По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.03.2016 N Ф09-1561/16 по делу N А50-10800/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 15.15.4 КоАП РФ за расходование обществом бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
Решение: Требование удовлетворено, так как спорные средства, направленные на приобретение недвижимости, разработку обоснований инвестиций в строительство, осуществление функций технического заказчика, использованы для исполнения договора об участии субъекта РФ в уставном капитале общества, размер штрафа не мотивирован. Дополнительно: Неполнота собранных в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении материалов не может быть устранена в ходе судебной проверки оспариваемого постановления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Пермского края
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. в„– Ф09-1561/16
Дело в„– А50-10800/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Гусева О.Г., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края (ИНН: 5902290917, ОГРН: 1035900070293; далее - министерство, административный орган, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2015 по делу в„– А50-10800/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "РВ-Пермь" (ИНН: 5903106487, ОГРН: 1135903002388, далее - общество "РВ-Пермь", заявитель) - Сунцева П.В. (доверенность от 20.05.2015);
министерство финансов - Ясинский Н.И. (доверенность от 11.01.2016 в„– 2), Томилина О.Н. (доверенность от 14.01.2016 в„– 8).
Открытое акционерное общество "РВ-Пермь" (далее - заявитель, общество "РВ-Пермь") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства финансов от 12.05.2015 в„– 39-07-30-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 09.10.2015 (судья Дубов А.В.) требования общества "РВ-Пермь" удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство финансов просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а именно: положений ст. 9, 10, 71, 133, 153, 162, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 4.1, 24.5, 26.1, 29.10 Кодекса, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению министерства, им представлены исчерпывающие доказательства того, что разработка проектно-сметной документации на строительство была возможна без приобретения дополнительных объектов недвижимости, поскольку еще до заключения договора от 22.08.2013 в„– 8 (о внесении 150 000 000 руб. бюджетных средств) заключен договор от 09.08.2013, определяющий земельные участки, которые предоставлены для целей проектирования объектов транспортно-пересадочного узла и проведения изыскательских работ. Приобретение объектов недвижимого имущества не имело каких-либо правовых последствий для решения вопроса с приобретением и использованием земельных участков во исполнение условий договора от 22.08.2013 в„– 8 о разработке проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 26.12.1995 в„– 208-ФЗ "Об акционерных обществах" отмечает, что обществом "РВ-Пермь" в материалы дела не представлено доказательств об одобрении сделок Министерством транспорта и связи Пермского края (далее - министерство транспорта и связи), осуществляющего от имени Пермского края права акционера общества "РВ-Пермь".
По мнению министерства финансов, судами не учтено, что помимо приобретения объектов недвижимого имущества в вину обществу "РВ-Пермь" также вменялось и неисполнение договорных обязательств (неперечисление аванса в полном объеме в размере 30%), поскольку это является одним из условий для предоставления бюджетных инвестиций.
Министерство финансов считает, что судами ошибочно указано на нарушение им ч. 2, 3 ст. 4.1 Кодекса, поскольку при вынесении постановления от 12.05.2015 в„– 39-07-30-10 административным органом учтены имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, в результате чего обоснованно назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6% от суммы бюджетной инвестиции. Заявитель жалобы также отмечает, что судами в нарушение положений ст. 133, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлечено в качестве третьего лица министерство транспорта и связи, которое как акционер несет риск убытков, связанных с деятельностью общества "РВ-Пермь".
В отзыве на кассационную жалобу общество "РВ-Пермь" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. По его мнению, установленные министерством финансов обстоятельства не образуют состав вмененного обществу "РВ-Пермь" правонарушения. Единственным условием предоставления инвестиций в виде покупки акций в уставном капитале общества "РВ-Пермь" является передача права собственности на эти акции, что сделано в срок.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, министерством финансов проведена проверка расходования обществом "РВ-Пермь" денежных средств, перечисленных из бюджета Пермского края.
По результатам проверки составлен акт от 27.08.2014 в„– 27 в котором отражено, что обществом "РВ-Пермь" допущено расходование 75 395 858,44 руб. бюджетных средств, поступивших от министерства транспорта на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным ст. 12 Закона Пермского края от 19.12.2012 в„– 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", п. 3 Постановления Правительства Пермского края от 16.04.2013 в„– 258-п "Об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь", п. 3.1 договора от 22.08.2013 в„– 8 об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь".
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении общества "РВ-Пермь" 24.04.2015 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса.
Постановлением министерства финансов от 12.05.2015 в„– 39-07-30-10 общество "РВ-Пермь" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса, в виде штрафа в сумме 4 523 751,51 руб.
Не согласившись названным постановлением, общество "РВ-Пермь" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях общества "РВ-Пермь" состава вменяемого правонарушения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 19.12.2012 в„– 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" исполнительные органы государственной власти Пермского края, осуществляющие функции в соответствующей сфере деятельности, направляют в 2013 - 2015 гг. в установленном порядке в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований средства краевого бюджета в уставный капитал, в том числе общества "РВ-Пермь" в 2013 году в сумме 150 000 000 руб. на разработку проектно-сметной документации транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с Соглашением между Пермским краем и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 гг. от 17.12.2012 в„– 1245.
Постановлением Правительства Пермского края от 16.04.2013 в„– 258-П установлено, что Пермский край участвует в уставном капитале открытого акционерного общества "РВ-Пермь" путем приобретения акций открытого акционерного общества "РВ-Пермь", что составит 50 (пятьдесят) процентов уставного капитала названного общества, предусмотрено внесение в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества "РВ-Пермь" денежных средств в размере 150 000 000 руб. на разработку проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с соглашением от 17.12.2012 в„– 1245 между Пермским краем и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 гг.
Согласно п. 3.1 названного постановления министерство транспорта и связи является уполномоченным органом, осуществляющим от имени Пермского края права акционера общества "РВ-Пермь".
Пунктом 6 постановления министерству транспорта и связи предписано внести от имени Пермского края в уставный капитал общества "РВ-Пермь" денежные средства в размере 150 000 000 руб., а также осуществить иные организационные мероприятия и юридические действия, необходимые для участия Пермского края в уставном капитале общества "РВ-Пермь".
Между министерством транспорта и связи и обществом "РВ-Пермь" заключен договор от 22.08.2013 в„– 8 об участии Пермского края в уставном капитале общества "РВ-Пермь".
Данный договор определяет порядок направления министерством транспорта и связи в уставный капитал общества "РВ-Пермь" бюджетных средств в сумме 150 000 000 руб. для финансирования оплаты 150 000 000 акций в уставном капитале общества "РВ-Пермь" в целях разработки проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории в соответствии с соглашением от 17.12.2012 в„– 1245 "О взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2013 - 2016 года" между Пермским краем и открытым акционерным обществом "РЖД" (далее - общество "РЖД").
Между обществом "РВ-Пермь" и министерством транспорта и связи 20.12.2013 заключен договор купли-продажи акций в„– 15, по которому общество как продавец передает в собственность министерства как покупателя 150 000000 акций общества номинальной стоимостью 1 рубль за акцию, а покупатель обязуется оплатить передаваемые акции в течение 5 рабочих дней с даты подписания договора.
Платежным поручением от 27.12.2013 в„– 81 денежные средства в сумме 150 000 000 руб. перечислены обществу "РВ-Пермь" министерством транспорта и связи. Сведения о приобретении Пермским краем акций общества "РВ-Пермь" внесены в реестр акционеров 28.01.2014.
Между обществом "РВ-Пермь" и обществом с ограниченной ответственностью "РВ-Проект" (далее - общество "РВ-Проект") 06.12.2013 заключен договор в„– 6-12-13-РВП/Д-1 на разработку проектно-сметной документации, необходимой для строительства транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-2 на общую сумму 153 742 510 руб. по условиям которого общество "РВ-Пермь" обязалось в течение 10 дней с момента подписания договора перечислить аванс в размере 30% от суммы договора, а общество "РВ-Проект" в течение 230 дней с момента поступления авансового платежа разработать проектно-сметную документацию.
Общая сумма перечисленного "РВ-Пермь" аванса по указанному договору составила 11 500 000 руб., то есть в размере 7,84%.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что основанием для привлечения общества "РВ-Пермь" к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса, послужили выводы административного органа о том, что при отсутствии иных источников финансирования обществом "РВ-Пермь" допущено расходование 75 395 858,44 руб., поступивших от министерства транспорта и связи на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным ст. 12 Закона Пермского края 19.12.2012 в„– 139-ПК, п. 3 Постановления Правительства Пермского края от 16.04.2013 в„– 258-п, п. 3.1 договора от 22.08.2013 в„– 8 "об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь".
При этом событие правонарушения административный орган усматривает в том, что общество "РВ-Пермь" с нарушением условий предоставления бюджетных инвестиций заключило договоры, а именно договор купли-продажи недвижимого имущества от 27.03.2014, имеющий двойной номер: НЮ-451/14 и в„– ЦРИ/4/КП/6004/14/000047 на сумму 300 000 000,00 руб. (оплачено 50 000 000,00 рублей), договор на разработку архитектурно-градостроительного решение от 05.12.2013 в„– 5-12-13 РВП/Д-1 на сумму 20 391 030,00 руб. и дополнительное соглашение к договору от 05.12.2013 в„– РВП/Д-1 на сумму 12 455 390,00 руб. (оплачено 22 976 090,00 руб.), договор на выполнение функций технического заказчика от 06.12.2013 в„– 6-12-13 РВП/Д-2 на сумму 7 687 125,50 руб. (оплачено 1 600 000,00 руб.), договор о правовом обслуживании от 23.10.2013 в„– 01/2013 (оплачено 350 000,00 руб.) и другие договоры, повлекшие расходование средств в общей сумме 75 395 858,44 руб.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды согласились с позицией общества "РВ-Пермь" о том, что денежные средства в сумме 75 395 858,44 руб. направленные обществом "РВ-Пермь" на приобретение объектов недвижимости у общества "РЖД", на разработку обоснований инвестиций в строительство и архитектурно-градостроительных решений, на осуществление функций технического заказчика по договорам с обществом "РВ-Проект", использованы для исполнения договора от 22.08.2013 в„– 8 "Об участии Пермского края в уставном капитале ОАО "РВ-Пермь", указанной в п. 1.1 договора, в связи с чем пришли к обоснованному выводу о недоказанности административным органом состава вменяемого обществу "РВ-Пермь" правонарушения.
Как обоснованно учтено судами, что в рассматриваемом деле между сторонами возник спор правомерности и обоснованности направления обществом "РВ-Пермь" бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимости у общества "РЖД", на разработку обоснований инвестиций в строительство и архитектурно-градостроительных решений, на осуществление функций технического заказчика, на правовое обслуживание, административный орган в силу требований ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что принятие обществом "РВ-Пермь" указанных мер (заключение договоров), совершено не в целях исполнения договора от 22.08.2013 в„– 8, а исполнение договора возможно без приобретения дополнительных объектов недвижимости, без привлечения технического заказчика и без правового сопровождения.
Более того, исходя из цели договора от 22.08.2013 в„– 8, содержащую оговорку (с обустройством прилегающей территории) административному органу следовало установить возможность (отсутствие таковой) исполнения договора без приобретения объектов недвижимости и что подразумевали стороны договора (министерство транспорта и связи и общество "РВ-Пермь") при определении предмета договора от 22.08.2013 в„– 8, предусматривающего разработку проектно-сметной документации на строительство транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь-II с обустройством прилегающей территории.
Вместе с тем в оспариваемом постановлении данные обстоятельства не описаны, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в рамках производства по делу об административном правонарушении министерство финансов надлежащим образом устанавливало указанные обстоятельства.
Неполнота собранных в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении материалов не может быть устранена в ходе судебной проверки оспариваемого постановления, поскольку при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества "РВ-Пермь" состав вменяемого административного правонарушения не доказан.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции из содержания оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности следует, что при производстве по делу об административном правонарушении обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены, более того оспариваемое постановление содержит указание на наличие смягчающего ответственность обстоятельства - возврат на дату проведения проверки денежных средств в сумме 74 576 090 руб. В связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что применение административным органом штрафа в размере 6% суммы бюджетной инвестиции, полученной и использованной с нарушением условий ее предоставления (4 523 751,51 руб.), при предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса санкцией в виде штрафа в размере от 2 до 12% суммы полученной бюджетной инвестиции, не мотивировано.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2015 в„– 39-07-30-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.4 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию министерства финансов по делу, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Довод заявителя жалобы о том, что судами не привлечено в качестве третьего лица министерство транспорта и связи, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку вынесенные по настоящему делу судебные акты непосредственно не затрагивают прав, обязанностей, а также законных интересов указанного лица.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 09.10.2015 по делу в„– А50-10800/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
О.Г.ГУСЕВ
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
------------------------------------------------------------------