По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30.03.2016 N Ф09-2331/16 по делу N А76-18603/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 11.20.1 КоАП РФ за проезд тяжелой техники через действующие магистральные нефтепроводы при наличии установленных щитов с надписью "движение техники запрещено" и без письменного разрешения предприятия трубопроводного транспорта.
Решение: Требование удовлетворено, так как обстоятельства данного правонарушения не исследованы, в постановлениях уполномоченного органа надлежащим образом не отражены, осмотр места совершения, фиксация обстоятельств, подтверждающих наличие данного нарушения, не произведены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2016 г. в„– Ф09-2331/16
Дело в„– А76-18603/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому, и атомному надзору (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.11.2015 по делу в„– А76-18603/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Южно-Уральская железная дорога (далее - общество) - Лычагин А.И. (доверенность от 23.07.2015).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 14.07.2015 в„– 31-17/95 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.
Решением суда от 03.11.2015 (судья Худякова В.В.) постановление управления от 14.07.2015 в„– 31-17/95 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.20.1 Кодекса, признано незаконным и отменено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 (судьи Костин В.Ю., Малышев М.Б., Плаксина Н.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, заявленные обществом требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 21.07.1997 в„– 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности), Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных заместителем министра топлива и энергетики России 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 в„– 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Управление полагает ошибочным вывод судов о недоказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 11.20.1 Кодекса, и вины общества в его совершении. Управление ссылается на то, что Кодекс в данном случае не предусматривает необходимости составлять протокол осмотра в порядке ст. 27.8 Кодекса.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела актом о нарушении, выявленном в охранной зоне линейной части МН (МНПП) НПС/ЛПДС Бердяуш, от 25.04.2015 зафиксировано, что 05.04.2015 около 14 ч. 40 мин. в Саткинском районе Челябинской области МН "УБКУА" на 1312 км, МН "НКК" на 1530 км, МН "ТОН-1" на 365 км, МН "ТОН-2" на 367 км, обозначенных опознавательными знаками - щитами с надписью "движение запрещено" совершен проезд тяжелой техники Путевой машинной станции в„– 16 Южно-Уральской дирекции по ремонту пути под управлением работников указанной организации (5 бульдозеров, 3 автогрейдера) без письменного разрешения предприятия трубопроводного транспорта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения исполняющим обязанности Челябинского транспортного прокурора в отношении общества постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 11.20.1 Кодекса.
Сделав вывод о том, что действия общества нарушают требования подп. "в" 4.4 и п. 5.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, управление вынесло постановление от 14.07.2015 в„– 31-17/95 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.20.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.
Считая постановление управления от 14.07.2015 в„– 31-17/95 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.20.1 Кодекса, незаконным и подлежащим отмене, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление управления от 14.07.2015 в„– 31-17/95 о привлечении общества к административной ответственности, суды исходили из недоказанности материалами дела события вменяемого обществу административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Согласно ст. 11.20.1 Кодекса совершение в охранных зонах магистральных трубопроводов действий, запрещенных законодательством Российской Федерации, либо выполнение в охранных зонах магистральных трубопроводов работ без соответствующего разрешения предприятия трубопроводного транспорта или без его уведомления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до двух миллионов пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 ст. 3 Закона о промышленной безопасности предусмотрено, что требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу п. 1 ст. 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами в соответствии с названным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Федеральному закону.
Из содержания подп. "в" 4.4 и п. 5.1 Правил охраны магистральных трубопроводов следует, что в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается, в частности сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды. Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении "Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода" (Приложение 1) от предприятия трубопроводного транспорта. Разрешение на производство работ может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы.
Таким образом, вменяемое обществу административное правонарушение затрагивает вопросы промышленной безопасности эксплуатации нефтепровода.
В силу ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
На основании ч. 2 ст. 28.4 Кодекса о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 названного Кодекса.
Частью 2 ст. 28.2 Кодекса предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела постановление прокурора о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 11.20.1 Кодекса, акт о выявленном в охранной зоне линейной части нарушении от 25.04.2015, заявление начальника НПС "Бердяуш" на имя Челябинского транспортного прокурора, постановление управления от 14.07.2015 в„– 31-17/95 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.20.1 Кодекса, объяснения охранника Стоцкого И.В., суды при рассмотрении спора по существу пришли к выводу о том, что в данном конкретном случае управлением обстоятельства, раскрывающие объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения, исследовались не в полной мере и своего надлежащего отражения в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также в оспариваемом постановлении о привлечении общества к административной ответственности не нашли.
Судами также отмечено, что текст оспариваемого постановления управления от 14.07.2015 в„– 31-17/95 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.20.1 Кодекса, содержит сведения о том, что проезд тяжелой техники через действующие магистральные нефтепроводы совершен работниками общества при наличии опознавательных знаков - щитов с надписью "движение техники запрещено".
Однако, на имеющейся в материалах дела фотографии, содержащей изображение таблички "движение техники запрещено", никаких транспортных средств не изображено. Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела фотографий транспортных средств видно, что рядом с транспортными средствами отсутствуют опознавательные знаки с подобной надписью. При этом сведений о лице, выполнившем указанные фотографии, времени их выполнения и о том, как они относятся к материалам административного дела не представлено.
Судами с учетом положений ст. 27.1 Кодекса также указано, что, не имея в данном конкретном случае возможности составить протокол об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения, административный орган (в данном случае прокурор) не произвел осмотр места совершения вменяемого обществу правонарушения с целью фиксации обстоятельств, подтверждающих его совершение.
Правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки имеющихся в материалах дела документов и установленных по делу фактических обстоятельств в их совокупности, суды пришли к правомерному выводу о недоказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 11.20.1 Кодекса.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление управления от 14.07.2015 в„– 31-17/95 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.20.1 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 500 000 руб.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на ошибочность вывода судов о недоказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 11.20.1 Кодекса, подлежит отклонению как не нашедшая своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Ссылка управления, изложенная в кассационной жалобе, на то, что Кодекс в данном случае не предусматривает необходимости составлять протокол осмотра в порядке ст. 27.8 Кодекса подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела.
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2015 по делу в„– А76-18603/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому, и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.ПОРОТНИКОВА
Судьи
С.Н.ВАСИЛЕНКО
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
------------------------------------------------------------------