Типы документов



Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.09.2016 N Ф09-8909/16 по делу N А76-25863/2015
Требование: О признании незаконным отказа администрации городского округа в предоставлении земельного участка в аренду для ведения фермерского хозяйства, об обязании устранить нарушение.
Обстоятельства: Отказ мотивирован наличием нескольких заявок на предоставление спорного участка.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при наличии конкурирующих заявок в отношении одного земельного участка его предоставление возможно только по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды такого участка.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Челябинской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. в„– Ф09-8909/16

Дело в„– А76-25863/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Лазарева С.В., Платоновой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Димитриевым В.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича (далее - глава КФХ Колядко В.Ю.) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2016 по делу в„– А76-25863/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, принял участие представитель главы КФХ Колядко В.Ю. - Новокрещенова Т.Г. (доверенность от 24.07.2014).

Глава КФХ Колядко В.Ю. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Миасского городского округа (далее - Администрация), в котором просил:
- признать незаконным отказ Администрации, выраженный в письме от 04.02.2015 в„– 629/11, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 45 720 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного юго-западнее к/с "Энергетик" для осуществления деятельности фермерского хозяйства;
- обязать Администрацию выполнить действия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) в редакции, действовавшей на день подачи заявления в суд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Юдин Андрей Николаевич (далее - глава КФХ Юдин А.Н.), общество с ограниченной ответственностью "Визард" (далее - общество "Визард"), Мосеев Сергей Владимирович.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2016 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 (судьи Суспицина Л.А., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава КФХ Колядко В.Ю. просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Заявитель считает, что к рассматриваемой ситуации подлежат применению исключительно положения ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 в„– 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве), устанавливающей специальный порядок предоставления земельного участка для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; соответственно положения ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), предусматривающие обязательное информирование о предоставлении земельного участка ввиду наличия специального порядка применению не подлежат. Заявитель полагает, что суды неправильно определили срок для учета конкурирующих заявок. По его мнению, указанный срок следует исчислять с момента первоначального обращения заявителя в уполномоченный орган. Кроме того, заявитель связывает правомерность проведения торгов с моментом поступления конкурирующих заявок; считает, что поскольку заявки главы КФХ Колядко В.Ю. и иных лиц поступили в разное время, проведение торгов не обязательно. Также заявитель полагает, что поданные заявки не соответствуют требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. По его мнению, Юдин А.Н. не является субъектом реализации соответствующего права; в заявках общества "Визард" и Мосеева С.В. отсутствует обоснование размеров испрашиваемого земельного участка и указание на цели использования.

При рассмотрении спора судами установлено, что 02.09.2014 глава КФХ Колядко В.Ю. обратился к главе Администрации с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 5,5 га (ориентировочно), расположенного юго-западнее коллективного сада "Энергетик", сроком на 9 лет для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Постановлением от 22.04.2015 в„– 2482 Администрацией утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории Миасского городского округа, расположенного юго-западнее коллективного сада "Энергетик", для сельскохозяйственного назначения площадью 45720 кв. м.
В газете "Миасский рабочий" в„– 145 (17204) 16.12.2014 опубликовано извещение, содержащее информацию о поступлении обращения и предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Миасском городском округе, юго-западнее коллективного сада "Энергетик", площадью 5,5 га для осуществления деятельности крестьянского фермерского хозяйства.
В Администрацию поступили следующие заявления: от 13.01.2015 вх. в„– 226 главы КФХ Юдина А.Н. (наличие у Юдина А.Н. указанного статуса подтверждается общедоступными сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей); от 29.12.2014 вх. в„– 19698 общества "Визард"; от 13.01.2015 за вх. в„– 175 Мосеева С.В., в которых имеется ссылка на информационное сообщение, опубликованное 16.12.2014 в газете "Миасский рабочий" в„– 145, о предстоящем предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Миасском городском округе, юго-западнее коллективного сада "Энергетик", площадью 5,5 га, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Глава КФХ Юдин А.Н., общество "Визард" и Мосеев С.В. известили орган местного самоуправления о своей заинтересованности в предоставлении названного земельного участка в аренду для аналогичных целей.
В ответ на данные обращения Администрация письмами от 03.02.2015 в„– 606/1.1, от 04.02.2015 в„– 630/1.1 и от 12.02.2015 в„– 808/1.1 сообщила перечисленным выше лица о том, что предоставление земельного участка ввиду наличия нескольких заявок будет осуществляться по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В письме от 04.02.2015 в„– 629/1.1 Администрация сообщила главе КФХ Колядко В.Ю. о поступлении заявлений о предоставлении испрашиваемого им земельного участка от иных заинтересованных лиц, в связи с чем предоставление земельного участка будет осуществляться по результатам торгов по продаже права на заключение договора аренды.
Земельный участок площадью 45720 +/- 150 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, Миасский городской округ, юго-западнее коллективного сада "Энергетик", был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 16.10.2015 с присвоением кадастрового номера 74:34:0310002:5 и разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 16.10.2015 в„– 7400/101/15-842125.
Полагая, что отказ Администрации в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 04.02.2015 в„– 629/1.1 является незаконным и нарушает права заявителя в сфере осуществляемой им предпринимательской деятельности, глава КФХ Колядко В.Ю. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для предоставления земельного участка заявителю без проведения торгов не имеется, поскольку до принятия решения о предоставлении земельного участка были поданы конкурирующие заявки на приобретение того же земельного участка, ввиду чего предоставление земельного участка должно осуществляться в порядке проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент обращения заявителя в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении спорного земельного участка (02.09.2014), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 названного Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу п. 1, 3 ст. 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 названного Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (пункт 2 указанной статьи).
Судами установлено, что глава КФХ Колядко В.Ю. 02.09.2014 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 9 лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 5,5 га (ориентировочно), расположенного юго-западнее коллективного сада "Энергетик", для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (пункт 4 указанной статьи).
Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае подачи двух и более заявок таких лиц.
Таким образом, принимая во внимание, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению в порядке аналогии подлежат правила, установленные п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Необходимость применения приведенных норм в рассматриваемом случае вытекает также из содержания статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых названным Законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
В отсутствие в специальном законе правового регулирования механизма действия органа местного самоуправления при подаче двух и более заявок на испрашиваемый земельный участок применению подлежат общие нормы, содержащие соответствующее правовое регулирование.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями п. 2 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципам предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 в„– 310-ЭС14-7728, поскольку для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Применение этой нормы в рассматриваемой случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Судами установлено, что после опубликования в газете "Миасский рабочий" от 16.12.2014 в„– 145 (17204) извещения о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка в Администрацию 01.10.2014 соответственно, поступили заявления главы КФХ Юдина А.Н., общества "Визард" и Мосеева С.В. о заинтересованности в предоставлении указанного в извещении земельного участка для собственного использования, что и послужило причиной для принятия Администрацией спорного решения об отказе главе КФХ Колядко В.Ю. в предоставлении земельного участка без торгов.
Кроме того, на момент принятия Администрацией спорного решения в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка еще не были выполнены работы в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", обеспечивающие подготовку документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу оспариваемый отказ принят в соответствии с законодательством и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку предоставление испрашиваемого заявителем земельного участка в рассматриваемом случае возможно только по результатам торгов.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.03.2016 по делу в„– А76-25863/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Колядко Виктора Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
С.В.ЛАЗАРЕВ
Е.А.ПЛАТОНОВА


------------------------------------------------------------------