По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.09.2016 N Ф09-8729/16 по делу N А76-19966/2015
Требование: О взыскании штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Обстоятельства: Штрафы начислены ввиду неисчисления и неуплаты взносов с выплат: 1) За дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом; 2) Пособий по временной нетрудоспособности, полученных родственниками после смерти застрахованных лиц.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как оснований для начисления штрафов не имеется, выплаты не подлежат включению в базу, поскольку: 1) Являются государственными пособиями; 2) Имеют социальную направленность.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2016 г. в„– Ф09-8729/16
Дело в„– А76-19966/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Снежинске Челябинской области (далее - управление Пенсионного фонда) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2016 по делу в„– А76-19966/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления Пенсионного фонда - Лебедева Н.А. (доверенность от 01.09.2016 в„– 10), Пасечникова Н.А. (доверенность от 01.09.2016 в„– 11);
Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Федеральный Ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" (далее - предприятие, страхователь) - Лабодский Д.В. (доверенность от 09.07.2015 в„– 194/76-ДОВ).
Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к предприятию о взыскании суммы финансовых санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 228 129 руб. 03 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Решением суда от 10.02.2016 (судья Кунышева Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Малышев М.Б.) решение суда от 10.02.2016 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Управление указывает на несогласие с выводами судов о правомерном не включении в объект обложения страховыми взносами оплаты дополнительных выходных дней работникам по уходу за детьми-инвалидами и отсутствие обязанности у предприятия предоставлять корректирующие сведения.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в отношении предприятия проведена выездная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 03.12.2014 в„– 08405314АВ0001981. Актом проверки зафиксирован факт занижения базы страховых взносов, а именно страхователем не исчислены и не уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд обязательного медицинского страхования с начисленных выплат работникам "по среднему заработку" за дополнительные дни по уходу за ребенком-инвалидом в сумме 2 740 324 руб. 32 коп. за 2013 год, с частично не принятых к зачету Фондом пособий по временной нетрудоспособности, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности за 2013 год в сумме 85 645 руб. 73 коп., не включение данных сумм привело к занижению базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2013 год.
По результатам рассмотрения материалов проверки заинтересованным лицом принято решение от 12.01.2015 в„– 149026 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за предоставление недостоверных сведений (за неуплату, неполную уплату сумм страховых взносов за 2013 год в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченных взносов и не предоставление корректирующего отчета).
Страхователю предложено уплатить финансовую санкцию в размере 228 129 руб. 03 коп. Требованием от 02.02.2015 в„– 149026 Фонд предложил предприятию уплатить начисленный по результатам проверки штраф в срок до 21.02.2015 в добровольном порядке.
Неисполнение страхователем указанного требования явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для начисления обществу финансовых санкций.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 2 ст. 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Из ч. 4 ст. 215 АПК РФ, следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 в„– 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон в„– 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние 3 месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда в период 2011 - 2013 производилась оплата работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, на которую страхователем не начислены страховые взносы. При принятии решения о привлечении предприятия к ответственности Управление Пенсионного фонда пришло к выводу, о том, что оплата работникам дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами осуществляется работодателем в рамках трудовых отношений, что данная выплата не является видом пособий по государственному социальному страхованию, в связи с чем такая выплата подлежит обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.
Федеральным законом от 24.07.2009 в„– 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) урегулированы отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Частью 1 ст. 7 Закона о страховых взносах предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 9 Закон о страховых взносах не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
На основании п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого фонда направляются на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Следовательно, как верно указано судами, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, является государственным пособием и обложению страховыми взносами не подлежит, что исключает начисление пеней и штрафа.Судами также учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2010 в„– 1798/2010, в которой указано, что по ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Порядок начисления пособия спорным не является.
Часть 3 ст. 17 Закона в„– 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со ст. 11 Закона в„– 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования. Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется. В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон в„– 27-ФЗ не предусматривает.
Суды сделали обоснованный вывод, что при указанных обстоятельствах оснований для привлечения предприятия к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона в„– 27-ФЗ у управления Пенсионного фонда не имелось.
Из решения от 02.02.2015 в„– 149026 о привлечении общества к ответственности следует, что основанием для его принятия, в том числе, послужил вывод заявителя о занижении обществом базы для исчисления страховых взносов в сумме 85 645,73 руб., не принятой Фондом к зачету согласно решению от 12.01.2015 в„– 1 осс-р.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о страховых взносах база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 в„– 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, осуществленные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
В силу п. 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 в„– 101, расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, страхователь на основании предъявленных больничных листов выплатил пособие по временной нетрудоспособности родственникам умерших работников: Олейник Д.Н., Юрковой О.М., Уральцевой О.В., Гончаровой Н.П., Решетниковой С.Н.
Пунктом 5 ст. 15 Федерального закона в„– 255-ФЗ предусмотрено, что начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в п. 68 в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 в„– 9 "О судебной практике по делам о наследовании", право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством не начисленные при жизни застрахованному (умершему) лицу по каким-либо причинам пособие по временной нетрудоспособности не подлежит выплате проживавшим совместно с умершим членом его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали, и не входит в наследственную массу. Поэтому Фондом не была принята к зачету сумма пособий.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что отказ Фонда в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению. При этом в отсутствие опровержения фактов наступления нетрудоспособности застрахованных лиц отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
Оснований для включения выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование не имеется.
Выводы судов являются правильными, с ними следует согласиться.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.02.2016 по делу в„– А76-19966/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Снежинске Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ
------------------------------------------------------------------