения и дальнейшее невыполнение газораспределительной организацией предупреждения антимонопольного органа от 24.04.2014 в„– 10, нарушает п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения от 06.04.2015 по делу в„– 06-04/13.
Фактические обстоятельства установлены судами в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дела, доводам и возражениям сторон судами дана надлежащая правовая оценка, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителями жалоб положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
При подаче кассационных жалоб обществом "Уральские газовые сети" по платежному поручению от 31.12.2015 в„– 30896 и обществом "ГАЗЭКС" по платежному поручению от 31.12.2015 в„– 8897 уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., которая на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета в сумме 1500 руб. соответственно.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.09.2015 по делу в„– А60-31843/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы акционерного общества "ГАЗЭКС" и акционерного общества "Уральские газовые сети" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Уральские газовые сети" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 31.12.2015 в„– 30896.
Возвратить акционерному обществу "ГАЗЭКС" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 31.12.2015 в„– 8897.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО

Судьи
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ


------------------------------------------------------------------