По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 N Ф09-8443/16 по делу N А76-25193/2015
Требование: О взыскании с органа МЧС России расходов на оказание медицинских услуг.
Обстоятельства: Государственное учреждение здравоохранения указало на неоплату услуг, оказанных в отношении сотрудников Федеральной противопожарной службы.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оказание услуг, их объем и стоимость не оспаривались, обязанность по возмещению соответствующих расходов предусмотрена законодательством, учреждение не могло отказать в медицинской помощи, несмотря на отсутствие договора, доказательств того, что услуги оказаны в рамках прямых договоров с органом Федеральной противопожарной службы, а также доказательств выделения ему средств для оплаты услуг не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. в„– Ф09-8443/16
Дело в„– А76-25193/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафроновой А.А.,
судей Громовой Л.В., Абозновой О.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Челябинской области (далее - управление МЧС России по Челябинской области) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2016 по делу в„– А76-25193/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть в„– 15 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ ЦМСЧ в„– 15 ФМБА России) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к управлению МЧС России по Челябинской области с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 234 435 руб., вызванных неосновательным уклонением ответчика от заключения договора, и обязании ответчика заключить договор об оказании медицинской помощи и медицинских услуг. Кроме того, истец ходатайствовал о взыскании в его пользу расходов по уплате государственной пошлины в сумме 13 688 руб. 70 коп.
До принятия решения по существу спора истцом заявлено и судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворено ходатайство об изменении исковых требований, в котором истец просил взыскать с ответчика расходы за медицинские услуги в сумме 234 435 руб., а также принять отказ от исковых требований в части обязания ответчика заключить договор об оказании медицинской помощи и медицинских услуг. Частичный отказ от иска принят судом как не противоречащий ч. 5 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в названной части прекращено определением от 29.03.2016.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное учреждение "Специализированное управление Федеральной противопожарной службы в„– 7 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФКУ "Специализированное управление ФПС в„– 7 МЧС России"), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
Определением суда первой инстанции от 16.02.2016 принято изменение наименования третьего лица с ФКУ "Специализированное управление ФПС в„– 7 МЧС России" на Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное управление Федеральной противопожарной службы в„– 7 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ФГКУ "Специальное управление ФПС в„– 7 МЧС России").
Решением суда от 29.03.2016 (судья Пашкульская Т.Д.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 (судьи Махрова Н.В., Бакановой В.В., Румянцевой А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление МЧС России по Челябинской области просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, ФГБУЗ ЦМСЧ в„– 15 ФМБА России оказывало медицинские услуги и диагностические исследования сотрудникам ФГКУ "Специальное управление ФПС в„– 7 МЧС России", а не сотрудникам управления МЧС России по Челябинской области, что исключает возникновение у ответчика обязанности по оплате вышеупомянутых услуг.
Заявитель полагает, что оказание медицинской помощи, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 в„– 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" осуществляется на договорной основе за плату, однако ФГБУЗ ЦМСЧ в„– 15 ФМБА России оказало услуги без размещения государственного заказа и заключения государственного контракта между сторонами.
Кассатор указывает, что МЧС России только с 2015 года передало полномочия управлению МЧС России по Челябинской области по заключению контрактов для оказания медицинской помощи сотрудникам ФГКУ "Специальное управление ФПС в„– 7 МЧС России".
Кассатор считает, что МЧС России, как распорядитель бюджетных средств, должно быть привлечено к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика, а не как третье лицо.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
При рассмотрении спора судами установлено, что в ноябре - декабре 2014 года ФГБУЗ ЦМСЧ в„– 15 ФМБА России оказало медицинские услуги и диагностические исследования на сумму 234 435 руб., что подтверждается актом от 22.01.2015 в„– 16/15 на сумму 234 435 руб., подписанным в одностороннем порядке со стороны исполнителя, картами медицинского осмотра, списками осмотренных сотрудников, результатами медосмотров.
В адрес ответчика истцом выставлена счет фактура в„– 56 от 22.01.2015 в редакции корректировочного счета-фактуры в„– 335 от 25.03.2015 на сумму 234 435 руб.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с требованиями о взыскании с ответчика задолженности за оказанные медицинские услуги в указанном размере.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании долга, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований и доказанности факта оказания услуг, а также наличия неисполненного ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг в размере 234 435 руб.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со п. 7 ст. 3 и подп. "ж" п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" на военнослужащих и приравненных к ним в организации оказания медицинской помощи лиц не распространяется действие данного федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 в„– 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В целях обеспечения реализации прав на медицинское обслуживание названной категории граждан в гарантированном объеме наравне со всеми гражданами Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 в„– 5487-1 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 в„– 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудникам правоохранительных органов и членам их семей, а также отдельным категориям граждан, уволенных с военной службы" были утверждены Правила оказания медицинской помощи (медицинского обслуживания) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, уволенным со службы, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила оказания медицинской помощи), а также Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи (далее - Правила возмещения расходов).
Согласно п. 5 Правил оказания медицинской помощи при отсутствии по месту службы, месту жительства (проживания) или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов по оказанию медицинской помощи этим организациям здравоохранения соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Правил возмещения расходов расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам возмещаются военным округом (флотом), региональным командованием внутренних войск, территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, где проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники (далее - территориальный орган федерального органа исполнительной власти), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в учреждении здравоохранения) на момент оказания медицинской помощи в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения. Учреждение здравоохранения представляет счет-фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил возмещения расходов, для оплаты медицинской помощи, оказанной по неотложным показаниям военнослужащему или сотруднику, находящемуся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях, после завершения его лечения в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи. При оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в п. 3 Правил возмещения расходов, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти (п. 5 Правил возмещения расходов).
С учетом изложенного, суды обосновано пришли к выводу, что в силу положений Правил оказания медицинской помощи и Правил возмещения расходов оказание учреждением здравоохранения военнослужащим или сотрудникам медицинской помощи (включая неотложную) может осуществляться, как на основании заключенного с территориальным органом федерального органа исполнительной власти договора, так и в его отсутствие. При этом оплата медицинских услуг должна производиться территориальным органом федерального органа исполнительной власти по тарифам, действующим в этом территориальном округе.
Применительно к данному делу судами установлено, что территориальным органом федерального органа исполнительной власти является ответчик (управление МЧС России по Челябинской области).
Ответчиком не оспаривается то обстоятельство, что медицинские услуги оказаны лицам, на которых распространяется действие вышеназванных Правил, а равно объем и стоимость оказанных медицинских услуг (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае ФГБУЗ ЦМСЧ в„– 15 ФМБА России не могла отказать в медицинской помощи или прервать лечение сотрудников ФКУ "Специализированное управление ФПС в„– 7 МЧС России", сославшись на отсутствие договора или финансирования, поскольку жизнь и здоровье сотрудников управления МЧС России имеют приоритет над формальными доводами ответчика, своевременно не позаботившегося об урегулировании правовых и финансовых вопросов.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные истцом в подтверждение факта оказания медицинских услуг, в том числе карты медицинского осмотра, списки осмотренных сотрудников, результаты медосмотров, суды сделали верный вывод о том, что истцом оказаны услуги на общую сумму 234 435 руб.
В связи с отсутствием доказательств, подтверждающих оплату данных услуг управлением МЧС России по Челябинской области, суды пришли к правильному выводу о наличии у ответчика обязанности по оплате предоставленной сотрудникам МЧС России медицинской помощи, факт оказания которой подтвержден материалами дела, и правомерно взыскали с ответчика в пользу истца задолженность в указанном размере, руководствуясь ст. 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации и Правилами возмещения расходов.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при рассмотрении спора суду было необходимо рассмотреть вопрос о привлечении МЧС России к субсидиарной ответственности по долгам подведомственного учреждения, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку истцом заявлены исковые требования к управлению МЧС России по Челябинской области, которые и были рассмотрены судами по существу.
Возражения кассатора об оказании медицинских услуг и диагностических исследований сотрудникам ФГКУ "Специальное управление ФПС в„– 7 МЧС России", являющегося самостоятельным юридическим лицом, не могут быть положены в основание отмены обжалуемых судебных актов, поскольку доказательств того, что спорные услуги оказаны в рамках действия прямых договоров, заключенных между истцом и ФГКУ "Специальное управление ФПС в„– 7 МЧС России", и для оплаты названных услуг третьему лицу выделялись соответствующие денежные средства материалы дела не содержат (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд кассационной инстанции принимает во внимание, что в кассационной жалобе ответчик ссылается на передачу ему МЧС России с 2015 года полномочий по заключению контрактов для оказания медицинской помощи сотрудникам ФГКУ "Специальное управление ФПС в„– 7 МЧС России", а рассмотрение спора по существу имело место в 2016 году.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.03.2016 по делу в„– А76-25193/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.А.САФРОНОВА
Судьи
Л.В.ГРОМОВА
О.В.АБОЗНОВА
------------------------------------------------------------------