По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2016 N Ф09-8071/16 по делу N А76-20879/2015
Требование: О признании незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Обществу предписано исключить из пункта положения о закупках повышенные требования к участникам закупки.
Решение: Требование удовлетворено, так как не доказаны нарушение законодательства о закупках и направленность действий на ограничение количества участников размещения заказа, в торгах могут принимать участие претенденты, которые могут удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, включение в документацию о торгах таких условий не является нарушением ФЗ "О защите конкуренции".
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. в„– Ф09-8071/16
Дело в„– А76-20879/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Вдовина Ю.В., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 по делу в„– А76-20879/2015 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель управления - Ростовцева Ю.Г. (доверенность от 16.01.2016 в„– 3).
В Арбитражный суд Уральского округа прибыл представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество, заявитель) - Мамедалиев Р.М. (доверенность от 25.02.2015).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к управлению о признании незаконными решения, предписания от 23.07.2015 по делу в„– 17-03/15.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Луч".
Решением суда от 28.01.2016 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 (судьи Скобелкин А.П., Иванова Н.А., Малышева И.А.) решение суда отменено, заявленные требования общества удовлетворены. Суд признал недействительными решение и предписание от 23.07.2015, вынесенные управлением по делу в„– 17-03/15.
В кассационной жалобе управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение Арбитражного суда Челябинской области оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
По мнению заявителя жалобы, установление на стадии допуска к участию в закупке таких требований как: наличие опыта выполнения работ по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной документацией о размещении заказа, наличие системы менеджмента качества деятельности по предмету аукциона, наличие производственных мощностей (ресурсов) для выполнения работ по предмету аукциона, наличие квалифицированного персонала, в том числе административно-управленческого, ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить работы.
Управление полагает, что установление таких требований на стадии допуска участников к аукциону не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также неспособно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
По мнению заявителя жалобы, спорные требования к участникам закупки являются условиями допуска к участию в закупке, а не критериями оценки; разрешение вопросов по привлечению необходимых специалистов, приобретению техники и материальных ресурсов, получению лицензий связано как с временными затратами, так и с финансовыми; в условиях экономического кризиса не каждая организация или индивидуальный предприниматель решится нести определенные расходы на привлечение дополнительных специалистов и материальных ресурсов, не будучи уверенным в том, что сможет победить в той или иной закупке, с учетом того, что привлечение таких ресурсов необходимо не для оценки его заявки, а для разрешения вопроса о допуске к участию в закупке.
Заявитель жалобы считает неправильными выводы суда апелляционной инстанции о том, что только отсутствие в спорной конкурсной документации ясных и определенных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке может свидетельствовать о нарушении критерия измеримости, поскольку оценка это процесс выявления лучших условий исполнения контракта по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, Федеральный закон от 18.07.2011 в„– 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) не запрещает устанавливать нестоимостные критерии оценки, в том числе качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификацию участников и т.д. не относятся к оспариваемому решению антимонопольного органа, поскольку в данном решении оспаривались требования к участникам закупки как условия допуска к участию, а не как критерии оценки заявок.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.04.2015 в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд www.zakupki.gov.ru, а также на сайтах www.rzd.ru, www.etzp.rzd.ru опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора на капитальный ремонт объектов основных фондов Челябинской дирекции материально-технического обеспечения структурного подразделения "Росжелдорснаб" - филиал общества; документация размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сайтах www.etzp.rzd.ru, www.rzd.ru; на участие в аукционе подана одна заявка - обществом с ограниченной ответственностью "Уралжелдоравтоматика".
Распоряжением общества от 17.07.2014 в„– 1663р принято к руководству и исполнению с 01.01.2015 Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках), утвержденное советом директоров общества 30.06.2014 и размещенное на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона о закупках, содержание которого полностью согласовано с Федеральной антимонопольной службой, что подтверждается ее письмом от 26.06.2014 в„– АЦ/25658-ПР/14.
При рассмотрении дела в„– 17-03/15 комиссией управления принято решение от 23.07.2015 в„– 11701/03 и выдано предписание от 23.07.2015 в„– 17, которым обществу в срок до 21.09.2015 предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в закреплении в п. 159 Положения о закупках следующих требований к участникам закупки: наличие финансовых ресурсов для исполнения договора, наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке, при этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки, наличие деловой репутации, наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, отсутствие просроченной задолженности перед обществом за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе, отсутствие неисполненных обязательств перед обществом, непричинение вреда имуществу обществу, наличие системы менеджмента качества выполнения работ, оказания услуг, поставки и/или производства товаров, являющихся предметом закупки, а именно: исключить из п. 159 Положения о закупках следующие требования к участникам закупки: наличие финансовых ресурсов для исполнения договора, наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке, при этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки, наличие деловой репутации, наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, отсутствие просроченной задолженности перед обществом за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе, отсутствие неисполненных обязательств перед обществом, непричинение вреда имуществу общества, наличие системы менеджмента качества выполнения работ, оказания услуг, поставки и/или производства товаров, являющихся предметом закупки; обществом с момента получения указанного предписания не допускать нарушение ч. 1 ст. 17 Закона защите конкуренции, а именно: при проведении закупок в соответствии с законом о закупках не устанавливать в закупочной документации следующие требования к участникам закупки: наличие финансовых ресурсов для исполнения договора, наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке, при этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки, наличие деловой репутации, наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора, отсутствие просроченной задолженности перед обществом за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе, отсутствие неисполненных обязательств перед обществом, непричинение вреда имуществу общества, наличие системы менеджмента качества выполнения работ, оказания услуг, поставки и/или производства товаров, являющихся предметом закупки; обществу в срок до 01.10.2015 представить доказательства исполнения п. 1 данного предписания; обществу в доказательство исполнения п. 2 названного предписания в течение 2 дней после опубликования извещения о проведении в августе - сентябре 2015 года закупок в соответствии с Законом о закупках, представить в управление копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями, доказательства размещения извещения о проведении закупки на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru).
Полагая, что решение от 23.07.2015 в„– 11701/03, предписание от 23.07.2015 в„– 17 вынесены управлением незаконно и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из законности и обоснованности оспариваемых актов антимонопольного органа.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что управление, принимая оспариваемые решение и предписание, не установило обстоятельств, свидетельствующих о том, что действия общества привели к нарушению Закона о закупках и направлены на ограничение количества участников размещения заказа, а также не обосновало, каким образом спорные требования к участникам привели или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; антимонопольным органом не представлены доказательства того, что включение обществом квалификационных требований в Положение о закупках и конкурсную документацию повлекло либо могло повлечь существенное сужение количества участников процедуры закупки.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования указанного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги и их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара), к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в редакции, действующей на момент выдачи решения и предписания).
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу п. 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом требования к предмету и участникам закупки могут определяться как по стоимостным, так и по иным критериям.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 в„– 11017/10 по делу в„– А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Часть 6 ст. 3 Закона о закупках не допускает предъявление к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В п. 159 раздела 20 Положения о закупках определено право заказчика на установление в конкурсной или аукционной документации квалификационных требований к участникам закупки в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами. К таким требованиям относятся: наличие финансовых ресурсов для исполнения договора; наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора; наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке (учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки); наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора; отсутствие просроченной задолженности перед обществом за 3 года, предшествующих дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе; отсутствие неисполненных обязательств перед обществом; непричинение вреда имуществу общества; наличие системы менеджмента качества выполнения работ, оказания услуг, поставки и/или производства товаров, являющихся предметом закупки.
Наличие просроченной задолженности перед обществом за 3 года, предшествующих дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе, наличие неисполненных обязательств перед обществом, причинение вреда имуществу общества подтверждаются решением суда или документом, подтверждающим наличие просроченной задолженности, неисполнение обязательств перед обществом, причинение вреда имуществу общества (акт сверки расчетов, подписанный сторонами, документально подтвержденные претензии и т.п., с приложением документов, свидетельствующих о получении их контрагентом).
Согласно п. 161 Положения о закупках перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, предусматривается в документации о закупке.
В разделе 2 аукционной документации открытого аукциона на право заключения договора на капитальный ремонт объектов основных фондов Челябинской дирекции материально-технического обеспечения структурного подразделения "Росжелдорснаб" - филиал общества среди прочих установлены следующие квалификационные требования к участникам аукциона, предусмотренные положением: участник должен иметь опыт выполнения работ по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС (в подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет: документ по форме приложения в„– 10 к аукционной документации о наличии опыта по предмету аукциона, копии актов о выполнении работ, копии договоров на выполнение работ (п. 2.2 аукционной документации); у участника должна иметься система менеджмента качества деятельности по предмету аукциона (в подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету аукциона участник в составе заявки представляет: действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO или IRIS (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы (п. 2.3 аукционной документации); участник должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для выполнения работ по предмету аукциона: автокранами в количестве не менее 2 шт., самосвалами в количестве не менее 2 шт., тракторами в количестве не менее 2 шт. (в подтверждение наличия производственных мощностей, ресурсов участник в составе заявки должен представить: документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов (например, копии карточек учета основных средств, копии договоров купли-продажи, аренды, иных договоров, иные документы), справка по форме приложения в„– 12 к аукционной документации (п. 2.4 аукционной документации); участник должен располагать квалифицированным персоналом: отделочниками в количестве не менее 8 чел., слесарями-сантехниками в количестве не менее 8 чел., водителями с категорией водительских прав "C" в количестве не менее 2 чел., машинистами автокрана в количестве не менее 2 чел., монтажниками в количестве не менее 5 чел., электрогазосварщиками в количестве не менее 3 чел., в том числе 2 чел., прошедших аттестацию в Ростехнадзоре, плотниками в количестве не менее 5 чел., бетонщиками в количестве не менее 2 чел., электриками в количестве не менее 6 чел., кровельщиками в количестве не менее 4 чел.У претендента должен иметься квалифицированный административно-управленческий персонал (руководители и специалисты, ответственные за производство работ), прошедший аттестацию в соответствии с п. 2, 4 Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 в„– 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" в области аттестации по вопросам безопасности "А, Б9 - подъемные сооружения", в количестве не менее 2 человек.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить: удостоверения на электрогазосварщиков с отметкой об аттестации в Ростехнадзоре в количестве 2 человека; копии дипломов о наличии у задействованных сотрудников образования; документ по форме приложения в„– 11 к аукционной документации; штатное расписание; сведения о наличии административно-управленческого персонала, аттестованного в соответствии с п. 2 Приказа Ростехнадзора от 29.01.2007 в„– 37 "О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору": справка в свободной форме; копии удостоверений о прохождении аттестации; копии удостоверений о прохождении аттестации; копии протоколов аттестационной комиссии (п. 2.5 аукционной документации).
Закон о закупке не запрещает устанавливать нестоимостные критерии оценки, в том числе качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификацию участников и т.д. Нарушение заказчиком при установлении критериев оценки может заключаться в отсутствие в конкурсной документации ясных и определенных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обществом определенным образом сформулирован ряд требований в целях объективной оценки претендентов; все участники закупки тем самым поставлены в равные условия; Положение о закупках позволяет участвовать в закупке в составе одного участника нескольким лицам, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которые могут соответствовать требованиям, установленным заказчиком, в совокупности, что существенно расширяет круг участников закупки; в документации о закупке отсутствие ясных и определенных критериев оценки не выявлено; поскольку в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 в„– 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" работа железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов устойчивости, безопасности и качества оказываемых услуг при установлении квалификационных требований к претендентам заказчиком обоснованно учтена характеристика выполняемых работ, требования, предъявляемые к их безопасности, и иные показатели, имеющие значение при осуществлении закупки; учитывая, что объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта имеют особое стратегическое значение для Российской Федерации, а также то, что аукцион проводился на капитальный ремонт объектов общества, им были установлены квалификационные требования, исключающие неквалифицированное проведение работ и, как следствие, нарушение безопасности объектов железнодорожного транспорта; повышенные требования к участникам закупки направлены на безопасную работу инфраструктуры железнодорожного транспорта и не ограничивают конкуренцию.
Суд апелляционной инстанции на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сделал правильные выводы о том, что по смыслу ч. 1 ст. 1 Закона о закупках в торгах участвуют лишь те претенденты, которые могут своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, следовательно, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением ст. 17 Закона о защите конкуренции; повышенные требования к участникам закупки, связанные с наличием у них финансовых ресурсов для исполнения закупки, с наличием на праве собственности или ином законном основании необходимого оборудования и других материальных ресурсов, а также опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации сами по себе не могут свидетельствовать об ограничении конкуренции; действуя добросовестно, заказчик вправе предъявить повышенные требования к участникам закупки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа; повышенные требования к участникам закупки не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимущества другим субъектам; управление, принимая оспариваемое решение и вынося соответствующее предписание, не установило обстоятельств и не представило доказательств, свидетельствующих о том, что действия заказчика привели к нарушению основополагающих принципов закупки, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, и направлены на ограничение количества участников размещения заказа; к основным принципам сферы закупок относятся не только обеспечение конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принцип ответственности за результативность обеспечения нужд заказчика, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования); включение в конкурсную документацию условий, которые в итоге приведут к исключению из числа участников закупки лиц, не отвечающих (в силу своей специфики) очевидным потребностям заказчика, не является нарушением положений Закона о закупках; то обстоятельство, что не каждая организация имеет необходимых специалистов, оборудования, материальных ресурсов для работ, не означает, что для этих организаций создаются препятствия в выполнении тех видов работ, в отношении которых имеются соответствующие специалисты, оборудование, материальные ресурсы, разрешения и лицензии; возможность осуществлять те или иные виды работ по капитальному ремонту, а также быть участником иных закупок зависит от желания самого исполнителя, который может заблаговременно разрешить вопросы по привлечению необходимых специалистов, приобретению техники и материальных ресурсов, получению лицензий и т.д.; невозможность участия в торгах неопределенного круга субъектов связана не с неправомерными действиями заказчика, а с возможностями самих потенциальных участников.
С учетом того, что согласно ст. 1, 2, 3 Закона о закупках при организации закупок заказчики не связаны императивным перечнем требований к участникам закупок и могут самостоятельно определять такие требования с учетом имеющих правовое значение целей и принципов, в том числе критерия измеримости (п. 4 ч. 1 ст. 3 названного Закона), при этом принципиальное значение приобретают как равные условия для всех претендентов, исключающие признаки дискриминации и несправедливой конкурентной борьбы, так и эффективное использование заказчиками денежных средств и сокращение их издержек (с учетом показателей цены, качества и надежности); баланс интересов заказчиков и участников закупок обусловлен именно этими категориями, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал незаконными оспариваемые решения и предписание управления.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не опровергают выводы суда, были предметом его рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2016 по делу в„– А76-20879/2015 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.Г.ГУСЕВ
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
------------------------------------------------------------------